Позволим Христу найти нас

Игумения Домника (Коробейникова)

Предлагаем вашему вниманию беседу игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга.

В начале беседы я хочу вспомнить одну интересную проповедь святителя Николая Сербского; у неё очень интригующее название – «Женщина как прообраз Христа». Как вы думаете, что это значит? Женщина изображает собой Христа – странно, правда? Но тем не менее это не чья-то оригинальная и дерзкая выдумка. Это Сам Господь в Евангелии дважды изображает Себя в образе женщины. В двух притчах Спаситель говорит о женщине, имея при этом в виду Самого Себя. Одна из этих притч – это притча о женщине, положившей закваску в муку. И смысл этой притчи, как мы знаем из толкований, заключается в том, что Сам Господь влагает небесную закваску в естество человеческое и так делает человека новым.

И есть ещё вторая притча, где Господь так же изображает Себя в образе женщины. И вот на эту притчу мне хотелось бы обратить особое внимание. Это притча о потерянной драхме. Женщина, которая усердно метёт дом, разыскивая драхму, – это и есть Христос. А что такое потерянная драхма? Это человек. Каждая из нас и есть эта драхма. Это нас ищет Христос. И как говорит святитель Николай Сербский:

«Эта притча требует от нас быстрого решения, ибо век наш мимолётен: позволим ли мы найти себя ищущему нас Христу или же спрячемся от Него, пока смерть не скроет нас и от Него, и от мира сего, исторгнув нас из этой жизни. Судьбоносный вопрос: позволим или нет?»

Действительно, это судьбоносный вопрос для каждого человека. И он обращён не только к людям, живущим вне Церкви. Любому человеку легко потеряться, словно драхме, упавшей в мусор или провалившейся в щель на полу. Например, человек может чересчур погрузиться в житейские заботы, может чем-то увлечься, может поддаться страстям – и из-за этого он становится потерянной драхмой. Духовный мир по-прежнему близок, Христос ходит рядом с этим человеком, святые его окружают, благодать изливается. Но сам человек теряет ощущение близости духовного мира, начинает жить повседневностью. Он может при этом продолжать исполнять свои духовные обязанности, но делает это больше по привычке: читает потому, что положено, молится по чёткам, но молитва его чисто внешняя. Святые отцы часто говорят о том, что монахи не должны удовлетворяться одним только внешним молением, то есть чтением псалмов, канонов, и что их делание – это молитва Иисусова, которая есть внутреннее, подлинное общение с Богом. Например, преподобный Василий Поляномерульский говорит, что есть такие монахи, которые держатся «по мирскому обычаю единственно псалмопения, чтения тропарей и канонов, и успокаиваются в одном своём внешнем молении. И не разумеют того, что это песенное моление отцы предали нам на время, из-за немощи и младенчества ума нашего, чтобы мы, понемногу обучаясь, возводили себя к молению истинному», то есть к умной молитве Иисусовой. Но бывает и так, что, даже совершая молитву Иисусову, человек молится только внешне – то есть произносит умом слова молитвы, а сердце его не участвует в ней.

И вот так человек живёт, как потерянная драхма, в некой тьме. А Христос в это время ищет его, зажигает светильник и метёт храмину. Позволит ли человек Ему себя найти? Сделать это нетрудно. Так же, как легко открыть дверь, мы можем открыться для Господа, и для себя самих заново открыть духовный мир, так что будем сердцем ощущать присутствие Бога, святых, вспомним, зачем живём.

У Господа много путей. Он может открыться нам через какие-либо слова богослужения. Господь может нам открыться и через любую заповедь, которую мы исполним, через смирение, покаяние, самопожертвование.

И есть ещё такое делание, в котором нам также открывается Господь. Это делание – как бы некая дверь, которая совсем близко к нам. Об этом делании говорит преподобный Никодим Святогорец:

«Когда читаешь Божественные Писания, не то имей в виду, чтоб только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово, и когда какие слова заставят тебя углубиться в себя или произведут движения сокрушения, или радостью духовною и любовью исполнят сердце твоё, остановись на них. Это Бог приближается к тебе; смиренно приими Его отверзтым сердцем, так как Он Сам хочет, да приобщишься Его. [Оставь тогда чтение и помолись].

И если ради этого придётся тебе не исполнить положенное, то есть не дочитать сколько-то страниц, не беспокойся об этом. Ибо цель всех духовных упражнений, в том числе и чтения, есть сподобиться вкушения Бога, и когда это уже дано тебе, незачем останавливаться на средствах».

Смотрите, какие глубокие слова! Преподобный Никодим ставит нас перед Богом, как бы говорит нам: вот Господь перед тобой. Через книгу, которую ты читаешь, Он ищет тебя, стучится в твоё сердце. И ты читай не так, чтобы просто прочитать всё положенное. Пусть участвует твоё сердце, пусть оно ждёт Господа. И Господь, Который всегда с тобой, прикоснётся к твоему сердцу, откроет твои духовные очи.

И это одна из тех дверей, которые ведут в духовный мир и которые всегда для нас открыты. Если так случилось, что мы из-за нерадения или из-за страстей, или увлечений утратили ощущение духовной жизни, стали всё делать по привычке, формально, то вот перед нами открыт путь к возрождению, личному нашему воскресению. Начнём с чтения, глубокого, внимательного. Будем читать так, как советует преподобный Исаак Сирин:

«Да углубляется же ум твой в изучение словес Духа, пока душа твоя удивлением к Домостроительству не возбудится к высоким разумениям и чрез это не подвигнется к славословию или душеполезной печали».

Сердце наше – не камень. Не может быть, чтобы оно не откликалось на живые, сильные слова святых отцов, в которых дышит Дух Святой! Если мы читаем с такой целью – уязвить, пробудить наше сердце, то мы её обязательно достигнем.

Чтение – это, на самом деле, не такое уж простое дело. Казалось бы, что особенного в том, что мы открываем книгу и читаем, получаем удовольствие? Но если мы читаем, прилагая сердце, ожидая слова от Бога, то чтение становится для нас настоящим духовным подвигом. Ведь чтобы так читать книгу, мы призваны, как говорит старец Эмилиан, оставить волю своего сердца и быть готовыми исполнить волю Божию. Для этого нужен героический образ мыслей, духовная отвага. Вот как говорит старец:

«Мы читаем духовные книги, оставляя волю своего сердца, читаем с доверием, с героическим образом мыслей, как бы говоря: “Господи, я читаю Твою книгу, и всё, что Ты мне скажешь, я исполню”».

Чтение – это подлинное общение с Богом, во время которого мы отдаём Богу своё сердце, чтобы Он сделал с ним то, что Он хочет. И когда мы читаем книгу с таким настроем, Господь влагает в наше сердце ревность, желание духовной жизни, любовь. И мы читаем именно для того, чтобы приобрести такой плод. Мы читаем, потому что не желаем жить в дремоте, во тьме, а хотим, чтобы наше сердце было живым, чтобы оно всею силою обращалось ко Господу, к свету и жизни. И такое чтение преображает нас, так что в нашем сердце может возгореться особая любовь ко Христу. У старца Эмилиана есть такие слова:

«Как мученики стремились ко Христу и желали найти какой-нибудь костёр, чтобы войти в него и как можно скорее пойти ко Господу, так и ты [читая духовную книгу] чувствуешь, как в тебе разжигается любовь ко Христу».

Действительно, когда наше сердце участвует в чтении, ждёт слова от Господа, тогда от чтения в нас разгорается мученический дух, отвага, некое радостное устремление ко Господу, желание всё сделать ради Него.

И так вдумчивое, глубокое чтение помогает нам вновь обрести самое главное, что нужно нам для духовной жизни, или даже точнее сказать, для спасения. То есть помогает приобрести живое, сердечное чувство присутствия Божия, предстояния пред Богом. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что монах призван всё делать в чувстве сердца. Вот как он пишет:

«Жизнь монашеская в отношении дел и слов, помышлений и движений, должна быть провождаема в чувстве сердца. Если же не так, то она не будет монашеская».

Истинный монах ничего не делает без участия сердца. Он и мыслит, и говорит, и трудится, и читает, и молится – всё в чувстве сердца, то есть с неким страхом, сердечным ощущением, что Великий Бог здесь, рядом с ним, смотрит на него. Это чувство Божия присутствия всюду должно быть с монахом: в келье, на послушании, во время общения.

С таким чувством жили святые отцы, и они вложили его в свои писания. И я хочу пожелать, чтобы святые отцы стали близкими нам, чтобы мы через чтение перенимали у них это сердечное чувство. И чтобы мы потом старались сохранить это чувство хождения пред Богом и во время всех наших дел, в особенности во время молитвы.

В молитве сердечное чувство предстояния пред живым Богом – это самое главное. Даже если у человека нет никаких иных чувств, нет опыта в молитве, ещё чего-то нет, одно он всегда может делать: помнить о присутствии Божием и понуждать себя сердцем обращаться к Богу как живой личности. Как, например, это делал преподобный Нил Калабрийский, о котором рассказывает старец Эмилиан:

«Преподобный Нил не искал никакого чувственного утешения. Он был твёрдо уверен в любви Божией к нему, веровал живою верою и познавал невидимого Бога, словно видимого. Он мог испытывать богооставленность, ему могло казаться, что Бог не слышит, не видит его, не внемлет его молитве. Но он всё равно продолжал молиться, потому что верил, что Бог здесь, рядом с ним, Он весь зрение и слух. Блажен тот, кто не видит Бога, но взирает на невидимого, словно на видимого. Так и нам необходимо верить в то, что Бог близок к нам, и на всякое время, спим мы или бодрствуем, произносим молитву или молчим, чувствовать Его перед собой.

Слова “созерцая Бога” означают: я знаю, что Бог здесь. Бог передо мной, Он – живой. Если Невидимый становится для меня видимым, если я исполняю своё дело так, как будто вижу Его перед собой, живу так, как будто знаю Его, то я доказываю, что по-настоящему люблю Бога».

Если человек всё совершает в таком духе, перед невидимо присутствующим Богом, то он подлинно живёт духовной жизнью. Духовный мир для него близок.

Господь ищет нас, как женщина в притче искала потерянную драхму. И как она, нашедши потерю, созвала всех подруг и соседок, чтобы они порадовались с нею, – так и Господь радуется с ангелами и святыми, когда находит нас, видит, что мы вновь обратили к Нему своё сердце.

И давайте все мы позволим Господу найти нас – будем через чтение глубоких книг святых отцов обновлять в своей душе чувство Его близости и хранить это чувство в нашей молитве и во всём, что мы делаем.

Материалы по теме

Публикации

Доклады

Монастыри

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь