Выступление на встрече с делегатами IX фестиваля «Вера и слово»

Святейший Патриарх Кирилл

21 октября 2021 года состоялась онлайн-беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегатами IX Международного фестиваля «Вера и слово» «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации». Предстоятель Русской Церкви благословил участников форума и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников IX Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».

Годы, минувшие со времени проведения последнего фестиваля, оказались очень значимыми для осмысления роли православных СМИ, но, как вы знаете, непростыми. В первую очередь, пандемия и связанные с ней изменения в привычном укладе жизни существенно обострили целый ряд вопросов, которые ранее не представлялись существенными. Изменился не только ритм жизни большинства граждан. Впервые в новейшей истории Церкви мы оказались в ситуации, когда ограничительные карантинные меры затронули и собственно приходскую жизнь, включая участие в богослужении, то есть личную духовную жизнь православных людей. Мне хочется выразить свою благодарность всем тем, кто не растерялся в этих сложных обстоятельствах и смог оперативно организовать трансляцию богослужений, проведение различных приходских мероприятий с использованием средств удаленной связи. Способность быстро и эффективно реагировать на современные вызовы — это хороший показатель правильного настроя тех лиц, кто ответственен информационную деятельность нашей Церкви.

Но мне хотелось бы остановиться на тех вопросах, которые требуют дальнейшего общецерковного обсуждения.

Пандемия и вынужденная изоляция поставила во всей остроте вопрос: возможно ли полноценное христианство в виртуальном пространстве? Возможно ли полноценное христианство, когда каждый, сидя перед монитором компьютера, может не выходить из дома для участия в богослужении? Я со всей ответственностью могу сказать: нет! Сын Божий не для того сошел на землю и воплотился, принял человеческую природу, чтобы Его ученики через две тысячи лет превратили Его подвиг в виртуальную реальность! Преемственность благодатных даров, передаваемых буквально из рук в руки, начиная с апостолов и до сего дня, не терпит никакой виртуализации. Однако вопрос участия верных в богослужении посредством удаленной связи, особенно в ситуации самоизоляции, весьма возможно, потребует своего дальнейшего обсуждения, причем как среди пастырей, так и среди ответственных за информационную деятельность. Здесь необходимо проявить не только большую духовную рассудительность, но и снисхождение к тем, кто действительно не имеет возможности регулярно разделять радость полноценной молитвенной жизни в храме. В то же самое время мы должны четко понимать опасность подмены богослужения видимостью участия в нем.

При всей кажущейся привлекательности негативной позиции по отношению к новейшим достижениям цифровых технологий необходимо понимать: Церковь призвана помогать современным людям находить правильный подход к использованию результатов развития науки и технологий. Всякий новый вызов в этой области — это своего рода экзамен на нашу способность актуализировать христианские убеждения и на основе этих убеждений вникнуть и разобраться в самих этих явлениях, насколько они соответствуют или противоречат христианскому вероучению и нравственности.

Современное молодое поколение родилось в эпоху мобильных телефонов и Интернета. Цифровое виртуальное пространство для них стало естественной средой обитания, совершенно реальным миром со своими законами, что иногда бывает очень трудно понять старшему поколению, для которого это пространство, при всем напряжении сил и готовности его освоить, продолжает оставаться чужим. И, конечно, всего этого нельзя отрицать, ссылаясь на то, что раньше без этого «спокойно обходились». Обходилось человечество в разные времена и без других достижений цивилизации, который мы считаем в наши дни обыденностью. Ссылка на то, что «обходились, давайте и мы сейчас обойдемся», не работает, потому что новые технологии становятся важной частью жизни, особенно в области коммуникации.

Первая волна вхождения православных людей в пространство социальных сетей и другие площадки цифровых коммуникаций, на мой взгляд, завершается. Невозможно до бесконечности увеличивать число приходских сайтов, аккаунтов в сетях и блогов. Сегодня крайне важно сконцентрироваться на качестве представляемой информации, на поиске адекватного языка — как словесного, так и визуального — для свидетельства о Спасителе, о жизни Церкви, о высоком достоинстве христианина. И здесь на первый план выходят образование, профессионализм, а также внутреннее горение, желание говорить о Христе, и, может быть, именно это горение и желание говорить о Христе надо поставить как приоритет. Потому что все остальное играет служебную роль и вторично, а первично наше желание и стремление проповедовать Христа распятого и Воскресшего.

Очевидно, развивающиеся технологии виртуальной реальности могут использоваться не только для развлечений. Как в свое время кинематограф в начале ХХ века начинался в сфере досуга, но потом стал мощнейшим инструментом воздействия на общественное сознание, так и сегодня новейшие технологии при правильном подходе могут послужить делу духовного просвещения. Мы знаем, какой общественный резонанс имели художественные фильмы, посвященные церковной тематике начала XXI века, — «Остров», «Монах и бес», «Приключения Серафимы» и ряд других. Нам уже сегодня надо думать о том, что и как мы будем говорить молодому поколению, для которого смотреть на мир через экран компьютера становится делом обыденным. И в связи с этим я бы предложил воздержаться от излишне критического отношения к первым шагам в неизведанных областях: мы сможем избежать фатальных ошибок, только двигаясь вперед, постоянно анализируя удачи и провалы. Поэтому я призываю всех не только к еще большей активности, но и к осторожности в области поиска нового языка и новых подходов, относящихся к современным тенденциям развития медиапространства. Однако движение игнорировать нельзя, движение — это факт, и если мы со своей собственной позицией, со своим мировоззрением, со своим целеполаганием в этом движении не участвуем, то допускаем пастырскую ошибку.

Вопрос присутствия священнослужителей в социальных сетях — еще один из наиболее острых сегодня. Эта тема, как известно, обсуждалась в Московской городской епархии на проходивших в викариатствах конференциях в 2020 году. Еще раз подчеркну: не всякий священник может быть проповедником в социальных сетях! Здесь не только необходима определенная, я бы сказал, харизма, но и навык преодоления специфических для медиасреды искушений. Этому необходимо учиться и в семинариях, и на курсах повышения квалификации. Принятые в 2019 году «Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб» помогли обозначить главные векторы развития церковных СМИ. В то же время приходским активистам и епархиальным службам необходимо на местах продолжать деятельность по осмыслению современной информационной ситуации и разработке конкретных методов.

Священник должен приводить человека ко Христу, а не к самому себе — хотел бы это еще и еще раз подчеркнуть. Я с вниманием слушаю проповеди, которые произносят священнослужители во время Патриарших богослужений, и с благодарностью Богу отмечаю возросший уровень проповеднического служения. Просто несравнимо по сравнению с тем, что было еще пятнадцать, тем более двадцать лет назад. Но я также прислушиваюсь к интонациям и к некоей манере произнесения проповедей, и то, о чем я сейчас скажу, нередко явственно присутствует в проповеди священника. И этот грех нужно исцелять и исключать из нашей жизни — когда очень способный, хорошо говорящий священник старается не столько донести до людей содержание своей проповеди, сколько представить самого себя. Часто это связано с характером человека, его воспитанием, но хотел бы обратить внимание на то, что священнику нужно всячески контролировать не только содержание своих проповедей, но и манеру их произнесения. В каком-то смысле проповедник должен быть почти невидимым. Люди не должны концентрироваться на внешности, на манере проповедника, изучать его внешний вид и определять уровень его культуры. Все должно быть сосредоточено на том, что священник говорит людям. Никого не хочу обвинить, потому что все это, может быть, происходит даже бессознательно, но нужно брать под контроль и то, как мы обращаемся к людям с амвона.

То же самое я бы хотел сказать о том, что, к сожалению, погоня за большим числом последователей, поиск привлекательных, нередко за счет провокативности, публикаций — а это тоже присутствует в нашей церковной публицистике — незаметно уводит некоторых пастырей от главной задачи — помогать человеку обрести Христа Спасителя как средоточие всей своей жизни. «Виртуальная община», какой бы большой и привлекательной она ни была, не может становиться неким гетто, ориентированным только на личность проповедника. Не может она заслонять собой заботы о реальных, живых прихожанах и подменять собой дело пастырского окормления. Кстати, когда именно такая позиция священнослужителя абсолютно вытесняет все остальные подходы, люди начинают понимать, что с ним происходит. Не буду называть имена, но есть у нас способные ораторы, которые в первую очередь заботятся о количестве лайков и менее всего обращают внимание на то, что устремление к саморекламе подрывает их реальный авторитет и доверие к их словам. А ведь самое главное, чтобы люди, к которым мы обращаемся с амвона, доверяли нам, доверяли нашему слову, потому что иначе это слово не будет служить делу спасения.

Не могу обойти вниманием тему активизации в период самоизоляции любителей критики Церкви, особенно тех, кто призывает к реформированию и в каком-то смысле даже расшатыванию ее устоев. Мы не боимся разговора о текущих проблемах Церкви, но критика, превращенная в кликушество и даже в клоунаду, обессмысливает любой диалог. В нашей Церкви есть опыт продуктивной дискуссии в рамках деятельности Межсоборного присутствия. Это не только собственно обсуждение проектов документов, но и весь процесс прорабатывания того или иного вопроса. Мы отказались от первичной нацеленности на быструю разработку проектов, поскольку никакой, даже самый выверенный и грамотный документ без широкого общецерковного обсуждения, начиная с ранних этапов, не будет иметь того результата, ради которого и создается. Должен сказать, что когда об этом нашем опыте, нашей методологии узнали собратья из других Поместных Православных Церквей, у многих это вызвало полное недоумение, потому что ничего подобного в других Православных Церквах мы пока не наблюдаем. Священноначалие нашей Церкви, епископат нашей Церкви, наши замечательные сотрудники, которые участвуют в разработке документов, готовы к тому, чтобы результаты наших общих трудов гласно представлялись широкому кругу церковной общественности. И, уверен, все мы, все те, кто создает эти документы, готовы к обратной связи, в том числе к критическим замечаниям.

В качестве примера хотел бы привести успешный опыт разработки документа «Об участии верных в Евхаристии», который, при всей сложности и тонкости вопроса, благодаря широкому обсуждению вошел органично в церковную жизнь без какого бы то ни было отторжения. Подобные дискуссии, глубокие, ответственные, с пониманием важности каждого сказанного слова, всячески приветствуются и поддерживаются, в том числе лично Патриархом. Они должны происходить не только в широких кругах православной общественности, но и быть областью интересов журналистов и публицистов, а также научного мира, получая осмысление в научной дискуссии на страницах богословских журналов, в докладах на конференциях, в издании монографий. Это и есть здоровый, правильный процесс рефлексии Церкви над актуальными проблемами. Разжигание же разделений, с какой бы стороны оно ни происходило, с правой или с левой, подрывает единство Церкви, противоречит общему служению по созиданию Церкви как Тела Христова.

Еще раз подчеркну: сегодня мы живем в мире, который благодаря цифровым технологиям стал очень прозрачным и подвижным: любая неосторожная фраза, провокационная фотография могут запустить снежный ком, а то и лавину информации, разрушающей добрый образ Церкви. Поэтому снова и снова обращаюсь к каждому из вас: помните об ответственности, которую вы несете перед Богом, Его Святой Церковью, перед народом нашим!

За последние годы благодаря вашим усилиям информационное пространство Церкви существенным образом расширилось, в лучшую сторону изменилось и качество подаваемых материалов. Я с удовлетворением знакомлюсь с такими материалами и радуюсь тому, как действительно развивается наша информационная работа, я бы сказал, информационно-просветительская работа, которая становится важным подспорьем Церкви в осуществлении ее главной миссии — учить народ и вести его ко спасению.

Господь да благословит ваши дальнейшие труды на ниве просвещения и да подаст вам силы и впредь со столь же добрым рвением и осмотрительностью нести миру свидетельство о Христе и Его Святой Церкви. Всем вам желаю успеха в работе на конференции. Благодарю за внимание.

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия