29 января 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось заседание пленума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Предстоятель Русской Церкви обратился к членам Межсоборного Присутствия со вступительным словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры!
Сегодня в Москве, в Храме Христа Спасителя, собрались члены Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. В минувшем году наш совещательный орган был расширен со 150 до 193 человек. Путем опроса комиссий была произведена ротация, в результате которой сейчас членами Присутствия являются 63 архиерея, 79 священников, 3 диакона, 14 игумений и инокинь, 34 мирянина.
Межсоборное Присутствие было образовано почти шесть лет назад по инициативе Поместного Собора 2009 года. С одной стороны, церковное сообщество привыкло к этому органу, его воспринимают как собрание людей, которые формулируют предложения по выработке позиции Церкви в отношении целого ряда вопросов современной церковной и общественной жизни. С другой стороны, порой встречается не полное понимание деятельности Присутствия.
Частично это связано с некоторым затишьем последних месяцев, когда из комиссий Присутствия вышло относительно небольшое число концептуальных документов, отвечающих на вызовы времени и запросы паствы. В 2014 году дискутировался только проект «Положения о монастырях и монашествующих», доработанный профильной комиссией после его первого общецерковного обсуждения еще в 2012 году. Однако в истекшем году поступило множество различных, зачастую отражающих противоположные точки зрения, отзывов и комментариев именно в связи с темой иночества. Поэтому я принял решение дополнительно обсудить с епархиальными Преосвященными эту тему и пока не передавать проект документа на рассмотрение Пленума. Другими словами, на Архиерейском Совещании, которое состоится 2-3 февраля, мы сконцентрируем свое внимание на данном документе, особенно — на теме понимания иночества в системе русского монашества.
Тем не менее Президиум Межсоборного Присутствия вчера определил целый ряд новых актуальных тем для рассмотрения в комиссиях, и я надеюсь, что это позволит комиссиям с новыми силами приступить к работе.
Межсоборное Присутствие — это действенный инструмент выработки позиции с учетом мнения всей церковной полноты. Пример тому — целый цикл дискуссий вокруг уже упомянутого «Положения о монастырях и монашествующих». Практика показывает, что механизмы Межсоборного Присутствия позволяют принимать во внимание самые разнообразные точки зрения при подготовке принципиальных документов.
Вы избраны Священным Синодом нести особое послушание в Церкви в ближайшие годы. Кто-то стал членом Присутствия, потому что имеет большой опыт церковного делания на высоких должностях, кто-то — потому что успешно трудится на общественном поприще, кто-то, не занимая видных должностей, приносит пользу на том месте, куда его поставил Бог. Это касается и священнослужителей, и монашествующих, и наших замечательных мирян, которые избраны для служения в Межсоборном Присутствии.
Все вместе мы являем тот голос современной Церкви, который, выражая понятными словами вечные евангельские истины, призван убедительно звучать в ответ на вопрошания нынешнего века. Все мы помним слова из Откровения Иоанна Богослова:«Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Это назидание пусть остерегает нас от теплохладности, формализма, выполнения послушания «для галочки».
Когда Церковь молчит по тем проблемам и темам, которые реально беспокоят людей, очень многие воспринимают это как некое безразличие к жизни людей, к их проблемам, а иногда даже к их боли. Поэтому наша совместная работа имеет прямую связь с миссией Церкви, с осуществлением Церковью самого важного, к чему Ее призвал Господь — идти учить, крестить, освящать людей Божественной благодатью.
Межсоборное Присутствие будет помогать епископату нести апостольский подвиг, чтобы укреплялись наши епархии, чтобы созидались православные приходы, чтобы люди укреплялись в вере и воцерковлялись. Если каждый член комиссии будет активно вовлекаться в анализ тем и подготовку решений, церковная общественность, в свою очередь, будет инициативнее воспринимать проекты Присутствия, оживленными будут и дискуссии.
Подобное проявилось в ходе обсуждения проекта документа «Об участии верных в Евхаристии». Причастие — основа церковной жизни, жизни каждой ее епархии, каждого ее прихода. И от того, как каждый переживает Таинство Евхаристии, зависит духовное здоровье личности и всего православного сообщества. Соединяясь во Христе в общины, все мы — архиереи, священники, диаконы, монашествующие и миряне — свидетельствуем свое намерение стать сынами и дщерями Божиими, наследниками Вечного Царства. Значимость величайшего Таинства таинств обусловила и особую судьбу документа, описывающего порядок приобщения членов Церкви Тела и Крови Христовым, дисциплину подготовки к Причастию.
Документ был трижды практически переписан разным составом авторов. Большое значение имело общецерковное обсуждение в епархиях и в Интернете. Нынешний вариант проекта вобрал в себя многообразие существующих сегодня в Русской Церкви практик. В 30 тысячах приходах, в почти трехстах епархиях Московского Патриархата сформировались различные традиции подготовки к Причастию, различные подходы к решению вопроса о частоте принятия Святых Христовых Тайн, и мы не можем игнорировать одни традиции, отдавая предпочтение другим.
А если существуют различные традиции, особенно, если одна исключает другую, то это источник постоянного внутреннего напряжения. Потому что представители той или иной традиции в лице священников, духовников, хотят того или не хотят, утверждая абсолютную значимость своего собственного опыта, исключают опыт других. Не просто ставят его под сомнение, а входят с ним в противоречие, считая, что их практика самая правильная. В жизни все это приводит к тому, например, что человек, который привык постоянно причащаться в одном приходе, а потом в силу каких-то обстоятельств — командировка, отдых, иные обстоятельства — уезжает в другое место, приходит в другой храм и там сталкивается с другими требованиями, либо более суровыми, либо более мягкими. Это порождает недоумение. В некоторых случаях происходит сужение общецерковного горизонта до своего прихода, а авторитетом становится только один человек. Вот так у нас появляются неформальные лидеры в Церкви, которые иногда, укореняясь в сознании своего лидерства, бросают вызов всем соборному разуму Церкви.
Наша работа направлена на то, чтобы исправить эту ситуацию. В каких-то случаях нужно употреблять, в том числе, и канонические прещения. У нас есть такие случаи, когда вдруг священник превращается в гуру, высочайший абсолютный авторитет, исключающий все другие авторитеты. Но ведь в большинстве случаев для этого нет никаких оснований, а само формирование этой изолированности церковной жизни уходит корнями в советское прошлое, когда вообще не было никакого соборного процесса, когда даже общения между приходами не было, а иногда архиерей был даже лишен возможности эти приходы посещать. Проблемы накапливались на протяжении десятилетий. Поэтому мы очень вдумчиво должны сегодня подойти к тому документу, который, в случае его принятия и благополучного осуществления в жизни Церкви, поможет нам выйти из этого непростого положения, а значит — укрепит соборные начала в Церкви, укрепит церковное единство и поможет нашему благочестивому верующему народу укрепляться в вере и благочестии без смущения.
Думаю, что данный документ затронет почти каждого человека. Просил бы вас с пониманием важности этого документа подойти и к его окончательному обсуждению на нынешних заседаниях.
В рамках Пленума мы обсудим этот проект, если нужно внесем в него поправки, и уже через несколько дней он будет представлен на рассмотрение Архиерейского Совещания.
В нашей повестке дня еще три проекта: «Образовательная концепция Русской Православной Церкви», «Церковь и культура» и «Церковь и экономика в условиях глобализации». После обсуждения тезисов этих документов нам предстоит направить их в профильные комиссии. В отношении данных проектов нам важно не столько заниматься редактурой, сколько обсуждением самого видения, которые мы считали бы важным отразить в этих трех документах. Мы здесь собрались, в том числе для того, чтобы у Церкви появилась взвешенная, разносторонняя, программная оценка процессов, происходящих в современном обществе. И динамично развивающиеся социальные тенденции заставляют нас размышлять о будущем. Для этого нам все дано: мы знаем из Священного Писания о том, каким будет финал человеческой истории, и мы видим, как пророчества сбываются. Но нам не следует сидеть сложа руки и ждать наступления грозных времен. Нет, каждый христианин ответственен за то время, в которое он живет, а также и за то, есть ли в сердцах его современников место Христу.
Иногда нас спрашивают: а зачем нам все эти документы? Через эти документы мы обращаемся к тем людям, которые не готовы слышать пастырское слово на отвлеченную для них тему. Но когда пастырское слово берет за живое, когда пастырское слово касается собственной повестки дня человека, а так бывает и у деятелей культуры, и у экономистов, и у политиков, вот тогда открывается возможность для людей понять, что такое быть христианином в современном мире. Это означает, что верующий человек не может перестать быть христианином в осуществлении, в том числе, своих профессиональных обязанностей, особенно, если выполнение этих обязанностей оказывает большое влияние на общество и на другого человека. А экономика и культура являются именно такими областями.
В заключение считаю нужным остановиться на теме информационного освещения деятельности Межсоборного Присутствия. Поскольку Присутствие — совещательный орган, помогающий в межсоборные периоды вырабатывать концептуальные, ключевые решения, к обсуждению его повестки дня призываются все члены Церкви. Важно, чтобы в СМИ появлялись публикации по темам, утвержденным президиумом Межсоборного присутствия. И не обязательно дожидаться появления документа по данной проблематике, свое мнение можно высказать уже в ходе выработки общецерковной позиции. В то же время членам Присутствия следует соблюдать этику дискуссии. Каждый из вас вправе выносить в информационное пространство только свое мнение, а не мнение других членов комиссии или подробности полемики, состоявшейся на заседании комиссии. Материалы о ходе дискуссий заседаний комиссий следует размещать только с согласия всех членов, участвовавших в данном обсуждении.
Надеюсь, пленум 2015 года даст новый импульс работе Межсоборного Присутствия, и в ближайшие годы мы получим целый корпус документов, помогающих Церкви, нашему духовенству и мирянам совершать свое служение, идти по пути спасения, не взирая на трудности, которые мы все сегодня переживаем. Призываю вас к активному участию в дискуссии — вне зависимости от сана, возраста и стажа пребывания в Межсоборном Присутствии.
Благодарю за внимание.