Озаренные Светом Христовым. Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир

Игумения Викторина (Перминова)

История святой княгини Ольги и ее внука, равноапостольного князя Владимира, удивительны. Составители житий святых и летописцы не скрыли их языческого прошлого. Казалось бы, для чего благочестивому читателю знать о пребывании в язычестве людей, которых так изменили Христова вера и глубокое покаяние? Но тем поразительней их обращение к Богу. Свет Христов, воссиявший в их сердцах, озарил Русскую землю. Но, прежде всего, они дали возможность Божественной благодати просветить их и действовать в своей жизни.

Душа человека по природе христианка. Эти слова христианского философа Тертуллиана подтверждает жизнь святой Ольги. Еще в дни юности она дала урок целомудрия своему будущему супругу князю Игорю, объяснив, что правитель должен во всем служить примером для своих подданных. Она хранила верность своему мужу и после того, как он погиб от рук древлян. Согласно языческому обычаю, Ольга отомстила древлянам за смерть супруга. Может быть, она не стала бы этого делать, если бы из древлянской земли не пришли послы и не стали бы с дерзостью предлагать княгине-вдове новое замужество с их правителем. В описании мести, довольно жестокой, видится и иное – мудрость, верность отеческим законам, стремление к справедливости и любовь к супругу.

Княгиня Ольга мудро правила Русской землей, поступая по закону совести. Чуткая совесть и стремление к добродетели открыли ей путь ко Христу, Которого она, не ведая, любила. Познав Истину, она пожелала принять Крещение и отправилась в Константинополь. Император Византии предложил Ольге вступить с ним в брак. Это было неслыханно. Конечно же, русская правительница обладала многими землями, да и воинственные славянские племена были опасными противниками, не раз угрожавшими Константинополю. Но как мог властитель Византийской империи сделать предложение язычнице из далекого края с дикими для просвещенной Византии обычаями?! Однако император не отступал от своего намерения. Для него это был не только политически выгодный союз. Он увидел в Ольге искренность и глубину обращения ко Христу, а также мудрость, добродетели и мужественную душу.

Но святая Ольга прибыла в Константинополь совсем не для того, чтобы вступить в брак с императором. Она желала креститься и уневестить свою душу Христу, Которого возлюбила. Со свойственной ей мудростью она достигла заветной цели и отказалась от чести, о которой многие могли только мечтать. Ее любовь ко Христу и родной земле были вознаграждены Богом и по достоинству оценены в Византии.

Константинопольский Патриарх дал новокрещенной наставления в духовной жизни. Святая Ольга вернулась в свою землю уже как христианская правительница. Она желала, чтобы ее народ обратился ко Христу, возводила храмы, но понимала, что необходимо время, чтобы языческий народ смог всем сердцем принять Христову веру. Поэтому она не принуждала сына Святослава и внуков принимать христианство, а лишь говорила им о Боге. И ее жизнь по Евангельским заповедям служила примером для многих. Пример святой Ольги остался в душе ее внука князя Владимира, хотя много лет жизни были проведены им во тьме язычества.

Языческая жизнь Владимира была бурной и порочной, ее описание оставили летописцы и историки. Но душа князя не находила удовлетворения в пролитии невинной крови, господстве плотских страстей, упоении властью, славой, могуществом. Он приносил жертвы идолам, однако совесть не давала ему покоя. Он жаждал чего-то лучшего. По неизреченному милосердию и Промыслу Господа, Владимир стал искать выход из гибельного состояния, в которое привели его страсти. Как правитель он думал и о своих подданных, которым желал блага.

Чтобы выбрать веру для всего народа, князь Владимир прислушивался к голосу совести и руководствовался мнением более опытных людей. Его сердце тронули картина Страшного Суда, рассказ послов о православном храме, в котором они не знали, где находятся – на Небе или на земле, а также воспоминание о святой равноапостольной Ольге – мудрейшей из людей.

И вот мы видим, как человек, который не заглушал голоса совести и стремился к добру, пришел ко Христу. В Нем он обрел внутренний мир, свободу от страстей и духовные плоды. Святой Владимир стал для Русской земли Красным Солнышком. Тот, кто проливал кровь, сделался самым милостивым и не хотел казнить преступников; преданный когда-то всем страстям стал подвижником и молитвенником. Русские люди принимали Крещение не только потому, что так сделал князь – они верили своему князю и видели изменение его жизни.

Пример человека, в душе и жизни которого действует Божественная благодать, может изменить судьбу целого народа. И в наши дни есть люди, которые находят в себе силы жить по совести, приносить деятельное покаяние и идти за Христом. Это крестный путь, но он и самый радостный. Радость от пребывания с Богом передается другим, и вокруг стремящегося к Богу спасаются тысячи людей. Что же нужно, чтобы встать на этот путь и обрести плоды Духа – радость и любовь? Нужны желание и решимость. Чтобы быть со Христом и одержать победу над страстями, святые равноапостольные Владимир и Ольга проявили большое мужество и решимость. Они стали искусными в духовной жизни и достигли святости. Их молитвами стоит Русская земля, а в их жизни каждый из нас находит и назидание, и утешение.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери