«Задача Церкви заключается в том, чтобы постоянно напоминать людям, что вера является непременным условием спасения»

Святейший Патриарх Кирилл

24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждому из нас дана благодать по мере дара Божия, благодать по мере того, как Бог нам этот дар передает (см. Еф. 4:7). В том же Послании к Ефесянам, отрывок из которого мы сегодня слышали и которое я только что процитировал, святой апостол Павел говорит: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никто не похвалится (см. Еф. 2:8-9).

Эти две фразы из Послания апостола Павла к Ефесянам помогают нам очень многое понять. Во-первых, то, что ничто не может спасти человека, кроме благодати Божией, — никакие труды, никакие усилия. Мы знаем, что люди употребляют огромные усилия, чтобы сделать карьеру, чтобы выучиться, чтобы достичь чего-то в своей жизни. И достигают, но достигают временных целей, которые имеют лишь относительное значение для жизни будущего века. Но если говорить о достижении подлинной цели бытия, то эту цель, именуемую спасением, то есть полноту жизни в общении с Богом, невозможно достичь никакими средствами, кроме как силой благодати Божией.

Благодать дается нам даром, это великая милость Божия. Через сошествие Святого Духа на апостолов, которому предшествовали страдания Спасителя, Его крестная смерть и Воскресение, через все то, что Бог во Христе сотворил для рода человеческого, нам дана особая Божественная сила, особый дар благодати, который только и спасает нас.

Но возникает вопрос: если человек спасается только Божественной силой, Божественной благодатью, где же тогда сам человек? Где его место в этом малопонятном для ограниченного человеческого разума процессе? И апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит: благодатью вы все спасены через веру (Еф. 2:8). Вот где мы.

Сама по себе благодать не может спасти человека, если мы не воспринимаем эту благодать своей верой, если мы не замыкаем особую цепь между Богом и собой посредством веры. Поэтому вера — не только то, что относится к человеческому мировоззрению, не только то, что принадлежит нашему разуму и даже нашему сердцу, но это сила, которая привлекает благодать Духа Святого, и через веру мы получаем Божественную благодать, которая нас реально спасает.

Эти отрывки из послания апостола Павла действительно открывают нам тайну того, что есть человеческое спасение. Но как сочетается Божественная сила, Божественная благодать и, более сказать, промысл Божий с нашей личной свободой, которой Господь украсил каждого человека? Как взаимодействуют то, что имеет непреодолимую силу в отношении к человеку, то есть сила Божия, с человеческой силой, с человеческой свободой? Над этим вопросами бились в прошлом, да и сегодня еще размышляют философы, но они находят свое разрешение только в тех замечательных словах, которые сегодня мы слышали за Божественной литургией и которые говорят о спасающей силе Божественной благодати, подаваемой нам через веру.

Да поможет всем нам Господь хранить веру в сердце, дабы обретать через нее Божественную благодать. По милости Божией, по человеколюбию Сына Божиего благодать даруется нам всякий раз, когда мы совершаем Святую Евхаристию, всякий раз, когда мы окропляем себя святой водой, всякий раз, когда мы участвуем в церковных Таинствах. Эта благодатная сила даруется нам, почему она и называется в Священном Писании «даром». За эту силу не нужно вносить никаких пожертвований, не нужно ничем жертвовать — только нужно иметь сильную веру, потому что никакие человеческие усилия, никакие духовные упражнения, никакое напряжение воли не поможет нам привлечь к себе Божественную благодать, которая дается даром в ответ на нашу веру.

Наученные этой великой спасительной мудростью, будем помнить, что вера есть непременное условие человеческого спасения. Без веры ничего не получится, никакая цепь с Богом не замкнется, никакая благодать не прикоснется к нашему сердцу. Вот, наверное, поэтому враг рода человеческого и делает все для того, чтобы разрушить в людях веру. Ведь если вера разрушается, то и цепь между Богом и человеком разрушается. Небо не соприкасается с земным, физическим миром, если нет веры. Поэтому так много сил работает на то, чтобы отнять у людей веру; а задача Церкви заключается в том, чтобы постоянно напоминать людям, что вера является непременным условием спасения, потому что в ответ на веру мы получаем Божественную благодать, которая только и может спасти человека.

В самом деле, кто же еще может помочь нам, людям ограниченным, прикоснуться к Божественной жизни? Кто может помочь нам войти в Божественное Царство — какие герои, какие силы человеческие? Но вера открывает перед нами Божие Царство и является той силой, которая помогает наследовать это Царство, и будем помнить, что именно через веру мы обретаем спасительный дар благодати.

Благодатью вы все спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар: не от дел, дабы никто не хвалился — пусть эти замечательные слова апостола Павла сохраняются в нашей памяти и в наших сердцах. Аминь.

Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Пензенский Троицкий женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь