Всякая цель достигается кротостью

Святейший Патриарх Кирилл

18 марта 2016 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Одной из величайших христианских добродетелей является кротость. Это понятие с трудом воспринимается в наше время – так далеко отстоит образ кроткого от образа сильного, преуспевающего человека. Но вот Господь, обращаясь с холма на берегу Тивериадского озера к ученикам и ко множеству народа, сказал, в том числе, поразительные слова: «Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю» (Мф. 5, 5).

Для нас не совсем понятно, о какой земле речь идет и почему кроткие наследуют землю. Но слушавшие Спасителя прекрасно всё поняли, ведь его окружали иудеи, а для них представление о земле обетованной было священной и вместе с тем национальной идеей. Из поколения в поколение передавался рассказ о том, как народ, выведенный Моисеем из Египта, 40 лет скитался по Синайской пустыне, преодолевая невероятные трудности, а затем вступил в обетованную землю. Но непросто было это сделать: чтобы войти в обетованную землю, израильтяне должны были разрушить стены Иерихона, а затем эту землю нужно было защищать, в том числе, от могущественных филистимлян. Много крови было пролито за обетованную землю, но Господь говорит, что блаженны не сильные, не успешные, не могущественные, а кроткие, потому что именно они наследуют землю.

Конечно, используя образ обетованной земли, Господь сказал о чем-то большем. Он говорит о Царствии Божием, но не только о нем. Обетованная земля была вожделенной целью, к которой стремился весь народ, и потому слова Спасителя могут быть применены к любой важной и доброй цели, которую человек перед собой ставит. И Господь связывает достижение цели с кротостью.

Мы ставим перед собой многие цели: хорошо закончить школу, если учимся в школе; получить образование более высокого уровня, если мы его продолжаем; сделать в своей жизни что-то важное: создать семью, воспитать детей, произвести нечто полезное для народа, для общества. Другими словами, мы не хотим прожить жизнь впустую, даже с точки зрения земных, человеческих ценностей. Мы ставим перед собой важные цели. Но только Евангелие учит нас тому, что всякая цель достигается кротостью.

Так что же такое кротость? Процитирую слова святителя Иоанна Златоуста: «Кротость есть признак великой силы. Смотри, не подумай, будто мало нужно сил, чтобы в ответ на оскорбление не возмутиться». Давайте применим эти слова к самим себе. Когда нас оскорбляют жестоко, несправедливо, когда на нас клевещут – а сейчас нетрудно сделать так, что об этой клевете узнает весь мир, – каким должен быть ответ христианина? Он должен быть исполнен этой внутренней силы – кротости. И потому, как бы вторя святителю Иоанну Златоусту, преподобный Ефрем Сирин говорит: «Кроткий – это тот, кто принимает удары и остается твердым».

Кротость – это великая внутренняя сила, но это не сжатые от злобы зубы, это не сжатые кулаки. Кротость – это даже не терпение. Кротость – это внутреннее состояние духа, это сила, которая поднимает человека над окружающим миром, помогает ему взглянуть с высоты на происходящее, на всех этих обидчиков, на все эти человеческие интриги, на всю эту скверну, которая так стремится поглотить нас, вовлечь в свою стихию, заставить реагировать по ее законам на то несправедливое и незаслуженное, что бросается в наш адрес.

Кротость – это великая внутренняя свобода. Иногда она наследуется от предков: кроткий младенец вырастает кротким, спокойным человеком. Про такого говорят: он святой от рождения, это человек с очень легким характером. Но означает ли это, что кротость – черта избранных, которые унаследовали это качество от своих родителей или, может быть, от далеких предков? Вовсе нет, иначе Господь не сказал бы о нем в Нагорной проповеди. Он говорит о кротости как об идеале, как о цели жизни, к которой каждый может устремляться и которой каждый может достичь – обрести эту силу, эту внутреннюю свободу, это подлинное внутреннее спокойствие, эту способность устоять под действием всех тех сил, которые обрушиваются на человека.

А как же можно воспитать в себе кротость? Никакими волевыми усилиями, никакими попытками сделать спокойное выражение лица достичь кротости невозможно, потому что кротость – это характеристика не внешнего вида человека, а его внутреннего состояния. Тот же святитель Иоанн Златоуст, размышляя о том, как воспитать кротость, говорит: «Нужно постоянно сознавать свою греховность». И, может быть, чем успешнее, чем талантливее человек, чем сильнее он отличается от других, тем больше он должен думать о своих грехах и осознанием своего несовершенства уравновешивать и свои способности, и свою непохожесть.

Но и в том случае, когда человек, желающий стать кротким, не отличается особыми талантами, совет святителя Иоанна Златоуста является решающим. Нужно чаще думать о своих грехах, о своих слабостях, о своих недостатках, чаще каяться пред Господом. И по мере освобождения от этих грехов нам будет подаваться Божественная благодать, которая только и способна даже самого сильного, самого грозного человека преобразить в человека кроткого, в того самого, кто наследует землю.

А теперь несколько слов о кротости как средстве достижения успеха в жизни. Казалось бы, что общего между кротостью и успехом? Так вот, кроткий человек в силу своей незлобивости располагает к себе людей. Вокруг него всегда есть те, кто готов ему помочь. Вокруг него всегда есть те, кто готов пройти с ним часть его пути. Он никогда не будет одиноким, потому что кротость притягивает к себе других людей. Вот в этом, может быть, и заключается подлинная тайна человеческого успеха, в хорошем смысле слова. А если мы подумаем о том, что речь идет не только об успехе в земной жизни, но и о наследовании Божиего Царства, то в полной мере осознаем, сколь велика и сколь прекрасна добродетель кротости, воспитать которую в себе призван каждый из нас. И да поможет нам в этом Господь. Аминь.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия