Общение с Предстоятелем «глаза в глаза и от сердца к сердцу»

Участники Собрания игуменов и игумений

Участники Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви, состоявшегося 25 сентября 2024 года, делятся впечатлениями об этом событии

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь

На прошедшем Собрании игуменов и игумений более всего впечатлили и вдохновили ответы Святейшего Патриарха на вопросы участников. Его искренность, простота в общении, желание и стремление вникнуть в тревожащие его паству проблемы, и не просто их услышать, но и помочь найти решение – всё это оказало огромное влияние на присутствующих, на меня в том числе. Наше общение проходило, говоря образно, «глаза в глаза и от сердца к сердцу». Этот пример с интересной стороны раскрывает суть духовничества и истинного наставничества, о которой сегодня мы также слышали из слова Святейшего. «Пастырь – это тот, кто заботится об овцах» – именно таким мы сегодня и увидели нашего Предстоятеля.

Дорогого стоят подобные беседы еще и потому, что опыт Святейшего Патриарха богат на духовное назидание. И для себя лично я отметил сегодня несколько полезнейших советов. В частности, в ответе на вопрос из зала о том, как молилась семья будущего Патриарха в его детстве. Святейший ответил, что вся семья, в том числе и маленькие дети, всегда ходили на воскресные богослужения, при этом уточнив, что он всегда очень любил всенощные бдения. А сейчас мы видим, что многие воспринимают это богослужение как утомительное и скучное времяпрепровождение, делая вывод о том, что оно вовсе не обязательно и достаточно лишь воскресной Литургии. Так вот, опыт людей, живших в ту пору, когда нельзя было ходить в храмы, для нас очень полезен. Оказывается, утомительные для современных людей богослужения для верующих предыдущих поколений были желанными и радостными. И вспоминаются в связи с этим слова святителя Иоанна Златоустого, что для Церкви самые плохие времена – это времена мира. Потому что когда течет река и берега сужаются, то вода поднимается вверх – это образ духовной жизни. Когда обстоятельства нас стесняют, душа поднимается вверх. Хорошо бы всем нам почаще слушать о жизни людей предыдущего столетия… они умели ценить действительно важное, а сейчас это качество в людях встречается всё реже.

Многие беды монашеской жизни корнями уходят в неверное пользование свободным временем: когда это время работает на не дух, а на суету. На одной из предыдущих встреч наш Предстоятель, вспоминая годы своей жизни рядом с митрополитом Никодимом (Ротовым), отметил назидательнейший момент. Когда владыка постриг его в монашество, то сказал следующее напутствие: «Сделай так, чтобы у тебя не было свободного времени». Ведь точнее и не скажешь, потому что вся жизнь монаха должна быть сосредоточена в Боге; время, использованное не с этой целью, становится для него губительным. Поэтому всю жизнь нужно сосредоточить на трудах и молитве, чтобы понятие «свободное время» для монаха означало время, проведенное с духовной пользой. Только таким образом мы и научимся богатеть в Бога (Лк. 12:21), а не расточать.

Еще запомнились воспоминания Святейшего Патриарха о его дедушке-исповеднике. Интересен итог жизни, который отметил наш Предстоятель, рассказывая о силе веры своего дедушки в тяжелейшие для Русской Церкви времена: всё пережитое наложило глубокий отпечаток на его личность, глаза в конце жизни стали излучать необыкновенный свет. Как и говорят: «Глаза – зеркало души». А его слова «ничего не бойся, кроме Бога» и самому мне стали очень близки, можно даже сказать, что они зажгли в сердце некий огонек. Кажется, просто сказано, но какой вес это имеет, когда звучит из уст человека, пережившего ссылки и мучения. Эти слова не легковесны, они родились от опыта жизни настоящего исповедника веры. Такой человек всю свою жизнь предал в руки Божии, не пример ли это для нас? Ведь в этом и состоит главная цель каждого монаха. Об этом свидетельствует и апостол Павел: …сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых (2 Кор. 1:9). И к дедушке Святейшего Патриарха этот приговор к смерти был на протяжении долгого времени очень близок. Действительно, после такого уже ничего не страшно.

Общение Святейшего Патриарха с игуменами и игумениями проходило в очень искреннем и доверительном формате. Мне кажется, подобные встречи и практика живых бесед с Предстоятелем является желанным и необходимейшим событием в жизни обителей. Всем нам было бы полезнее, если бы такие встречи проходили чаще, или же чтобы в традиционном регламенте Собрания выделялось чуть больше времени для общения паствы со своим отцом. Подобно тому как в светском обществе в ходе «Прямой линии с Путиным» граждане России имеют возможность раз в году задать вопросы Президенту своей страны, можно было бы попросить и Предстоятеля Церкви отвечать на заранее присланные вопросы от насельников разных обителей. Насыщаясь силой и духом слова нашего Предстоятеля, каждый инок сохранит в своем сердце свет и радость, которые согреют его и вдохновят на предстоящие подвиги. И самое главное – Святейший Патриарх в своих ответах всегда дает очень четкие цели для монахов и настоятелей. Ведь со временем мы ошибочно начинаем думать о том, что мы уже всё знаем, обо всём читали… и такое напоминание от главы нашей Церкви о, кажется, общеизвестном бывает для нас очень полезно.

Архимандрит Сергий (Громовик), глава отдела по монастырям и монашеству Луганской епархии

Господь впервые сподобил побывать на Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом. Впечатлений эта встреча оставила очень много. Наверное, самое яркое из них – близость нашего Предстоятеля к собравшимся здесь сегодня монашествующим. Его отеческое попечение и заботливое участие в вопросах устройства духовной жизни обителей исходило не только из слов, но из самого духа, потому что слово было не формальным, но сказанным с силою.

Особо отозвалась в сердце мысль Святейшего Патриарха о важности любви для созидания обители. Ведь монастырь – место, где человек расстается с одиночеством; мне кажется, это сказано очень точно.

Вообще, каждый из участников сегодняшнего Собрания, выступавший с докладом, открыл что-то новое, интересное и практически полезное. Поэтому впечатление у меня осталось наилучшее, и время, проведенное на Собрании, лично для меня прошло с максимальной пользой. И для себя, и для монашествующих я почерпнул много полезного и вдохновляющего. По приезде с радостью поделюсь событиями и мыслями сегодняшнего дня с игуменами и игумениями нашей епархии.

Игумен Евмений, настоятель Николо-Берлюковского мужского монастыря деревни Авдотьино Новинского района (Балашихинская епархия)

На Собрании игуменов и игумений во главе со Святейшим Патриархом отметил для себя много интересных и полезных тем. Одна из них – это миссия монастырей и устроение монашеской жизни в обителях. Если посмотреть на то, как распространялось христианство в нашем Отечестве, мы увидим, что первой волной христианского миссионерства были монахи Киево-Печерской лавры и близлежащих монастырей. Они разошлись по всей Руси и проповедовали христианство на тот момент языческим славянским племенам. И без этого не получилось бы создать Киевскую Русь. То есть монашество оказывало влияние не только на духовную составляющую будущего государства, но и на политическую.

Второй волной была проповедь христианства учениками преподобного Сергия Радонежского среди прочих некрещеных народов. В тот период было основано около сорока монастырей – какова сила и масштаб миссионерского служения! И без этого тоже не было бы того государственного строения, которое формировалось на православной государственной идее вплоть до 1917 года. Поэтому сегодняшние монастыри являются некими столпами возрождения Православия в нашем государстве. Вера безжалостно попиралась в течение всего советского периода, и перед нынешним поколением стоит великая миссия по возрождению Православия. В своем докладе Святейший Патриарх отметил особое значение миссионерского служения в жизни обителей. Можно сказать, что наступила новая эра проповедничества, в том числе и монашествующей братией. Конечно, без этого проповедания невозможно России вернуться на свое твердое основание, на котором она существовала практически тысячелетие. Эта миссия требует вовлечения большего количества братии, а соответственно, и обителей. Сейчас процесс возрождения монастырей и монашеской жизни совершается стремительными темпами на наших глазах. В бывших некогда психиатрическими больницами, туберкулезными диспансерами и автобазами исконно монастырских зданиях и храмах теперь вновь созидают монашеский дух. Поэтому от нашего Предстоятеля мы сегодня слышали призыв к усердному развитию миссионерского служения, к формированию крепких братств и сестричеств, которые могли бы стать светом миру (см. Мф. 5:14). Святейший отметил для нас, игуменов и игумений, главные цели: собирание братии, устроение духовной жизни обители, и, что самое важное, – стремление к восстановлению духовной преемственности. Сегодняшнее монашество нуждается в обращении к истокам, к передаче истинного монашеского духа от старца к послушнику, от опытного монаха к только начинающему свой подвижнический путь. За этой-то духовной составляющей все и приходят в монастыри, и именно это с небывалой силой уничтожалось советской властью. Поэтому восстановление этого духовного фундамента нашей Родины – очень долгий, кропотливый и отчасти болезненный процесс.

В этом мне и видится главная цель, в том числе, и состоявшегося Собрания – восстановление нашей исконной системы передачи монашеского быта, молитвы, духовного устроения от старшего поколения монашествующих к младшему.

Материал подготовили Екатерина Орлова, Дарья Филатова, Елена Володина
Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Предстоятель

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь