Беседа владыки Панкратия, наместника Валаамского монастыря, с братией о решениях Архиерейского собора

Владыка Панкратий (Жердев), епископ Троицкий, наместник Валамского монастыря

У того, что глава монастыря носит архиерейский сан, есть преимущество — братия может узнавать о важных церковных событиях от их очевидца и непосредственного участника. Так, братия Валаамского монастыря собралась позавчера после ужина послушать рассказ владыки Панкратия о последнем Архиерейском соборе и принятых им решениях.

Владыка, после молитвы и благословения братии, объяснил свое продолжительное, порядка трех недель, отсутствие в монастыре — он участвовал в организации и проведении одной из секций Рождественских чтений, в торжествах по поводу годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, в работе Архиерейского собора, а также сослужил Святейшему Патриарху в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Рассказывая о своих впечатлениях от участия в Архиерейском соборе, Владыка отметил его неформальный характер. Каждый архиерей мог высказать свое мнение, замечание; если его позицию поддерживали еще два архиерея, то вопрос подлежал рассмотрению всем собором. Благодаря духу истинной церковной соборности итоговые решения оказались предельно выверенными и взвешенными.

Поясняя роль Архиерейского собора в управлении Церковью, владыка Панкратий напомнил, что в истории Вселенской Церкви, согласно ее канонам, именно собрание архиереев, а не мирян, обладает вероучительным правом; таковыми были все Вселенские соборы. Поместный собор Церкви, в который помимо архиереев входят представители всего церковного народа (клирики, монашествующие и миряне), обладает правом рецепции — он может принимать или отвергать вероучительные решения Архиерейского собора. Поэтому только собрание епископов может выносить канонически законное решение о соответствии того или иного события или явления жизни догматам и канонам Православной Церкви (этот тезис еще раз прозвучал в одном из итоговых документов прошедшего собора).

Далее Владыка заметил, что далеко не на каждом соборе рассматриваются вопросы, интересующие большинство членов Русской Церкви; так вот, последний собор как раз обсуждал проблемы, беспокоящие практически любого воцерковленного человека.

Собор утвердил в качестве канонического акта существующий порядок избрания Святейшего Патриарха (до этого момента процедура избрания Патриарха каждый раз устанавливалась Архиерейским собором непосредственно перед выборами). Также был узаконен порядок созыва Поместного собора Русской Православной Церкви и внесены необходимые поправки в ее устав (увеличение числа епархий, образование митрополий и др.).

Принципиально важным и очень радостным для современного российского монашества является признание собором основой монашеского служения аскетической практики, молитвенного и покаянного делания. Это, казалось бы, бесспорное положение на практике часто отступало на второй план, а на первый выходили непрекращающиеся заботы о хозяйственном устроении обителей, организация миссионерского и социального служения.

Собор обсудил и принял решение о ювенальной юстиции — заимствованной на западе системы правозащиты несовершеннолетних, ключевым моментом которой является приоритет формальных прав ребенка над правами родителей, приоритет благополучия ребенка над благополучием семьи в целом и чрезмерно широкие полномочия государственных органов по надзору за правами ребенка, позволяющие им фактически разрушать семью при малейшем подозрении на нарушение формальных прав ребенка. Собор признал недопустимость применения на канонической территории Русской Православной Церкви подобных правовых механизмов, признав ценности семьи в целом как домашней церкви приоритетными.

Большую часть рассказа владыка Панкратий посвятил разъяснению итогового документа собора о развитии электронных средств учета личных данных граждан, в том числе и биометрических. Для очень многих верующих персональный учет в форме присвоения ИНН, выдачи новых бумажных паспортов, электронных паспортов с биометрическими идентификаторами, вживления в тело микрочипов вызывает тревогу и противление, основанные на их религиозных убеждениях. Провозглашаемый государственными чиновниками добровольный характер всех перечисленных учетных процедур на практике чаще всего оборачивается исключением несогласного из всей системы социального обеспечения. Кроме того, развитие системы учета индивидуальных данных с большой вероятностью скоро приведет к возможности тотального контроля в режиме реального времени за всеми перемещениями и действиями граждан. В США уже обсуждается проект закона о всеобщем чипировании; аналогичные действия рассматриваются в качестве стратегического направления и правительством России. В своем итоговом документе собор отметил, что даже если принятие каких-либо внешних по отношению к человеку устройств учета его персональных данных не является догматическим или каноническим нарушением и его отказом от Христа, недопустимо понуждать верующего к такому принятию. Вместе с тем собор отметил, что тревожная тенденция развития системы учета и контроля граждан может через некоторое время привести к тому, что верующие станут перед выбором, описанным в Откровении апостола Иоанна Богослова: отказаться от Христа, индивидуальной свободы и ответственности или стать добровольным изгоем и исповедником.

Также Владыка рассказал о работе комиссии по канонизации святых, результаты которой обсуждались на соборе. Порадовало решение о всецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского (память совершается 25 июня/8 июля и 24 июля/6 августа).

Ответив на вопросы, которых было на удивление немного, Владыка поблагодарил всех за молитвенную поддержку и понимание.


Материалы по теме

Публикации

Епископ Троицкий Панкратий
Епископ Троицкий Панкратий

Монашество

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Монастыри

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
186756, Россия, респ. Карелия, Сортавальский р-н, о-в Валаам.
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
186756, Россия, респ. Карелия, Сортавальский р-н, о-в Валаам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь