Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи после Литургии в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре

Святейший Патриарх Кирилл

11 сентября 2015 года, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения, дорогие сестры! Братья и сестры, все, кто сегодня молился в этом замечательном возрожденном главном храме Иоанно-Предтеченского монастыря на Литургии в честь небесного покровителя обители святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и в честь 600-летия со дня первого упоминания этой обители в русских летописях!

600 лет – очень большой исторический отрезок времени. Абсолютное большинство стран мира имеют историю во много раз более короткую. Трудно себе представить, что в этих стенах в течение 600 лет возносилась молитва, совершался монашеский подвиг, и какие только внешние обстоятельства не окружали внутреннюю жизнь этого монастыря! Много славного и много страшного совершалось за стенами обители как в городе Москве, так и на Руси и во всем мире. А вера монашествующих, их искренняя молитва обладали такой силой, что, несмотря на многие разрушения, которые происходили вовне, обитель сохранилась, и даже страшные годы лихолетья, особо кощунственных и особо радикальных гонений на христиан, которое обрушились на нашу Церковь после революции и привели, в конце концов, к закрытию монастыря, не были способны истребить веру и историческую память.

В 2000 году обитель вновь возродилась. За 15 лет мало-помалу, несмотря на многие трудности, были выполнены масштабные восстановительные работы, и этот сияющий своей первозданной красотой храм являет нам всю милость Божию, которая, несмотря на тяжкие испытания, простиралась над обителью и, укрепляя веру людей, в том числе зде монашествующих, привела к возрождению монастыря.

Сегодня мы празднуем трагический день, как говорят, его и праздником трудно назвать. Но на самом деле это праздник, так же, как праздниками являются Великий четверг и Страстная пятница. Другое дело, что мы не окружаем его внешними атрибутами празднования, – напротив, налагаем на себя сугубый пост, однако мы торжественно вспоминаем то, что произошло в этот день.

Святой Пророк и Предтеча Господа и Спасителя Иоанн проповедовал покаяние людям, глаголя, да и в грядущего по нем Христа веруют. Миссия Предтечи была связана с проповедью покаяния, потому что без покаяния, без осознания собственных грехов человек неспособен открыть свое сердце пред Богом. Покаяние есть непременный и первый шаг к спасению. И это не только единовременный шаг: покаяние должно сопровождать всю жизнь человека, от юности до старческих лет. В идеале, покаянием должен начинаться и заканчиваться каждый наш день.

Если мы будем каждый день обращать к Богу молитву о прощении наших грехов, если не машинально, не механически, не по заученному тексту, а от сердца будем пред Богом перечислять свои грехи – и большие, размером в жизнь или в полжизни, или те, что мы совершили накануне, – если мы, повергая Господу на Его суд то, что происходит в глубине нашей души, будем испрашивать у Него прощения каждый день, то это будет означать, что мы живем религиозной жизнью. Поначалу такая покаянная молитва может показаться утомительной, даже если она занимает всего несколько минут или даже мгновений, но со временем, когда она становится навыком, человек уже не может без нее выйти на улицу, не может начать дня.

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, проповедуя покаяние, уготовал сердца людей к восприятию Евангелия. Вот так и мы через покаяние приуготовляем свое сердце к принятию Божией благодати. Вера, которая постоянно подвергается различного рода искушениям и давлению извне, становится сильной, когда мы обретаем опыт покаяния.

А что же произошло с Иоанном Крестителем? Его почитал народ. Он вел аскетический образ жизни, он ушел за Иордан и питался тем, что давала пустыня. В Евангелии сказано: и пищей его были акриды и дикий мед (Мф. 3, 4). Он никогда не пил вина (Лк. 1, 15), он поражал людей своим аскетизмом, своей верой, своим пророческим даром. И многие приходили на Иордан, чтобы, войдя вместе с ним в воды реки, испросить у Бога прощения через искреннее покаяние.

Но какой нелепой, страшной кажется его кончина! Святой человек, несомненный авторитет для всего народа, становится жертвой пьяного правителя. Если бы это произошло с кем-то в наше время! Как много слов мы бы услышали наподобие: «Да где же Бог? Где же справедливость?» Однако пример Иоанна Предтечи говорит о том, что для Бога нет этой жизни и жизни вечной, – для Него все одна жизнь. То, что совершается в этой жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу. Даже совершая сугубо человеческие дела, борясь за лучшую жизнь, за материальную жизнь народа и страны, мы не ограничиваем свое видение годом, двумя или следующим десятком лет. Подспудно, внутренне мы соотносим наши усилия с некой удивительной перспективой, с жизнью, которой нет конца. Мы приносим в дар Богу, сознательно или несознательно, нашу заботу об устроении этой жизни, а без такого видения перспективы теряют смысл все наши дела здесь, на земле.

Вот и Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн совершал великие дела, совсем не думая о том, чем все это может закончиться, и нет никакой бессмыслицы в том, что он совершил. Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все это обретает свой конечный смысл и свое конечное значение.

Наша Церковь установила особые молитвы в этот день за тех, кто страдает пьянством. Не только Иоанн Предтеча был невинной жертвой этого греха. Как много людей погибает на улицах от пьяных водителей! Ничего более страшного представить нельзя, как человек, нарушая все законы – и закон совести, и государственный закон, – наносит непоправимый ущерб здоровью или уносит жизнь других только потому, что не может удержаться от пьянства, а выпив, не может удержаться от того, чтобы сесть за руль автомобиля. А распад семей, а измены, а несчастные дети, сироты при живых родителях, и все только потому, что кто-то – он или она – не могут остановиться, сил не хватает. Но сил в первую очередь не хватает именно потому, что нет перед человеком видения перспективы, нет смысла в жизни. А если нет смысла в жизни, то ведь нужно эту жизнь чем-то наполнить. Вот и впадает человек в то, что сегодня психологи называют взрывчатой релаксацией, – отдых посредством некоего эмоционального потрясения. И это потрясение приносят алкоголь, наркотики, даже совершение преступления…

Обо всем этом мы бы сегодня не говорили и, наверное, Церковь не установила бы этого дня и не учредила специальную молитву, если бы все это не было так опасно для жизни нашего народа, да и для жизни всего рода человеческого. И поэтому наша молитва сегодня была от сердца. И я призываю всю нашу Церковь не только молиться, но и работать вместе с системой здравоохранения, вместе с добровольцами, вместе со многими и многими людьми, которые понимают, что дальше так нельзя. А иначе ради кого мы строим города, прокладываем дороги, прилагаем усилия, чтобы развивать нашу экономику, поддерживать культуру, упорядочивать социальные отношения, если большая часть людей будет подвержена этому страшному пороку?

Мы сегодня молились о нашей родине, о России, о всей исторической Руси, о мире и благополучии, о преодолении междоусобной брани, о тех, кто страдает пороком винопития, о всех страждущих, угнетенных, плененных, о всех чающих утешения свыше. В этом великое служение Церкви, и эта молитва должна быть сердечной и искренней. Тогда она будет достигать престола Божиего, и все мы будем чувствовать, как Господь в ответ на эту молитву дает нам просимое.

Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с праздником, и благословение Божие молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна да пребывает со всеми нами. Аминь.

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь