Чему можно поучиться у христиан Египта?

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Портал «Монастырский вестник» попросил участников международной конференции «Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества» поделиться впечатлениями от встречи и ответить на вопрос, имеют ли подобные форумы практическую пользу для современного монашества. Предлагаем вниманию читателей ответы игуменов и игумений, представлявших монастыри разных епархий Русской Православной Церкви. Часть первая.

Игумен Сергий (Куксов), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни Московской епархии

Много интересных докладов, выступлений, дискуссионных вопросов и обстоятельных ответов на них прозвучало на конференции. Одним из наиболее ярких впечатлений стало для меня следующее: слушая рассказы о монастырях Египта из уст людей, которые там побывали в составе делегации монашествующих Русской Православной Церкви, я как бы воочию увидел, что обители эти сумели сохранить любовь, чего порой не хватает нам в современном мире. Почувствовал я и то, что неким опытом, который есть в современных египетских обителях, можно воспользоваться. Например, поучиться у них евангельской простоте общения. Для меня и, думаю, для других участников форума было важно узнать, что сегодня там жив дух христиан первых веков, что и в третьем тысячелетии сохраняется преемство. У нас, к сожалению, в связи с советским периодом, ознаменовавшимся жесточайшими гонениями на христиан, оно было прервано, но, слава Богу, восстанавливается на наших глазах. Живые рассказы о посещении египетских монастырей наполнили сердце радостью и надеждой, что чувство любви к Богу и к труду во славу Божию придет и в наши монастыри – с их особенностями непростого становления в постсоветскую эпоху.

Немало почерпнул я для себя из доклада иеромонаха Ермогена (Бурыгина), сотрудника Управления делами Московской Патриархии «Игумен монастыря по творениям египетских отцов Церкви IV-VII веков». Я несу послушание игумена семь лет, и когда говорят о примере, к которому необходимо стремиться, это поддерживает и вдохновляет. Ты видишь свои немощи, свои недостатки и начинаешь осознавать, где тебе нужно немножко подтянуться, но главное – поблагодарить Бога. А общаясь с собратьями, понимаешь, что все мы находимся приблизительно в одинаковом положении. У кого-то больше, у кого-то меньше, но во всех монастырях присутствует влияние мира, и наши встречи, обсуждения наболевших вопросов на заседаниях, круглых столах, секциях, в кулуарах дают возможность находить разумные решения по преодолению негативного воздействия на души иноков.


Хотя в Давидовой пустыни насельников немного – всего восемь человек, однако есть около 20 трудников, которых можно считать послушниками – они живут у нас уже более пяти лет. В настоящее время, по моему ощущению, в нашем монастыре идет внутреннее становление монашеской жизни. Когда была стадия активного благоустройства обители, разумеется, ей сопутствовала внешняя суета. Сегодня ситуация другая. Приходит осознание главного: зачем я пришел в монастырь? Появилось духовное отношение к чтению святых отцов, что дает свои плоды. Сегодня нет ничего такого, что расстраивало бы меня как игумена. Есть стабильность. И если приходит к нам человек, который хотел бы потрудиться в монастыре или соединиться с монашеской общиной, то уже сама братия способна положительно влиять на него. Насельники помогают такому человеку почувствовать: жизнь в обители «его это или не его». Что, конечно, для меня является большим подспорьем, и я благодарю за все Бога. Иными словами, у нас появился монашеский общежительный дух. А когда он есть в монастыре, то быстро понимаешь, этого ты духа или другого.

Игумения Елена (Золотухина), настоятельница Костомаровского Спасского женского монастыря Россошанской епархии (Воронежская митрополия)


Я часто бываю на монашеских форумах. Особенностью нынешней конференции можно назвать то, что мы, наверное, впервые заговорили об опыте современных египетских монахов. Прежде упор в какой-то степени делался на монашество греческое, сейчас же было очень интересно послушать о современном монашестве Египта и о сохраненных иноками древних традициях практически в чистом виде. Интересно было услышать и о жизни самих коптов, которые готовы реально, а не в мечтах, в любой момент пойти на подвиг мученичества и исповедничества веры Христовой. И идут. В наши дни в Египте христиан убивают за веру, о чем мы узнали из выступлений на конференции. Не мог пройти мимо сердца тот случай, когда мусульмане лишили жизни молодую пару и младенчика, которого родители хотели покрестить в церкви, направляясь туда. Или когда бандиты схватили 21 парня и в течение 40 дней мучили их, требуя отречься от Христа и принять ислам. Потом «неверных» убили на берегу моря, где вода окрасилась в красный цвет, а матери убиенных возблагодарили Бога за то, что их сыновья оказались стойкими в вере. Эти примеры для нас поучительны, нам есть над чем задуматься. Все-таки как бы то ни было, но россияне и греки живут в относительно благополучном мире, где православным никто не препятствует исповедовать свою веру.

Особо важные, особо волнующие моменты я записывала на диктофон, чтобы по возвращению домой обсудить их с сестрами. Надеюсь, в ближайшее время можно будет ознакомиться с текстами всех докладов конференции. У нас в обители 32 сестры. Они ждут этих бесед, обсуждений, потому что если говорить о нашей внутренней духовной жизни, то можно смело утверждать, что мы пока пребываем в детском возрасте. Независимо от того, сколько мы подвизаемся в монастыре, мы новоначальные по своему духовному состоянию. Нам очень далеко до тех вершин монашества, о которых говорилось в докладах. Скорее всего, мы находимся на пути осознания: что такое настоящее монашество? Какими должны быть мы в монашестве? Вопросы, вопросы… Я уверена, что чрезвычайно важно найти на них ответы – понять, кто ты есть на самом деле на данный момент и работать с этим, скажем так, «материалом». (Под словом «материал» имею в виду не сестер, а себя). Не будем забывать, что современные насельники и насельницы обители вышли из среды, где сильно развит индивидуализм, эгоизм и прочее, прочее. Поэтому для начала нам следует хотя бы научиться друг друга уважать. Это – азы. Когда человек освоит азы – научится уступать, промолчит, чтобы не обидеть другого, тогда со временем Господь нам даст ту самую любовь, о которой мы часто говорим и мечтаем.


Возвращаясь к теме практической пользы монашеских форумов, добавлю некое свое наблюдение. Когда обитель замкнута на себе самой, в ней неизбежно происходят какие-то перекосы, а если ты понимаешь, что с похожими проблемами сталкиваются и другие, и можно спросить, как они справляются, что предпринимают, это много дает. Во все времена было: старцы ходили друг к другу за советом. И сегодня мы, игумены и игумении обителей Русской Православной Церкви, активно обмениваемся своим опытом, извлекая из этого большую пользу.

Игумен Петр (Барбашов), наместник Иоанно-Предтеченского мужского монастыря Астраханской епархии


Первое, что мне бы хотелось отметить как положительный момент: масштабные собрания монашествующих, проходящие в формате международных конференций, эволюционируют. Приезжая по благословению правящего архиерея (и с радостью в душе), я вижу, что постепенно исчезают всякие шероховатости. Даже такой дисциплинированной аудитории, как монашествующие, привыкшие ко всяким нагрузкам, порой нелегко было воспринимать излишне пространные доклады. О прозвучавших на этой конференции докладах и выступлениях можно сказать, что в большинстве они были очень емкими и интересными, их содержание захватывало слушателей.

Например, во время эмоционального выступления игумении Иулиании (Каледы), настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы «Дух всеобъемлющей любви во Христе в жизни современных египетских монастырей» я ни разу мысленно не отвлекся от содержания ее доклада. А слушая игумена Петра (Мажетова), наместника мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь Екатеринбургской епархии «Духовное руководство братией в современных монастырях – использование наследия древних египетских отцов», понимал, что, хотя я и не со всем согласен из того, что говорил отец Петр, поднятые батюшкой с присущей ему искренностью темы важны и актуальны. Вообще в каждый доклад было вложено немало труда, и этого нельзя было не почувствовать. Думается, многие участники, почерпнув что-то для себя лично, к материалам конференции будут не раз возвращаться, чтобы уже вместе с братией или сестрами своей обители осмысливать те или иные аспекты монашеской жизни.

Мне также хочется отдать должное хорошей организации форума и поблагодарить, в частности, Зачатьевский женский монастырь. На каждом шагу мы ощущали гостеприимство и заботу. Эта поездка в Москву не только обогатила нас духовно, но и согрела душу. По опыту знаю, что меня подробно станут расспрашивать об увиденном и услышанном в родном монастыре, и я в домашней обстановке – после трапезы или после вечернего правила – буду рассказывать братии, как съездил, что впечатлило, что особенно тронуло. Обычно на таких форумах я конспектирую услышанное, чтобы по собственным записям легко восстановить, что следует донести до братии. По приезду домой я достаю свои конспекты или полученные на конференции доклады, и мы вместе погружаемся в глубинные пласты святоотеческого наследия, пытаясь соотнести молитвенный и житейский опыт духоносных старцев со своей жизнью.


И позвольте сказать несколько слов о нашем монастыре. Это единственный мужской монастырь в Астраханской епархии, и за всю свою трехсотлетнюю историю он никогда не был многочисленным. Сейчас в нем подвизается 12 человек братии плюс послушники. Под Астраханью есть большой монастырский скит, где братия занимается виноделием (кагор мы изготавливаем по старинным рецептам, без добавления спирта и консервантов). Еще производим гумус, ухаживаем за крупным рогатым скотом, разводим разную живность. В молочном цехе налажено производство масла, ряженки, сметаны. А в самом монастыре у нас помимо нашей прямой обязанности – молитвы и проповеди Евангелия, есть ответственное послушание, связанное с Центром духовно-нравственного воспитания «БоголепЪ», где занимается около 200 детей. Этот Центр дополнительного образования, названный в честь местночтимого святого, был создан нами более семи лет назад. В нем преподаются вероучительные дисциплины, также здесь есть студия художественного мастерства, музыкальная студия. Так что дел у нас хватает, но пути к сокровенному молитвенному деланию, примеры которого мы находим в житиях и творениях святых отцов Церкви, темы монашеских конференций и их раскрытие в докладах, выступлениях, на круглых столах, дискуссиях, у монастырской братии вызывают неподдельный интерес, чему я очень рад.

Подготовила Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также взяты снимки из архива монастырей


Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Доклады

Монастыри

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13
Вознесенская Давидова пустынь
Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт
Спасский женский монастырь с. Костомарово
Воронежская область, Подгоренский район, село Костомарово
Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь
Астрахань, Магнитогорская улица, 9
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13
Вознесенская Давидова пустынь
Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт
Спасский женский монастырь с. Костомарово
Воронежская область, Подгоренский район, село Костомарово
Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь
Астрахань, Магнитогорская улица, 9

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь