17 и 19 декабря – особые дни в Рыльском Свято-Николаевском монастыре Курской митрополии. 17 декабря – день памяти архимандрита Ипполита (Халина; 1928– 2002) – время его отхода в вечность, 19 декабря – престольный праздник.
Архимандрит Ипполит – святогорец. По возвращении на Родину с 1991 года был настоятелем Рыльского Свято-Николаевского монастыря. Воспоминаниями о своем духовном отце – старце Ипполите – поделился игумен Роман (Архипов), настоятель этого монастыря в настоящее время.
Отец Роман, расскажите о первой встрече с отцом Ипполитом, что Вас привело к нему?
Впервые я приехал к отцу Ипполиту в Рыльский монастырь в 1991 году. Я жил тогда в Москве с матерью, семья моя распалась, работал стоматологом. Был прихожанином Донского монастыря, но обычная приходская жизнь уже не удовлетворяла сердце. Чувствовал, что надо определяться c выбором дальнейшего жизненного пути. Был уверен – нужно что-то менять, но как это сделать правильно, по Божьей воле, не представлял.
Я стал искать старца, которому можно было бы доверить мою жизнь и узнать волю Божию. Несколько раз пытался поехать в паломничество к старцам Псково-Печерского монастыря, но не получалось. Как я сейчас понимаю, промыслительно. В это время я прочитал книгу о старце Силуане Афонском. Она произвела на меня глубочайшее впечатление, и я стал размышлять, а есть ли сейчас подобные подвижники или это уже прошлое нашей духовной жизни. И вот случайно от прихожан Донского монастыря узнал, что есть такой старец. Он вернулся с Афона, и теперь – в Рыльске. Я поехал в Свято-Николаевский монастырь.
Монастырь произвел на меня странное впечатление, все здания были ветхие настолько, что не понятно, где и как здесь могут жить люди. Сломанные крыши, разбитые окна, выщербленный кирпич. Батюшка жил в таком же обветшалом корпусе. Он с радостью встретил меня, повел сначала в трапезную, накормил и затем стал спрашивать, с чем я приехал. Первое впечатление – умиротворяющее. Отец Ипполит не соответствовал общему представлению о старцах, которое складывается по книгам. Не было «иссушенности», «прозрачности телес», а было солнышко, которое всех приходящих согревает духовной теплотой, освещает улыбкой. Мы поговорили, я испытал радость общения, но не решился задать главный вопрос моей жизни.
Батюшка оставил меня пожить в монастыре, благословил послушание на огороде. И в конце моего пребывания задал вопрос: «Так с каким же главным вопросом вы приехали?». И тогда я сказал, что хотел бы связать свою жизнь с монашеством, но не знаю, угодно ли это Богу, смогу ли я послужить Матери-Церкви и спастись на этом пути. Тут батюшка решил меня испытать и сказал: «А знаешь, что, отец, сходись-ка ты с женой». Я был ошеломлен таким ответом. Я знал, что никогда это благословение не вызовет во мне сочувствие. У меня уже был настрой на монашескую жизнь. И в то же время за это краткое пребывание в монастыре возникло полное доверие старцу. Поэтому, несмотря на моё сердечное сопротивление, я готов был исполнить это благословение «за послушание», и сказал: «Как благословите». Батюшка видел состояние моей души, улыбнулся и сказал: «В монахи, конечно, в монахи». Благословил, и сразу стало удивительно легко и весело – духовный праздник. У меня не было сомнений в выборе, в какой монастырь идти. Вскоре я поступил послушником в Рыльский Свято-Николаевский монастырь.
У Вас были разные периоды общения с отцом Ипполитом, расскажите о них.
Да, одно дело – приезжать к батюшке, разрешать свои вопросы, и в радостном состоянии возвращаться в мир. А жить рядом – это совсем другое. На расстоянии старец ведет молитвой, а живущего рядом – он брал за руку и вел ко Христу, через трудности и испытания. После благословения на монашество еще полгода я продолжал работать. Иногда батюшка приезжал в Москву по монастырским делам, и останавливался в нашей квартире. Однажды пришлось помочь батюшке по моей специальности. Ему нужно было стоматологическое лечение и протезирование. Чтобы не доставлять батюшке лишних хлопот, мы с коллегами сделали в моей квартире одноразовый стоматологический кабинет, и полечили его. Для нас это была большая радость: удалось хоть чем-то послужить батюшке, и он был рядом с нами в Москве.
Когда пришел в монастырь, батюшка поселил меня в келью напротив своей. И вот, подходит к концу год моего послушания в монастыре. Пришло время брать благословение у Курского архиепископа Ювеналия для официального оформления в монастыре. В это время в Курске открывался Знаменский монастырь и пошел слух, что какого-то из нас туда переведут. Приехал я к владыке, а он благословил именно мой перевод в Знаменский монастырь. Я просил владыку оставить меня еще на годик окрепнуть около отца Ипполита – сказать так меня научил батюшка. А владыка ответил: «Вот тут и будешь крепнуть, под моим надзором». Такой поворот был для меня огромным горем и трагедией. Я вернулся к батюшке просто убитым. А он утешал: «Ничего-ничего, отец, там тоже монастырская жизнь, будешь приезжать сюда». Через пять лет владыка перевел меня в Курскую Коренную пустынь. Навещать старца приходилось редко. Главное тогда было: батюшку увидеть и получить благословение по возникающим вопросам. Сердце успокаивалось, и можно было жить дальше.
Вы оставили благоустроенную московскую жизнь и оказались в разрушенном монастыре. Что было самым трудным в начале монастырской жизни?
Самое трудное – потерпеть немощь ближнего: осуждение, клевету, гнев, раздражение и прочее. Святыми в монастырь никто не приходит. Монастырь – это лечебница, все пришли измученные, избитые и израненные страстями, а скорее, приползли. Внешне, быть может, мы и выглядели неплохо, бодро. Но без духовного руководства мы проигрываем на поле брани.
Батюшка явил нам пример любви к ближнему, а это показатель искренних и глубоких отношений с Богом. Мы видели образец того, как поступать по-христиански. Вот, например, были такие ситуации. Когда батюшка сидел в своей стасидии в храме, люди часто подходили к нему во время Литургии, даже Евхаристического канона, и задавали свои вопросы. Батюшка трепетно относился к церковной службе, но он без тени недовольства и раздражения, спокойно отвлекался от службы, отвечал, и снова возвращался в молитву. Он показывал примеры достойного перенесения всякого рода испытаний. И у святых бывают те же немощи, что и у нас, но они их преодолели в подвиге. Страсть сама не уйдет. Необходимо обострение ситуации, чтобы подвизающийся мог увидеть свою подверженность страсти, проявить усердие и со временем побороть её. Вот в этом обострении страстей и ситуаций мы и жили в монастыре, и приходилось всё терпеть. Сам батюшка всех и всё терпел, и главное его благословение всем нам: «Надо потерпеть». Выдерживать житейские неудобства сельской монастырской разрухи было не очень трудно, а вот терпеть обострение страстей сложнее.
У Вас в жизни был опыт общения с разными старцами. Интересно, что было характерно для отца Ипполита и что его отличало от других подвижников поколения конца ХХ-го века?
Действительно, я несколько раз ездил к отцу Николаю на остров Залит, был у отца Иоанна (Крестьянкина), много общался со схиархимандритом Макарием (Болотовым) и иеросхимонахом Иоанном (Бузовым). Так что у меня есть с кем сравнить. Могу сказать: все старцы разные. Вот, например, отец Макарий – большой ревнитель веры православной и обличитель – это главное в его духовном устроении. Он мог кому угодно сказать правду, как она есть, невзирая на лица, прямо, заслуженно и справедливо. Это было его послушанием пред Богом, такое расположение души. Отец Ипполит был больше утешителем, явно и прямо не обличал. Например, были такие случаи. Некоторые его московские чада в 90-е годы слишком увлеклись политикой. И когда приезжали к батюшке, он говорил: «Ну как там Ельцин?», «Ельцину поклон передавайте!». Вот так тонко, аккуратно отец Ипполит обличал, вразумлял.
Батюшка ревновал о чистоте православия, он хотел, чтобы мы усердно вели монашескую жизнь не только по форме – «букве законной», но и по содержанию. Но особенность батюшкиного воспитания монахов заключалась в том, что он не придавал большого значения слову назидания. Он учил примером своей жизни. Он говорил о глубинах монашества только с теми, кто готов был воспринять, понести, исполнить монашеский подвиг в его полноте. Батюшка видел наше устроение: поскольку мера наша была мелкая, мы вообще редко слышали «задания». Для тех, кто при нем созревал, он был просто утешитель. Он покрывал наши состояния и ситуации своей любовью, старался их исправить молитвой. Многие наши немощи брал на себя, подставлял плечо и нёс сам. Для нас он был отцом-утешителем.
Другие особенности отца Ипполита – простота и деятельное смирение. Это была «святая простота», в нём отсутствовало всякое выдвижение своего «я». Нас поражало то, что батюшка отличался прозорливостью, он знал даже моменты зарождения какой-то мысли. Прозорливость сквозила во всем, но явно он её не показывал. Особенно он таился от тех, кто мог неправильно понять. При мне был такой случай. Батюшка принимал народ. Приехал из Курска молодой человек, привез письмо от своего друга и в течение их разговора несколько раз просил его прочитать и ответить на вопросы. Наконец, батюшка развернул письмо, и сразу стал отвечать. Я сидел рядом и видел, что письмо в его руках перевернуто. Он отвечал на вопросы, не читая его.
Батюшка говорил тихо слова, которые выражали волю Божию и были ответом вопрошавшему – когда это касалось духовных вопросов. И если человек не слышал эти слова, значит, он духовно не был готов их воспринять, и батюшка их не повторял. Вот так батюшка говорил – «тихим словом». Конечно, если его спрашивали о том делать операцию или нет, он отвечал ясно и четко. Когда его просили объяснить ответ, батюшка как учитель раскладывал всё по пунктам, всё что необходимо знать, и в нужное время. Были случаи, когда человек приходил к нему с одним вопросом, а батюшка откликался на другой, который стоял более остро, и человеку нужно было услышать ответ на него.
Через отца Ипполита мы понимали отношение Бога к человеку. Он помогал всем, кто в чём-то нуждался: кому – советом, кому – материальной помощью, кому – участливым словом. Рядом с батюшкой, все проблемы, с которыми приезжали к нему люди, теряли свою остроту, по-другому воспринимались. Кто соприкасался со старцем в общении, испытывали благостное, мирное состояние, радость, а порой и ликование. И кто пережил всё это, хотел вновь вернуться к нему. Ревность монашеского подвига и строгость к себе, всё это было скрыто в нём. А любовь была явной и воспринималась как доброта. Это общее описание облика старца Ипполита.
Отец Роман, что Вам известно о духовниках или старцах отца Ипполита, кто более всего повлиял на его духовное становление, совершенствование?
Подробностей о своей духовной жизни батюшка не рассказывал. Мы знаем только отдельные факты. В Глинской пустыни его духовником был старец Андроник (Лукаш). Думаю, батюшка от него много напитался. Судя по житию преп. Андроника и воспоминаниям о нем, батюшка был очень близок с ним по духу, такая же доброта и тихость. В Глинской пустыни тогда жили еще великие старцы, но они были очень строгие – другого духа. В Псково-Печерском монастыре батюшка был близок с валаамскими старцами, вернувшимися на родину из Ново-Валаамского монастыря: иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем), схимонахом Николаем, схиигуменом Лукой. Нес послушание келейника у этих старцев, рассказывал, что много беседовал с ними.
Первые полгода пребывания на Афоне отец Ипполит ходил за советом к старцу Тихону (Голенкову, ✝1968), но он вскоре почил. Старец Тихон Русский – духовный отец преподобного Паисия Святогорца. Самые длительные духовные связи у батюшки сложились со старцем Арсением Пещерником (1886-1983гг.), сподвижником старца Иосифа Исихаста. Вокруг отца Иосифа сложилась община. После его упокоения её возглавил старец Арсений. Сначала братство пребывало в горах, потом спустились в Белозерку – это русская обитель. Во второй половине XIX-го – начале XX-го веков на Афоне образовались несколько многочисленных русских обителей. Одна из них, в честь святителя Николая – Белозерка, сейчас её называют Буразери. Батюшка рассказывал, что ходил в Белозерку, чтобы побеседовать с отцом Арсением. Старец говорил по-русски, и это было важно для выяснения тонких духовных вопросов. Однажды в паломничестве на Афоне я встретился с греческим монахом Иоанникием и спросил, знал ли он отца Ипполита. Он ответил: «Да, знал, хороший монах, мы вместе в Белозерку ходили».
Я спрашивал отца Ипполита про старца Арсения: «Это был Ваш духовный отец?». Батюшка ответил: «Мы исповедовались друг другу». Конечно, на отца Ипполита в разные периоды жизни оказывали влияние опытные, духоносные подвижники, он ходил к ним за советом. Но никого он не называл своим духовным отцом. На Афоне, видимо, его окормляла Сама Пресвятая Богородица.
Отец Ипполит особо почитал преподобного Силуана Афонского. Как Вы думаете, что именно из его высказываний вызывало у отца Ипполита сочувствие, сердечный отклик? Что роднит этих подвижников?
В нашем разговоре о старце Силуане батюшка высказал мысль, что святость вырастает из немощи человеческой. Порой по чтению духовной литературы складывается впечатление, что святые уже рождаются таковыми, свято проводят свою жизнь и умирают святыми. Но батюшка говорил о пути духовного восхождения обычного человека, с его немощами и слабостями, о возможном преображении человеческой природы. Путь духовного совершенствования предложен всем. Батюшка подчеркивал, что путь старца Силуана – это не путь от святости через святость к большей святости. Это опыт преображения обычного человека, но сердце которого жаждет чистоты. Преподобный Силуан был батюшке ближе всех афонских подвижников того периода, и они были похожи.
Преп. Силуан подчеркивал, что Бог призывает всякого человека ко спасению. После опыта адских страданий старец стал особо молиться за умерших, томящихся во аде. В книге «Старец Силуан» приводится разговор старца с неким монахом-пустынником: «Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его? Или у тебя сердце железное?». Отец Силуан рассуждал так: «Любовь не может этого понести. Любовь не терпит, чтобы погибла хотя бы одна душа. Брат наш – есть наша жизнь. Нужно молиться за всех. Желает душа моя, чтобы вся вселенная спаслась». Эти рассуждения основываются на Священном Писании: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Такое же понимание Божественной любви было у отца Ипполита: он всех любил, всем желал спасения и за всех без исключения молился. Преподобного Силуана и отца Ипполита роднит усвоение необходимости именно такой всеобъемлющей любви и молитвы. Старец Силуан писал, что нет большего чуда, чем любить грешника в его падении. Любить грешника в его падении – это значит подражать Богу. Именно падший народ был особой заботой отца Ипполита.
Какие книги отец Ипполит рекомендовал читать молодым монахам, пришедшим в Рыльский монастырь?
Отец Ипполит прошел свой жизненный путь в духе святых отцов, по их стопам. И советовал читать то, что необходимо новоначальным: труды Аввы Дорофея, преп. Иоанна Лествичника, преп. Исаака Сирина, древние патерики. Сам он прочитал всё святоотеческое наследие. Причем он стал знакомиться с духовными книгами с отрочества. Батюшка рассказывал, что у него под кроватью был чемодан с духовной литературой. Он созревал еще в миру, приобретал навык молитвы, поста, воздержания. Духовное слово ложилось на плодородную почву. Хотя отец Ипполит был из простой крестьянской семьи, но он обладал даром восприятия духовного слова.
Святогорцы приобретают навык чтения литературы «от древности», читают то, что полагается монахам по традиции. Современные рассуждения на духовные темы, когда начиналось умничание – размышления, не основанные на подвижническом опыте, он не любил. Такую литературу он сам не читал и нам не советовал. Однажды один послушник стал рассуждать в присутствии отца Ипполита об исихастах. Старец спросил его: «Отец, а кто такие исихасты?». Послушник понял абсурдность ситуации: он говорил старцу о вещах, о которых имел представление лишь из книжек.
Отец Ипполит особо ценил труды преподобного Симеона Нового Богослова. Как вы думаете, почему батюшка выделял этого святого мыслителя?
Дело в том, что преп. Симеону Новому Богослову удавалось сочетать созерцательное Богопознание и деятельную жизнь. Он выступал против утверждений, что уже невозможно достичь высот святости, как в первые времена христианства. Преп. Симеон описал свой опыт и показал возможные вершины духовного совершенствования.
Вот и отец Ипполит, будучи исихастом, по возвращении с Афона, был поставлен в условия деятельной жизни. Он не мог в России вести отшельническую и безмолвную жизнь, как его старцы-исихасты, валаамские и греческие. Для отца Ипполита преп. Симеон был примером сочетания деятельной любви и мистического опыта. У нас есть основания полагать, что отец Ипполит прошел путь подобный, описанному преп. Симеоном.
В Рыльском монастыре батюшка жил по своему афонскому уставу. Келейно он молился в основном ночью, днем после службы – монастырские дела и посетители. Ночью спал очень мало, не более 3-х часов. Когда мы жили рядом, то слышали, как он несколько раз за ночь вставал на молитву. В 3.30–4.00 начинался его день. Молился в полной темноте, лампадку не зажигал. Спать ложился всегда в одежде, внутренне собранным, ручки и ножки складывал благоговейно. Всегда келейно прочитывал очень много записок.
Сейчас мы понимаем, что отец Ипполит вместил в себя мощь православия и дух первых веков христианства. От этого немыслимого, неведомого в наши дни сочетания мощи и мягкости любви всякий человек рядом с ним чувствовал себя как ребёнок.
Какой главный урок дал монахам отец Ипполит?
Влияние отца Ипполита описано в словах святого апостола Павла: «И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2: 4–5). Старец говорил самое необходимое, видя потребности каждого. Однако есть общие истины, которые он хотел заложить во всех нас. Это – любовь, терпение, забота о чистоте и выполнении монашеских обетов.
Отец Роман, расскажите о конкретных проявлениях духовных даров старца.
В нашем монастыре ведется сбор воспоминаний об отце Ипполите и свидетельств его помощи. Вот некоторые из них.
Вера, г. Ессентуки:
Сын привез меня на машине в Рыльский монастырь почти умирающую – 4 стадия рака груди. У ворот монастыря нас встретил отец Ипполит, взглянул и сказал сыну: «Оставляй её здесь». Я была невоцерковлённой. Посещала службы, вычиты, и батюшка молился обо мне. Рак исчез.
Я еще несколько месяцев жила в монастыре и залечивала метастазы, которые глубоко проникли во все органы. Это был очень болезненный период. Я жаловалась батюшке, он сажал меня около себя во время своих молитв и боль стихала. Он часами сидел неподвижно и молился, а я рядом на полу спасалась от нестерпимой боли.
Самый счастливый период всей моей жизни – когда я болела раком 4 степени. Потому что тогда я жила рядом с отцом Ипполитом – он самый близкий мне человек.
Екатерина, Рыльский район:
Был такой случай. Приехали в монастырь жених с невестой. Девушку принесли на носилках. Жених сказал, что за две недели до свадьбы у неё отнялись ноги. Отец Ипполит благословил девушке ночевать в храме. А утром её застали на ногах, она ходила по храму и зажигала лампады у икон. Потом не один раз эта пара приезжала в монастырь. Любо дорого смотреть на их счастье.
Марк, г. Рыльск:
Был удивительный случай уже после того, как батюшка почил. Я решил зайти в нижний храм поставить свечку перед дорогой. Смотрю, батюшка около колонны стоит и молится, с четками, как всегда в старом подряснике. Я понял, что батюшка меня вымаливает, сразу стал вспоминать, что я натворил – даже батюшка явился и молится. Так я всю Литургию простоял рядом с батюшкой и молился. Литургия закончилась, образ пропал. Звоню домой во Владикавказ, мать говорит, что 15 минут назад отец умер. Я поехал на похороны из Рыльска в Осетию, во Владикавказ. Отец пришел в себя, как только я зашел в дом – ожил. Поговорил со мной 15-20 минут, попрощался: «Отпустите, мне пора, я и так задержался». На моих руках отец умер. И тогда я понял, о чем молился отец Ипполит в церкви – чтоб я попрощался с отцом. Родственники видели наше прощание и потом мне говорили, что перед смертью отец уже плохо говорил, нечленораздельно, а со мной четко выговаривал слова.
Священник Роман Наклицкий, бывший послушник Свято-Николаевского монастыря:
Батюшка говорит мне после службы: «Бери топор и лопату, пойдем». Зашли мы в какие-то дебри лесные: «Копай здесь...» Я начал копать да подрубать в земле корни. Углубляюсь на метр-полтора, вижу, что какой-то ключик вдруг забил из-под земли.
– Источник, батюшка?
– Ну да.
А как он его высмотрел, Бог весть. Так и благословил меня этот ключик извлечь на свет Божий, не один день я старался... Теперь, молитвами старца, это один из святых источников в окрестностях Рыльского монастыря.
Ольга, Рыльский район Курской области:
Внук моей сестры Иван начал ходить как все дети в младенчестве. Но вскоре перестал нормально ходить, и врачи не могли ему помочь. Я положила записку с просьбой исцелить нашего мальчика на могилку батюшке Ипполиту. Вскоре Иван выздоровел и теперь, в возрасте десяти лет, очень полюбил футбол: учится играть в команде.
Евгения, г. Беслан, Северная Осетия – Алания:
В 2015 году мне вырезали грыжу в шейном отделе позвоночника. А боли остались, чуть сквозняк или холод – сильнейшие боли. В мае 2018 года на праздник Святителя Николая вместе с паломниками приехала в Рыльск. Провела в монастыре несколько дней, причащалась, купалась в источниках. Просила батюшку Ипполита о помощи. И вот после тех майских дней я забыла, что такое боль в позвоночнике! Где только я не была… И на Соловках, и на Валааме, но Рыльск произвёл на меня совершенно особенное впечатление. Всем говорю: приезжайте в Рыльск!
Иеромонах Серафим (Жидченко), и.о. благочинного Свято-Николаевского монастыря:
Был такой случай. Супруги, чада о. Ипполита, ехали на машине в очень опасном месте – по узкой горной дороге, причем на большой скорости. И вдруг ветер накинул на глаза водителя – мужа шарф, рядом сидящей супруги. На лобовом стекле их машины была прикреплена маленькая фотография отца Ипполита. В этот опасный момент она расширилась до больших размеров. Машина, не потеряв управление, двигалась самостоятельно. Так батюшка спас своих чад от неминуемой гибели.
Георгий Адамович, послушник Свято-Николаевского монастыря:
Приезжали такие духовно больные люди! Представьте, старуха лет под 60, а она угол кирпичного здания кулаком пробила насквозь, глазищи так и горели огнем – бесовская сила. Видели вы такое хоть раз? Это было здесь, в монастыре, в 1996 году. Потом уже она приезжала, нормальная женщина, батюшка из нее всех бесов изгнал. А было и такое: восемь молодых ребят тоненькую девочку-подростка удержать на вычите не могли – так она бесновалась. Нечистый дух имел над ней очень большую силу, но вышел. Многие ребята-наркоманы благодарили батюшку за исцеление.
***Таких свидетельств множество, они показывают духовные дарования отца Ипполита. Тысячи человек обрели у Бога милость, избавившись от различных недугов по его молитвам. Это происходило по-разному. Кто-то узнавал о своем исцелении на святом источнике, а кто-то по результатам анализов. И сейчас на могиле старца каждый день происходят чудотворения.
Возложив на себя бремя креста Христова, архимандрит Ипполит прошел по стези «трудов, подвига и потов». Он – из рода ревностных подвижников, которые «взыскали, обрели и стяжали», «ибо верен Обещавший» (Евр.10, 23).
К публикации материал подготовила Надежда Шелепова.