«У каждого остается надежда на спасающую руку Божию»

Святейший Патриарх Кирилл

25 августа 2024 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма Архангела Михаила — Патриаршего подворья в деревне Акулинино городского округа Домодедово Московской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья, сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем, когда мы в этом благолепном недавно построенном храме имели возможность вместе молиться, обращаться с покаянием к Господу, как это всегда бывает, и чувствовать поддержку друг друга. Потому что, когда мы вместе молимся, то даже если кто-то ослабевает в молитве или отвлекается умом, то благодаря тому, что рядом стоящий молится, невидимый духовный огненный столп молитвы возносится к Господу.

Именно поэтому молитва в храме всегда слышится Богом, и Господь отвечает на эту молитву — конечно, по нашей вере. А вера — это часть процесса, который соединяет Бога и человека. Бог, имея власть, может помочь человеку, и когда человек просит Господа с верой, совершаются дивные чудеса Божии, которые нередко даже самому черствому человеку открывают духовные очи и помогают увидеть Божественное присутствие в его жизни.

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 14:22-34) содержится повествование о том, как апостол Петр чуть не утонул. Во время бури Господь подошел по водам к лодке, в которой были Петр и апостолы. Можно себе представить реакцию рыбаков, которые хорошо знают, что такое вода, знают, какие опасности она несет, особенно в непогоду. Видя это чудо — приближающегося по водам Господа, они, конечно, были поражены Его силой. И в ответ на эту Божественную силу, явленную в шествии Спасителя по водам, Петр обращается к Господу и просит Его: дай мне возможность прийти к Тебе по водам. Господь сказал: иди. Вступил Петр на воду и пошел, но как рыбак, понимающий всю опасность того, что происходит, ведь вода, особенно во время шторма, может с легкостью погубить человека, испугался и стал тонуть.

Что же означал этот испуг? Страх перед стихией стал более сильным, чем вера в силу Учителя, Господа и Спасителя. А ведь это очень странно. Спаситель шел по водам, Он не откуда-то с берега сказал: иди ко мне; тогда вроде бы и усомниться можно — Он на берегу, а я здесь, в этой пучине. Но Господь Сам шел по водам, давая знак, что имеет власть над этой стихией, и все равно страх перед стихией мира стал сильнее, чем созерцание Божиего чуда.

Конечно, это повествование имеет отношение к каждому из нас. Ведь все мы верующие люди, молимся, просим Господа, но иногда возникает дилемма: поверить или, может быть, не поверить; с точки зрения веры надо бы так поступить, а с точки зрения якобы здравого смысла — пожалуй, это было бы рискованно... И нередко мы, даже не отдавая себя отчет, поступаем в жизни так, как поступают неверующие, будто бы для нас и Бога нет, и чудес Его нет, будто силы молитвы не существует и будто связи с Богом нет. И это состояние богооставленности — не осознанное, а скорее инстинктивное, когда мы обращаемся за помощью к кому угодно, но реже всего к Богу, и приводит к тому, что возникает опасность нашего потопления — не физического, ведь не о хождении по водам идет речь в нашей жизни, но духовного потопления, когда ослабевает вера, когда Бог уходит куда-то на периферию жизни, когда становится необязательным даже посещение Божиего храма хотя бы раз в неделю, в воскресенье, к чему и апостолы призывали, собирая общину первых христиан в день воскресный.

Иногда мы делаем все что угодно: в магазины пойдем, на некие ярмарки, которые нередко именно в воскресенье открываются, а кое-кто может и ремонт в доме затеять, и уборку, и даже полы мыть. А что это означает? А это означает, что Бог, даровавший нам жизнь, всемогущий Бог — на периферии нашего сознания. Мы в первую очередь отдаем предпочтение тому, что прямо касается нас в этой личной, земной жизни, и оставляем Господа далеко-далеко от нашего внимания. Ну, а бывает и так, как сказала одна моя соседка, когда я еще жил в Петербурге, тогдашнем Ленинграде, в обычном доме. Она жила рядом и порой заходила поговорить, зная, что я священник. Однажды приходит вся заплаканная и говорит: «Слушай, что ж это происходит? Я всё молилась-молилась, Ксении Блаженной носила-носила свечки, а Ваську моего, вора, взяли да и посадили! Я ж просила — так почему его посадили?» Я говорю: «Ну, Ваську-то посадили за дело». — «Да, конечно, за дело». — «Что ж ты тогда просишь Господа? Ты что, хочешь, чтобы Он Своей милостью покрывал беззаконие твоего Васьки? Пускай Васька посидит, ничего страшного с ним не произойдет, может, ума наберется». Так оно и произошло, но вот пример бытового отношения к Богу, будто Он непременно нам что-то должен. Не зря же мы в храм ходим, а еще и свечечку поставим, и денежку положим, — Он точно нам должен, ну а как иначе??

Господь нам ничего не должен! Мы Ему обязаны своей жизнью, своим здоровьем, своим благополучием, одним фактом мирного неба над головой — можно перечислять до бесконечности, что Бог дарует нам. А в ответ что Он от нас просит? Ничего! Он только просит веры в Него. Потому что как Богу отдавать что-то и даровать что-то, если человек в Него не верит? В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1:4), учит нас Слово Божие. Не может в злохудожную душу приходить благодать Божия, не может злохудожная душа обретать Божественное благоволение. А если злохудожная душа приносит покаяние и изменяет свою жизнь, то Господь любовью Своей, милостью Своей покрывает все ее грехи, и та обретает надежду на спасение и Божественный ответ на свои молитвы — нередко проистекающие от действительно греховного человека, но все-таки даже эти молитвы, основанные на вере в Бога, становятся спасительными.

Всему этому мы научены сегодняшним евангельским чтением о спасении Петра. Господь спас сомневающегося апостола, но ведь так Он и нас спасает, даже несмотря на наши сомнения, на нашу духовную расслабленность, на нашу немощь. Однако есть одно непременное условие — это вера в Господа. А если не верим, то что нас соединяет с Богом? Ничего. И если нет связи с Богом, то почему Он должен нас спасать? Не будет ли это тем, о чем Он сам сказал: Не мечите бисер свой перед свиньями, потому что они могут наброситься на вас? (см. Мф. 7:6). Вот поэтому Господь и не помогает тем, кто не верит в Него, отрицает Его, а тем более борется с Ним на разных уровнях — на политическом, на идеологическом или просто на бытовом. Ну, не хочу я верить в Бога — уж слишком много всяких ограничений. Но Господь нас учит сегодня тому, как апостол Петр был спасен, несмотря на свое неверие, в самый, быть может, последний момент, когда уже стал утопать. Вот так у каждого из нас — даже у тех, кто не очень крепко верит в Бога, может быть, не всегда храм посещает, не исполняет других Божественных предписаний, которые Церковь нам дает. У каждого остается надежда на спасающую руку Божию, которую Он протянул утопающему Петру. И каждому из нас Он может протянуть руку, если мы сами этого захотим. Ведь Петр протянул руку Господу, и Тот взял ее в Свою руку. То есть движение это в обе стороны. Движение от Бога к нам Его милостью и щедротами, и от нас к Богу чистой, искренней верой и добрыми делами. И да поможет нам Господь именно так строить свою жизнь, дабы обрести радость и мир в жизни земной и спасение в жизни вечной. Аминь.

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери