Особенности современного монастырского богослужения

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин

Доклад епископа Вениамина Борисовского и Марьиногорского на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 года)

                                                              Молитва в храме, долгие богослужения и славословия Бога
в духе любви – это великое благословение.
Старец Порфирий Кавсокаливит[1]

Совершение богослужений – важнейшая форма служения миру монашествующими. Паломники получают пользу в первую очередь через участие в монастырских службах. Можно сказать, что весь строй, весь уклад иноческой жизни сосредотачивается вокруг главного центра − Евхаристии. Всё, что совершается вне богослужения в общежитии, является по сути подготовкой к предстоянию Богу, к молитве, к причастию. От того, как выполняется послушание, зависит чистота, мера молитвы на богослужении, зависит то, насколько сердце сможет вместить благодать Божию. Евхаристичность общежития базируется на осознании преемственности опыта первохристианских общин.

Впрочем, слабо развито сознание участия в богослужении как актуализации членства в Церкви: «В храме я становлюсь частью Тела Христова, соединяясь с братией во единаго Духа Святаго причастие, соединяясь с Главой Церкви Христом».

Глубокое Осознание того, что богослужение – величайший дар Божий человечеству, бесспорно поможет молиться…

Совместное участие братии[2] в богослужении сплачивает братство, учит молитве, борьбе с помыслами, другим добродетелям.

Самой очевидной, наверное, особенностью монастырского богослужения является его продолжительность. Она позволяет прийти в себя, умиротвориться и насытиться общением с Богом.

В обителях, в отличие от приходских храмов, как правило, в полной мере реализуются богослужебные круги: годичный, седмичный, суточный.

Ежедневно служится полунощница с пением «Се жених грядет в полунощи»; повечерие.

Кроме того, во многих обителях отдельно от богослужения совершается братская исповедь с чтением канонов, акафиста, а также служатся молебны, акафисты перед особо чтимыми главными святынями монастыря: мощами, чудотворными иконами; после ужина читаются вечерние молитвы, совершается крестный ход по обители.

В наиболее благоустроенных обителях совершается чин о панагии по воскресным и праздничным дням.

Относительно самого богослужения интересен опыт одного из афонских монастырей: во время кафизм на утрени игумен обители со свечой в руке обходит стасидии братии. При этом помощник игумена посылается в келии разбудить проспавших.

Некоторое недоумение у молящихся вызывают слова «исполним утреннюю молитву…» во время вечернего богослужения, братья могут смущаться тем, что раньше во времена знаменитых преподобных отцов утреня служилась утром. Некоторые иноки говорят: «Святые совершали утреню утром, а вечерню – вечером, и спаслись. А мы совершаем утреню вечером…».

Паломники ищут в монастырях образец веры, благочестия, и несоответствие уставу может ранить их сердца. Типикон предполагает совершение утрени утром, а не вечером.

В связи с вышеизложенным есть насущная необходимость совершения утрени по уставу – то есть утром, Повечерия – после вечерни, бдения − после захода солнца, остального – в свое время. Однако при изменениях в распорядке, переносе утрени на утро, перестройке на новый режим, следует учесть, что обычного времени, которое требовалось на отдых, уже не будет хватать, та же продолжительность отдыха уже не будет приносить столько же сил, сколько приносила ранее, если режим изменен. Поэтому первоначально при переходе на новый распорядок это нужно учесть и следить за тем, чтобы братия не переутомлялись; потребуется первоначально больше времени для отдыха.

Например, в Ватопедском монастыре в зимнее время в 3:30 подъем, после утрени (ее начало в 4:00) и Литургии сразу трапеза, затем послушания (до 13:00), затем отдых до вечерни (с 15:30), после нее сразу ужин, панкиния[3] (30 минут), повечерие (до 18:30). С 19:00 около часа два раза в неделю − синопсис (беседа с братией). В 20:15 колокол молчания: совершается келейное правило. Затем отдых (до 3:30). Таким образом братия трудятся в день около четырех часов.

Годовой круг богослужения

Важно, чтобы в каждой обители был составлен и записан свой богослужебный устав, в котором записано: в каждый день года тому или иному святому совершается служба шестеричная, полиелейная или бдение и т. д. При этом монастыри не должны слепо следовать «Богослужебным указаниям» или указаниям «Церковных календарей», которые более рассчитаны на приходские храмы. Для монастырских уставов более правильным видится уменьшение полиелеев и бдений в течение одной недели – с одной стороны, с другой – возможность добавления славословий и полиелеев и бдений в честь преподобных отцов, которым в Типиконе указана простая служба. При этом важно сознавать, что вне зависимости от знака любое богослужение в честь святого – это его почитание. Излишнее количество полиелеев приносит некоторую обыденность. В то же время для монастырских служб издревле была присуща простота и меньшее присутствие праздничного элемента.

Келейное правило как подготовка к богослужению

Келейное правило в отношении к храмовому богослужению может рассматриваться как обучение молитве, как подготовка, своеобразный фундамент, базис.

Например, читая в келии Священное Писание, инок учится воспринимать текст как должное, как ответ Бога на обращение к нему в молитве, как весть о самом дорогом для верующего сердца, учится понимать прочитанное, размышляет о прочитанном, читает толкование. Все это позволяет более полноценно внимать священным текстам, понимать их, и хорошим чтением помогать слушающим воспринимать Священное Писание.

Святоотеческое наследие учит инока вести мысленную брань с помыслами, которые весьма мешают на богослужении. Естественно, без благодати, без помощи Божией справиться с грехом невозможно. Призывая в помощь Бога через Иисусову молитву, инок противостоит искушающим помыслам.

Иисусова молитва, долженствующая словно нитью пронизывать весь день инока, не только подготавливает к богослужению, но и помогает сохранять его плоды как можно дольше. И это особенно актуально в обителях, где братия перегружены послушаниями и, соответственно, им труднее сохранять плоды богослужения. Впрочем, опыт показывает, что если вся братия посещает все богослужения от начала и до конца и при этом неизбежно время послушания ограничено, то монастырь не терпит от этого ущерба, но, наоборот, начинает процветать, причем не только в духовном плане, но и материальном. Сбывается обещание Спасителя: Ищите прежде всего Царство Небесное, и все остальное приложится вам.

Чтобы вся братия ходила на все службы, сам игумен должен подавать такой пример.

Не каждый может сразу же после послушания плодотворно молиться на богослужении. Поэтому для братии предусматривается отдых перед службой.

Весьма полезно, особенно в монастырях с большим потоком паломников, иметь в храме особое место для братии, оборудованное стасидиями, закрепленными за определенными насельниками: у каждого – свое место. Переход из стасидии в стасидию во время богослужения, перемена стасидии по своему усмотрению приносит духовный вред, мешает сосредоточиться. Игумены афонских монастырей призывают братию находиться в стасидиях в так называемом верхнем аскетическом положении, за исключением немощи.

Применение устава «Когда стоять/сидеть в стасидии» греческих монастырей у нас затруднительно из-за нашей более строгой традиции положения молящихся на богослужении. Так, например, в афонском Ватопедском монастыре на Литургии стоять полагается только во время возгласа «Благословенно Царство», при Евангелии, на Херувимской песни, Евхаристическом Каноне, во время пения «Святая святым» и от причастия до конца. В остальное время можно сидеть. В житиях отечественных подвижников благочестия XVIII−XIXвеков как особая добродетель указывается стояние всех служб, не опираясь и не облокачиваясь. И в наше время ревность к таким подвигам жива у новоначальных или приезжающих впервые на Афон. С опытом приходит осознание необходимости учитывать слабость  телесную и духовную современного поколения монашествующих.

Что может сделать службу интересной?

В первую очередь участие игумена: когда он читает, поет, регентует на клиросе; исповедует на богослужении, принимает откровение помыслов или даже просто доступен каждому брату, то это, несомненно, придает богослужению особый неповторимый оттенок.

Совместная уборка, подготовка храма к праздничному богослужению оставит частичку сердца и послужит утешением на службе, храм становится ближе душе, как бы роднее.

Ночное богослужение может помочь по-иному отнестись к молитве.

Перед богослужением, в том числе рано утром, либо вечером после повечерия, во мраке братия с благоговением обходят иконы храма, прикладываются к ним. Это смягчает сердце, сближает с Горним Миром.

Использование восковых свечей будет не только приношением Богу самого лучшего, но и позволит дольше сохранить интерьер храма от копоти.

Хороший ладан будет способствовать (содействовать) поднятию молитвенного настроения молящегося, напоминая о божественной благодати Святого Духа, о благоухании в райских обителях, о необходимости принесения Богу пламенных молитв…

На Афоне во время богослужения не используют электрического света[4]. Это способствует молитвенному настроению. Сосредотачивает, умиротворяет, успокаивает. При свечах создается совершенно особая молитвенная атмосфера. В Эссекском монастыре отца Софрония есть специальный храм без окон, где горит лишь одна лампада перед ликом Христа. На таких службах легче замечать приходящие помыслы. В связи с этим вовсе необязательно на Великое славословие включать электрическое паникадило и другие электросветильники. Достаточно возжечь свечи на святом престоле, побольше свечей на подсвечнике. Это создает особое неповторимое молитвенное настроение. Заметим, что это находится в полном соответствии с Типиконом.

Интересен также опыт привлечения всех братьев к чтению и пению (если есть способности) на клиросе.

Как и в любом другом храме, в монастыре необходимо обеспечить достаточную слышимость читаемого и поемого, для чего может использоваться озвучивающая аппаратура. Чтение и пение должны быть внятными, позволяющими молящимся услышать каждое слово.

Для оживления богослужения и укрепления братства хорошим подспорьем может быть соборное причастие всей братии. Так происходит, например на Афоне. При этом возможны различные варианты: общее причастие на братской ночной еженедельной Литургии или на нескольких таких Литургиях в течение недели, либо в определенные дни на общемонастырских богослужениях, и т. д.

В Ватопеде одновременно могут совершаться до десяти Литургий в разных храмах (их около двадцати). На каждую из них кроме священника назначается чтец, певец, храмовщик, причастник. Это позволяет братии взглянуть на службу в несколько другом ракурсе. Кроме того, в определенное время совершается древняя Литургия святого апостола Иакова, это помогает пробудить особый интерес и к Литургии святителя Иоанна Златоуста.

Проповедь как неотъемлемая часть богослужения

Игумену монастыря следует уделить особое внимание обеспечению регулярности произнесения поучения за службой. Для этого составляется график проповеди с указанием, кто в какие дни произносит проповеди, по принципу: «лучше реже, но качественнее и не в ущерб духовному состоянию самого проповедника».

Краткое живое слово может сильно воодушевить, сильно подействовать, изменить. Причем игумен обращается со словом как к братии, так и богомольцам, остальные – только к богомольцам. Важно проводить игумену регулярные беседы с братией и на них показывать красоту богослужения. Естественно, в первую очередь сам игумен должен от всего сердца любить службу, и эта любовь передастся братии. Само присутствие игумена на богослужении должно напоминать братии о присутствии среди них Христа.

Кроме того, оживит богослужение разбор текстов накануне, беседа о предстоящем празднике, разучивание песнопений.

Необходимость братских служб

Монашествующим зачастую приходится во время богослужения выполнять разнообразные послушания: в свечном ящике, на кухне, в трапезной, пекарне; и может случиться так, что будет утерян вкус, интерес к богослужению, будет утерян навык сосредоточенно внимать читаемому и поемому.

В связи с этим есть насущная потребность наличия (в принципе, заложенного в уставе) братских богослужений: отдельного совершения повечерия, братского правила, особых братский ночных или отдельных богослужений, на которых минимизированы внешние отвлекающие факторы.

 На таких службах братия учатся соборной молитве, и это, естественно, укрепляет общемонастырские богослужения.

Чтение во всеуслышание, как на Афоне и других местах, некоторых тайных молитв или их окончания в тот момент, когда хор закончил песнопение, может помочь братии осознать глубину Литургии, ее непреходящую ценность и близость к нам Бога.

Келейное четочное правило, братские службы, состоящие из одной только Иисусовой молитвы (по образцу Эссекского монастыря, скитов Афона), способствуют иноческой молитве без помыслов, с соединением ума с сердцем, с умением, плачем, переживанием реальной любви к Богу пусть хотя бы одну-две минуты. В таком случае становится виден плод трудов, приходит радость и возникает стремление вернуться к этому чувству и состоянию через возвращение к молитве.

Замена суточного круга богослужения Иисусовой молитвой имеет много полезных аспектов:

 – при чтении текста ум развлекается, может не замечать своих помыслов, а при Иисусовой молитве заостряет внимание на Боге и на себе, и больше ни на чем. В таком случае, видно: какие помыслы волнуют душу,  греховность души и наличие духовных проблем;

− молитвенный труд по борьбе с помыслами, перенесенный, распространенный на обычное богослужение, указывает направление деятельности уму, сердцу и воле инока.

На богослужении важно предоставить приснодвижимому уму сферу для усердного труда, – будь то возвращение внимания к словам читаемых и поемых молитвословий или борьба с помыслами, Иисусова молитва, или и вместе два последних делания – и тогда богослужение, нахождение в храме наполнится смыслом, содержанием. Всё это привлечет, вызовет и сочувствие сердца.

Полезно стяжать навык возмещения пропущенных молитв суточного храмового богослужения Иисусовой молитвой. Это сроднит сердце с молитвой, поможет держаться в молитвенном «тонусе». Это универсальный способ всегда и везде быть в молитвенном единении с Матерью Церковью. Когда монах занимается Иисусовой молитвой, тогда у него есть среда, поле деятельности для внутреннего возделывания, стяжания Царства Небесного внутри себя, для более эффективного поиска Христа. Тогда и причастие становится более живым.

Расположить к богослужению сердца братии и помочь вырваться из обыденности поможет участие в совместном особом ночном богослужении.

Возможен такой вариант: все на вечерню с 18:00 и примерно до 19:00. Затем в 22:00 начало ночной службы (может быть в виде произнесения Иисусовой молитвы). В 12:00 начало часов, затем Литургия с общим причастием, отдых до 10:00 утра. С 10:00 – послушание (до 16.00), в 13:00 обед. Отмечу, что многим настолько нравятся эти богослужения, что они готовы многое потерпеть ради того, чтобы участвовать в таких службах, так молиться.

Пение

Для того чтобы полноценно научиться петь, нужны порой многие годы. В Афонских монастырях приходящие в обитель новоначальные с музыкальными задатками, обладающие определенными навыками пения, начинают петь исон (без слов) вместе с другими опытными певчими. Таким образом, новый певчий учится слышать и подстраиваться под ритм, тональность, затем начинает петь и мелодию.

Настоятелю следует уделять особое внимание монастырскому пению. Обязательно должны проходить спевки хора, причем относиться к ним нужно как к чему-то среднему между тяжелым трудом и отдыхом. Пение – это важное послушание. Сделать службу интересной поможет антифонное пение, пение на два клироса.

Особо впечатляет молящихся выход братии на центр храма и исполнение там песнопений, действия канонарха при антифонном пении на два клироса.

Партес

В тех обителях, где только формируются певческие традиции, могут возникать проблемы с исполнением песнопений. Даже в больших монастырях довольно трудно обеспечить все богослужения полноценным четырехголосным хором со сбалансированными голосами. В том случае, когда хор в силу ряда причин становится одноголосным, может быть целесообразным исполнение знаменных распевов, тем более что они рассчитаны на одноголосие и звучат полноценно даже без исона, который, впрочем, может украшать пение. При партесном пении много сил тратится на то, чтобы слышать аккорды, правильно интонировать звук, попадать в ритм, петь синхронно, подстраиваться под остальных поющих. Новоначальным, и не только, почти невозможно бывает при этом вникать в смысл текстов. Есть певчие, которые не один десяток лет поют в хоре, но им до сих пор очень и очень трудно при пении молиться, вникать в смысл.

Озвучивание

Полезно организовать озвучивание богослужения на местах несения неотложных послушаний. Трудящиеся слышат богослужение на кухне, в трапезной, сторожке и т. д. Полезно также обеспечить слышимость происходящего в храме в больничном корпусе или в келиях заболевших. При этом страждущий получит возможность не терять чувство единства с братией, это будет утешением для него и послужит выздоровлению. К заболевшим и работающим во время бдений приходит священнослужитель с елейницей и совершает помазание.

Впрочем, есть замечательные примеры среди наших современников, которые в немощи поступают по правилу: «Если начался пожар и я не могу покинуть келлию из-за болезни, только в таком состоянии оправдано мое непосещение служб».

Когда монашествующий приходит в храм как в дом своего Отца Небесного, к возлюбленному Христу, Жениху души, когда ликует от этого, с рачением посещает богослужение, когда сердце расположилось, тогда и богослужение приносит радость и не утомляет, приносит отдохновение.

С другой стороны, когда мы сораспинаемся Христу, тогда и благодать помогает, умиротворяет, утешает, подкрепляет. Когда тяжело, на душе мрак − как никогда близок Христос.

Очень помогает приобретение навыка, привычки всегда быть на всех службах: привычка становится второй природой, богослужение становится родным, любимым. Один певчий лишь по необходимости ходил на трехканонник – но в конце концов так его полюбил, что считает его одним из самых своих любимых богослужений.

Церковь и мир

Наши монастыри имеют многие отличия от монастырей других Поместных Церквей, например Константинопольской, Иерусалимской, Элладской и других греческой традиции; Сербской, Грузинской и т. д. Многомилионность российской паствы, превосходящей, возможно, совокупность паств всех остальных Поместных Церквей, налагает особые черты на службы наших обителей, а значит и на монастырский уклад. Наша Церковь пережила страшное время гонений, и сейчас ей требуются огромные ресурсы для развития и поддержания достигнутого, и Церковь опирается в своих нуждах в том числе и на монастыри: лучшие насельники ставятся на ответственные послушания, зачастую покидают стены обители, взрастившей их. Это ослабляет монашество. Если была бы возможность на время дать монашеству окрепнуть, не истощая его перегрузкой или изыманием лучших его членов, в первую очередь игуменов, то оно дало бы в скором времени более обильные плоды и принесло бы большую пользу Матери Церкви.


[1] Старец Порфирий Кавсокаливит. Цветослов советов. Афон, 2008. С. 269.
[2] Для того чтобы не повторяться, я буду говорить только о мужских монастырях, но все сказанное вполне можно отнести и к женскому монастырю. Когда будут звучать слова игумен, братство, монах, инок, послушник, то подразумевается, что это можно отнести и к игумении, настоятельнице, сестричеству, монахине, инокине, послушнице.
[3] Панкиния «πάντες άπο κοινου» — «все вместе», «сообща» — работа, в которой участвуют все насельники монастыря
[4] Об ограниченном использовании электрического света и недопущении искусственных цветов в храме говорил еще особо Святейший Патриарх Алексий I (см. ЖМП за 1969−71 гг.)


Материалы по теме

Доклады

Монастыри

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Воскресенский Новодевичий монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь