Господь Иисус Христос сказал о Своем Предтече: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» И далее Он произносит удивительные слова: «Но меньший в Царствии Небесном больше его» (Мф 11:11). Неужели, похвалив великого праведника, Господь вдруг умаляет значение его подвига? Нет, но Он желает открыть слушающим нечто большее.
…Было такое время, когда ученики Христа рассуждали, кто из них является большим. Евангелие не скрывает человеческих слабостей и ошибок апостолов в начале их духовного пути. Никто из людей не может избежать ошибок, тем более в высоком духовном делании. Почему же учеников Господа волновал подобный вопрос? И почему Спаситель спросил их, о чем они рассуждали по дороге? Всеведущий Господь прекрасно знал о споре апостолов и видел внутреннее устроение каждого. Вопрос был важным, и Спаситель Сам пожелал разрешить спор учеников.
Ученики Христовы проводили внимательную духовную жизнь. В данном вопросе они были движимы не столько любоначалием или честолюбием, сколько желанием действовать правильно, поступать по справедливости. Но их понятия о правде и справедливости были пока несовершенными.
Еще до установлений закона Моисеева в каждой семье чтилось право первородства, и почитались старшие в роду. Почитать старших – правильно и похвально. Среди учеников Христа также были старшие по возрасту или пришедшие раньше других, были более ревностные, более восприимчивые, лучше понимавшие Его учение. Так кто же больше? Кто больше заслуживает почтения? Кому положено занимать лучшие и ближайшие к Спасителю места на Пасхальной вечере и на трапезе, а кому – умывать другим ноги?
Все мы, в большей или меньшей степени, стремимся к справедливости человеческой. Но ведь есть и другая, высшая, Божественная справедливость. И Господь отвечает Своим последователям: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:26–28). Также Он поставил перед глазами учеников малое дитя как пример послушания, смирения, незлобия, простоты.
Господь – Любящий Небесный Отец – ведет по жизни каждого из нас. И Божественная воля заключается в том, чтобы человек уподоблялся Христу, и, совершенствуясь в Евангельской любви и всех добродетелях, все более приближался к Богу. Поэтому на земле Бог дает нам полезные для души, но не всегда легкие и приятные для нас условия и обстоятельства.
Поговорим о жизни Предтечи. Его зачатие произошло сверх ожидания престарелых родителей, которые уже смирились с тем, что у них никогда не будет детей. По смирению и для того, чтобы враг рода человеческого не помешал делу Божию, мать Иоанна таилась пять месяцев и никому не говорила, что у нее будет ребенок. И вот чудесное дитя, взыгравшееся во чреве матери при приближении Пречистой Девы и Ее Благословенного Плода, в положенное время родилось. Это событие принесло всем радость. Разрешился язык отца, который произнес о сыне дивное пророчество.
Недолго радовались родители. Царь Ирод – жестокий и вместе с тем несчастный человек, так державшийся за свою власть, что боявшийся даже младенцев, убивал невинных детей от двух лет и ниже, стремясь убить среди них и Христа. Святой Елисавете пришлось бежать и скрываться со своим сыном в пустыне, где она и умерла. Праведного Захарию, исполнявшего свою череду служения в храме, убили между церковью и алтарем. Дитя осталось сиротой, одно в пустыне, где трудно найти воду и пищу, не говоря уже об одежде, и где дневной палящий зной может сменяться ночным холодом. И так произошло с человеком, о котором были произнесены такие пророчества!
Но чем дальше отстоит помощь человеческая, тем ближе к человеку помощь Божия. Господь Сам позаботился о возрастании и духовном совершенствовании святого. И вот каким он стал, при помощи Свыше. Святитель Иоанн Златоуст так говорит о Предтече: «Подлинно, он жил как бы на небе, и, возвысившись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, проводя все время в песнях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Одним Богом. Он никого не видел из подобных себе, и никому из них не являлся; не питался молоком, не имел ни постели, ни крова, ни съестных припасов, ни других вещей, которыми пользуются люди, и, однако же, был кроток и вместе строг. Например, послушай, с какою кротостью беседует он со своими учениками, с каким мужеством – с народом иудейским, и с какою смелостью – с царем. Вот почему и сказал о нем Спаситель: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» [1].
И далее святитель Иоанн рассуждает о том, что под меньшим Спаситель подразумевает Самого Себя:
«Но чтобы… великие похвалы не породили неприличного мнения об Иоанне в иудеях, которые предпочитали его Христу, смотри, как Господь предотвращает и это зло. … Христос и это не обинуясь исправляет, говоря: Но меньший в Царстве Небесном больше его, т. е., меньший по возрасту и по мнению многих. Действительно, о Нем (то есть о Христе) говорили, что Он ест и пьет (Мф. 11:19); также: Не плотников ли Он сын (Мф. 13:55)? и везде уничижали Его… Спаситель отличил Себя от Иоанна, и таким образом показал, что Его не должно сравнивать с Иоанном» [2].
Христос называл Себя меньшим и потому, что Он – Совершенный Бог – смирил и уничижил Себя, сделавшись Человеком и быв послушным Небесному Отцу даже до крестной смерти.
Господь любит нас как Всеблагой Бог, а также сострадает и оправдывает нас как Воспринявший наше естество Человек. Мы же, к сожалению, часто не можем понять, простить и оправдать таких, как мы, людей. Мы ищем справедливости для себя, не думая, что это может обернуться несправедливостью для других. Но есть ли справедливость на земле? Разве справедливо, что воспитанный Богом и пустыней, чистый и праведный Иоанн Предтеча принял смерть по злобе беззаконной женщины, которой желал добра и спасения? Если бы он не желал добра Ироду, Иродиаде и всему народу, то не говорил бы обличительных слов. И какими кроткими были слова, обращенные к Ироду и Иродиаде! Пророк не угрожал, не порицал, а просто говорил, что не должно нарушать Божий закон и поступать против заповедей о любви к ближнему. И в результате честная, почитаемая ангелами глава Предтечи стала ценой за танец перед упившимися вином и развеселившимися гостями! Но Бог это допустил, чтобы даровать большую благодать и Небесную славу Крестителю, предстоящему ныне Престолу Пресвятой Троицы. Прошло время, и Божий суд постиг гонительницу праведника и ее близких.
А разве справедливо то, что Единый Безгрешный Богочеловек не был принят Своим же народом, был гоним, предан одним из близких учеников на смерть, пострадал, подвергся самой позорной казни как преступник, наконец, Своей душой сошел во ад? Но как бы тогда совершилось Искупление и Спасение человеческого рода, как бы разрушилась власть ада, если бы этого не произошло?
Преподобный Макарий Великий предлагает такое толкование Евангельских слов: «Мний (меньший) в Царствии Небеснем болий есть Иоанна Предтечи. Совершенный в законе, каким был Иоанн Предтеча, без сомнения, меньше человека, крестившегося в смерть Христову. Ибо вот что значит Небесное Царство: быть погребенным со Христом, снисшедшим расхитить добычу смерти, совостать с Ним, дарующим державу над смертью… Поэтому всякий мний во Царствии Небеснем, то есть в возрождении по Христу, болий есть, как сказано, оправдавшегося законом; ничто же бо соверши закон (Евр. 7:19)» [3].
Здесь говорится о больших возможностях новозаветных христиан, благодаря Искупительной Жертве Христа, благодаря Церкви и Ее таинствам. Имея меньшие возможности, Предтеча Господень и бывшие до него ветхозаветные праведники усердно подвизались и не лишились своей награды у Бога. Всегда нужно помнить, какие возможности мы имеем, пользоваться ими и дарованным нам временем жизни, и благодарить Бога.
Преподобный Максим Исповедник говорит об этом месте Священного Писания: «Кто смирит себя более, чем Иоанн – ведь это и есть меньший, – тот больше Иоанна» [4]. Это очень высокие слова, и для того, чтобы немного приблизиться к подобному состоянию, нужно действительно, не на словах, а на деле смирять себя и исполнять Евангельские заповеди.
Блаженный Иероним Стридонский показывает еще одну грань слов Христовых: «Всякий святой, который уже находится в общении с Богом, больше того, который еще только воинствует. В самом деле, ведь иное дело иметь венец за победу, иное дело еще только сражаться в строю» [5].
Человек, который стяжал внутри себя Царствие Божие, имеющий благодать Святого Духа, счастлив. Он имеет в себе духовные плоды – любовь, радость, мир, долготерпение и многие другие, поэтому и не нуждается так в человеческой справедливости, почитании и различных земных благах. Он стремится только к тому, чтобы сохранить и преумножить духовные плоды, стать еще ближе к Богу. Смиряя себя, он является большим. Внутри него – Бог, а с Богом – и целый мир, и вечная жизнь. Как же нам всегда пребывать с Богом, иметь с Ним общение? Для этого нет другого способа, как смирять себя и принимать волю Божию, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5).
Молитвами святого славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, пусть Господь поможет нам стремиться к Богу и Его Царствию и жить в духе Заповедей нашего Спасителя!
-----------------------------
Примечания:
[1] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 37. СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1901. Том седьмой. С. 404-405.
[2] Там же.
[3] Макарий Великий, прп. Письма. Книга I. Собрание рукописей типа II. Беседа 28. https://bible.optina.ru/new:mf:11:11
[4] Максим Исповедник, прп. Разъяснение некоторых трудностей в Св. Писании, писаниях Святых Отцов и других вопросов и недоумений. Часть 1. https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/voprosy-i-nedoumenija/1
[5] Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. Глава 11. https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/11