«Иди в Серпухов, во Владычний монастырь…»

Игумения Алексия (Петрова)

Шесть лет назад, 18 мая, Введенский Владычний женский монастырь Московской епархии отметил 140-летие явления в нем чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».  Настоятельница подмосковной обители игумения Алексия (Петрова) рассказала тогда порталу «Монастырский вестник», что эта икона прекрасного старинного письма была утрачена в богоборческие годы, но в наши дни ее общецерковное почитание восстановлено и к написанным с первообраза новым спискам в двух монастырях в Серпухове – Высоцком мужском и Введенском Владычнем женском – притекает много народа. Обители эти древние: первая была основана по благословению преподобного Сергия Радонежского, вторая – чуть раньше, по особому изволению Царицы Небесной – святителем Алексием, митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Ту памятную беседу с матушкой Алексией мы решили повторить накануне знаковой для монастыря даты – 18 мая.

По предстательству преподобного Варлаама

Матушка, в 1995 году в Вашей жизни стремительно, одно за другим, произошли два важных события: 8 апреля – монашеский постриг, 5 мая – открытие Введенского Владычнего монастыря и назначение Вас сюда настоятельницей. К тому времени Вы уже были знакомы с историей явления одной из особо чтимых святынь обители – чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»?

Я коренная серпуховичка, Серпухов – мой родной город. Здесь в возрождающемся Высоцком монастыре началась моя духовная жизнь, здесь я несла свои первые послушания. А когда стали появляться мысли об уходе в монастырь, то мой взгляд невольно обращался на другой берег реки Нары, где стояла разрушенная Владычняя обитель. В 1993 году на один из двунадесятых праздников в Высоцкий монастырь приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После Литургии я подошла к Владыке под благословение и спросила его: «Когда откроют Владычний монастырь?» Он ответил: «Молитесь…» Я стала усердно молиться. Не буду подробно описывать свой путь к монашеству и настоятельству, скажу только, что историю уже тогда ставшего дорогим моему сердцу монастыря я знала. Может быть, не в деталях.

Детали, в частности, явления этого чудотворного образа удивительны. Наверное, среди сестер обители, трудников и множества паломников нет таковых, кто бы, услышав их, остался равнодушен. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том событии 140-летней давности.


До закрытия советской властью Введенского Владычнего монастыря в нем служил будущий священномученик Иоаков Бриллиантов, который написал акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В своем «Сказании» о явлении этой чудотворной иконы батюшка приводит рассказ монахини Елисаветы, бывшей в момент обретения первообраза церковницей при храме, куда по велению «старичка благообразного вида» из своих сновидений добрался крестьянин Тульской губернии, отставной николаевский солдат. Часть пути бедолага прополз на четвереньках, так как из-за пьянства у него отнялись ноги и идти он не мог. Другую часть – после того, как сердобольная старушка-хозяйка, принявшая его на ночлег, дважды растерла ему ноги – он смог преодолеть, опираясь на палки. Вначале шел с двумя палками, затем – с одной. Возможно, так и закончил бы он свою земную жизнь горьким пьяницей, пропивавшим пенсию до последней копейки, если бы не тот, кто являлся ему в сновидениях. Первый раз «старичок» сказал: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою и телом». Во второй и в третий разы уже грозно потребовал исполнить его приказание. Крестьянин даже не представлял, где находится Серпухов. В самой обители тоже не слыхали об иконе с таким наименованием. Но человек дополз, дошел до неизвестного ему ранее монастыря, а в монастыре вдруг вспомнили об иконе с изображением чаши, висевшей в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. Вспомнили и с удивлением увидели на обратной стороне надпись: «Неупиваемая Чаша». Однако это еще не все! Когда путника подвели к раке преподобного Варлаама, тот узнал в нем снившегося ему старца. Домой бывший пьяница возвращался здоровым, а весть о чуде быстро распространилась не только по городу Серпухову, но и далеко за его пределами.

В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая по новому стилю. Какие чувства Вы с сестрами испытали, узнав об этом?


Конечно, мы обрадовались. И вместе с тем появилась некая нотка грусти. Причина этого следующая: празднование установили не в тот день, который был до революции – 10 декабря по новому стилю (в один день с иконой Божией Матери «Знамение», поскольку эти иконы схожи по иконографии). Настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне митрополит Улан-Удэнский и Бурятский, написал прошение на имя Его Святейшества с просьбой приурочить этот праздник ко дню памяти преподобного Варлаама Серпуховского, потому что святой причастен к явлению чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». Нас несколько огорчило, что празднование «Неупиваемой Чаши» затмит празднование памяти строителя и первого настоятеля нашего монастыря (до этого – келейника Святителя Алексия). Совершаемое в день его преставления, 18 мая, оно как бы уйдет на второй план. Но со временем все привыкли к мысли, что в мае месяце хорошо ходить крестным ходом, на что нас благословил еще в 2003 году митрополит Ювеналий.

Утешения от Божией Матери   

Современный иконописец написал икону «Неупиваемая Чаша» со старой фотографии, и менее чем за четверть века столько чудотворений произошло! Думается, это явное доказательство того, что милость Пресвятой Богородицы к нам, живущим в раскаленном от страстей мире, не иссякла.

Небольшое уточнение: икона была написана со старой гравюры 1912 года. Первое чудо совершилось, когда образ находился еще у иконописца. В начале Светлой седмицы во время богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Служба закончилась, люди разошлись, а киот остался на крыльце. Развернув ткань, сестры увидели, что киот старинный, с резьбой, причем совершенно целый. Поудивлялись мы тогда неожиданной находке, а в пятницу нам привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», и удивление еще больше возросло. Оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Приблизительно через год приходит в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!» Затем с волнением она сообщила, что после того, как она отнесла киот в монастырь, ее сын бросил пить. Икона до сих пор находится в том киоте. Правда, приходится иногда слышать от людей, что мы могли бы сделать киот, понаряднее, «посолиднее», но скажу так: он нам дорог как память о первом исцелении от нового списка чудотворного образа. Затем последовало множество других исцелений, и разные епархии стали просить привезти эту святыню к ним.

Матушка, с легким сердцем Вы провожаете чудотворный образ в паломничество или всякий раз волнуетесь?


Переживали мы с сестрами по этому поводу лишь один раз, провожая икону в ее первое паломничество. Думали: вот уезжает наша охранительница. Понятно, что Богородица нас хранит, но вещественно мы обращаемся к Ее святому образу, привыкли его видеть у себя в храме. И как только икона покинула пределы монастыря, ее фотокопия замироточила. (Сейчас фотокопия находится в отреставрированном Введенском соборе.) Мы поняли, что покров Пресвятой Богородицы остается здесь, и с тех пор не переживаем. География паломничеств «Неупиваемой Чаши» широка. Трижды икона побывала в Екатеринбурге, дважды – в Саратове. Была она в Казахстане, Иркутске, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Ярославле, не говоря уже о Подмосковье. Едут с иконой сестры постарше, духовно опытные. Это чрезвычайно важно, потому что, к примеру, новоначальную сестру смена режима сразу же выбивает из духовной колеи. А человек, поживший в монастыре, не так рассеивается, выезжая в мир. Если мы и отправляем кого-то из послушниц, то обязательно под началом монахини или инокини. На местах сестры стараются записывать чудеса исцеления, о которых им сообщают люди.

Много чудес исцеления от пьянства, наркомании, курения и прочих зависимостей зафиксировано в современной летописи Владычнего монастыря. Зафиксировано (даже на фотографиях) чудо, о котором можно сказать, что оно стоит несколько «особняком». Матушка, лично Вы видели, как глаза Богоматери на иконе становятся будто живые: сужаются или открываются шире?   

Я это видела однажды вместе с паломниками из Одессы. В начале 2000-х годов происходило нечто удивительное. Как только приезжала экскурсия из Одессы, в храме начиналось массовое мироточение икон. Нам тогда было непонятно, почему. Сейчас же предполагаем: может, это происходило в связи с грядущими событиями 2 мая 2014 года – той страшной трагедией, о которой узнал весь мир? Может, происходило это для того, чтобы видевшие чудеса люди запомнили их и чувствовали поддержку Божией Матери в самые скорбные минуты своей жизни? Трудно сказать… Так вот – стоим мы возле иконы «Неупиваемая Чаша», я рассказываю о ней, вдруг вся группа выдохнула: «Ах!» Все увидели, что Матерь Божия шире раскрыла глаза. Кроме одного человека, который отвлекся на что-то у свечного ящика. Он подбежал: «Что там?» Но, увы, опоздал.     

В предыдущем интервью порталу «Монастырский вестник» («Дух Владычнего монастыря») Вы рассказывали, что обитель помогает страждущим недугом алкоголизма, наркомании девушкам, женщинам. Но на реабилитацию берете в обитель по одному человеку. Второго – не раньше, чем через полгода после первого, чтобы не возникал их личный социум, в котором они будут общаться друг с другом и тогда до них не достучаться. Сейчас есть кто-то из реабилитанток?


На сегодняшний день есть одна женщина с алкогольной зависимостью. Она давно при монастыре трудится. Что касается наркозависимых, многим из них, слава Богу, удалось пройти у нас плавную реабилитацию (точнее – ресоциализацию и воцерковление: многое осмыслить и набраться сил, чтобы войти в нормальный социум). Но теперь ситуация изменилась. Раньше приходили те, кто употреблял героин. Сейчас появился наркотик, в просторечье именуемый солью, поскольку своим внешним видом он напоминает простую соль. При регулярном приеме он губительно воздействует на психику, происходит стремительное разрушение мозга. Чаще всего если заядлый солевой наркоман не попадает в руки правоохранительных органов, он заканчивает свои дни в психиатрической больнице. Такая вот проблема возникла в последнее время, очень сложная. Обращения от родителей с просьбой принять на реабилитацию их чадо с наркотической зависимостью бывают. Но когда мы просим папу-маму приехать с этим чадом или чтобы само чадо нам позвонило, как правило, никто не перезванивает. Родители – да, беспокоятся, а «подсевшие» на наркотики дети вносить перемены в свою одурманенную жизнь не хотят.

Что Вы можете сказать в отношении своих подопечных, которые побороли алкогольную или наркозависимость? Нет ли опасений, что в миру, не видя той среды, которая в монастыре словно броня защищала их от пагубной страсти, они могут ослабить духовную работу и тогда все вернется на круги своя?

Опасения есть. Скажем, пьянство, – это та страсть, та духовная болезнь, которая может вернуться и через 20, и через 30 лет. Тот, кто много лет не пил и думает, что он исцелился, после одной-единственной рюмки спиртного может уйти в страшнейший запой. Тут, пожалуй, уместна следующая аналогия: если у больного имеется язва желудка, пусть даже зарубцевавшаяся, ему необходимо пожизненно соблюдать пищевую диету. С алкоголизмом нужно соблюдать диету духовную. У нас одна реабилитантка, долго жившая при монастыре, решила, что полностью исцелилась. А когда поехала домой, сразу же сорвалась. Именно потому, что подумала: все, я теперь могу жить «как все» – немножко выпить, немножко ослабить духовную работу. Нет! Человек с одинаковым усердием должен совершать внутреннюю духовную работу всю свою жизнь, независимо от того, пьет он в данный момент или считает, что эта беда позади. Духовное трезвение нельзя оставлять ни на один день, иначе в самом деле все вернется на круги своя. Кстати, почему с женским алкоголизмом справиться труднее, чем с мужским? Женщине, чтобы получить зависимость, доза алкоголя нужна в два раза меньше. Это связано с ее физиологией: фермент, призванный расщеплять алкоголь до попадания в кровь, у нее менее активен. Если у мужчины выводится из организма 50 граммов спиртного в 40-градусном эквиваленте, то у женщины только 25 граммов. Допустим, что за один раз она выпила больше 25 граммов, значит, алкоголь уже накапливается в организме, возникает похмельный синдром. Так же и наркоманкам требуется меньшая доза. Но у женщин есть сильнейший стимул побороть зависимость. Это желание родить ребенка. Другая наша реабилитантка, о которой я упоминала в предыдущем интервью, живя в монастыре, воцерковилась, доверилась Господу и Его Пречистой Матери, потому и страшный приговор врачей – бесплодие и гепатит С – ее не сломил. Она вышла замуж за монастырского рабочего, во время беременности каждую неделю исповедовалась и причащалась. Ребенок родился здоровым. Медицинские анализы показали, что гепатита С у бывшей наркоманки нет. Сейчас она работает у нас как сотрудник обители.

Праздник стал всероссийским

Матушка, как проходил праздник в юбилейный год в день явления чудотворной иконы?


Мы вернулись к традиционной форме празднования, которая была у нас с 2003 года, когда отмечалось 125-летие явление иконы «Неупиваемая Чаша». Три года крестный ход шел по другому маршруту, но на 140-летие явления святыни, как и раньше, после совершения Литургии в Высоцком мужском монастыре (в котором было восстановлено почитание чудотворного образа) большой крестный ход вышел оттуда и прошел через весь город к нашему монастырю. У нас же, где этот образ был первоначально явлен, Литургия началась на час позже, в 10 утра. По ее завершении мы с сестрами, духовенством, прихожанами, паломниками крестным ходом отправились к Святым вратам и встретили крестный ход, прошедший по Серпухову более пяти километров. Потом на соборной площади нашей обители была отслужена завершающая часть молебна перед двумя чудотворными иконами «Неупиваемая Чаша» из двух монастырей. Когда праздник выпадает на выходной день, людей собирается больше. Хотя и в будни бывает много народа. Серпуховичи полюбили крестные ходы. А паломники из других мест специально приезжают в этот день, чтобы поклониться чудотворным образам Божией Матери. Праздник давно стал всероссийским. Также богомольцы прикладываются к гробнице преподобного Варлаама, память которого, как я говорила, в этот день совершается.

И последний вопрос к Вам: в книге коллективных воспоминаний «Все будет как надо», посвященной возрождению Владычнего монастыря, приведен комичный случай из прошлого. Вы шли по улице в подряснике, апостольнике и скуфейке. Обогнав двух детей, услышали сзади себя громкий шепот: «Это кто?» В ответ: «Ты глупая что ли? Это поп». Сегодня такой смешной диалог вряд ли бы прозвучал?

Сегодня дети много знают о Церкви, о вере. В общеобразовательных школах Серпухова проходят уроки «Основы православной культуры». При монастыре действует воскресная школа, в которой учится около 60 ребят. В православной классической гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского, основанной в 2001 году по благословению митрополита Ювеналия, 135 учеников. К тому же сколько выпускников у воскресной школы и гимназии! Так что новое поколение и в вопросах веры, и в том, как выглядит монашеское облачение, разбирается. А вот невоцерковленное поколение что постарше, к сожалению, – нет…


Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

Материалы по теме

Публикации

Игумения Алексия (Петрова)
Игумения Алексия (Петрова)

Монастыри

Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь
Московская область, Серпухов, Октябрьская улица, 40
Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь
Московская область, Серпухов, Октябрьская улица, 40

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь