11 июня 2023 года Николо-Чернеевский мужской монастырь Скопинской епархии Рязанской митрополии отмечает 450-летие со дня своего основания. Когда-то здесь шумел густой черный лес (отсюда и вторая часть названия: Чернеевский). А вдоль реки Цны располагались мордовские поселения, и в них жили язычники. За четыре с половиной века многое кануло в Лету, но зажженный в XVI веке огонек христианской веры в этом совершенно глухом тогда месте всё ярче разгорается. Возрождается, крепнет монастырь, который в 1991 году после десятилетий государственного атеизма был возвращен Русской Православной Церкви. Наша беседа с настоятелем древней обители архимандритом Феодосием (Ивановым) состоялась незадолго до юбилейных торжеств.
Донской казак Матвей повторил апостольский подвиг
Отче, вероятно, историю монастыря, в котором монах подвизается, в определенной степени можно сравнить с родословной человека, где ценен каждый факт, важны многие обстоятельства. К примеру, такие: кто положил начало роду? Кто этот род прославил, а кто бросил на него тень? Что из «родословной» Николо-Чернеевской обители или точнее – из ее летописи – произвело на Вас наиболее сильное впечатление, и оно с годами не стерлось?
В первую очередь личность основателя монастыря донского казака Матвея, который после посвящения его во иеромонаха был назначен строителем обители и стал ее игуменом. Я пришел в Рязанскую епархию в 2000 году, и ныне покойный митрополит Симон (мудрый деятельный архипастырь, при котором в Рязанской епархии открылось девять монастырей), направил меня насельником в Николо-Чернеевский монастырь. Конечно, сразу же захотелось узнать историю обители, «докопаться до корней». Тогда в России еще не было массового Интернета, что, полагаю, облегчило бы задачу. Но были книги, в том числе и репринтные издания, были справочники по монастырям Тамбовской и Рязанской земли (прежде наш Шацкий район относился к Тамбовской губернии, а в 1923 году перешел в Рязанскую губернию). В итоге удалось разыскать и прочитать краткое житие преподобного Матфея. Сведений о нем оказалось немного, однако те, что попались на глаза, дали ясно понять: в XVI веке благочестивый русский человек из казаков по сути повторил апостольский подвиг. Придя с Дона в эти земли, достаточно дикие, он нашел здесь уединенное место для духовных подвигов, но опечаленный тем, что местное население исповедует язычество, решил возвестить им веру Христову. А чтобы проповедовать Святое Евангелие среди идолопоклонников, он выучил язык мордвы.
Для русских миссионеров-подвижников это характерно. Вспомним один из ярчайших примеров, связанный с именем святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, который и алеутский язык изучал, и якутский, окормляя паству в тех краях. Но это уже XIX век. А в XVI столетии, выходит, донской казак увидел всю важность такого подхода? И каковы были его успехи на этом пути?
В первое время старец успел окрестить до 25 человек – женщин и детей. Но из его записок видно, что «некрещеная Мордва» мстила ему, противодействие было серьезное. Уже вокруг иеромонаха Матфея, ведущего строгую подвижническую жизнь, и благочестивые ученики собрались, уже по благословению епископа Рязанского Леонида их силами и монастырь в лесу строился, но несладко пришлось игумену и братии по причине того, что испытывавшие к христианам неприязнь язычники из числа местных жителей стали их грабить. Они же сожгли пчельник и грозились сжечь саму обитель, а ее насельников разогнать. Тогда иеромонах Матфей обратился с челобитной к царю Иоанну Васильевичу Грозному, дабы тот выслал сюда казаков с целью организовать в этом крае засечные черты, помешавшие бы нападениям на монастырь и защищавшие бы границы русских княжеств от мордвы, черемисов (прежнее название народа марийцев) и других агрессивных местных жителей. В оброчной книге 1594 года значится, что царь Иоанн Васильевич наказал шацкому приказчику Юрке Дурову беречь «от Мордвы и сторонних людей и от всяких обид их чёрного попа Матвея с братами», и чтобы «монастырю бы Николину ни от кого, ни в чём бы пакости не было...».
С грустью говорю, что сейчас преподобный Матфей, прославленный в 1988 году в лике местночтимых святых, малоизвестен. Но в то же время мне иногда кажется, что это он сам – как истинный монах – не желает своего широкого почитания. Мы не знаем, где находятся его мощи. Скорее всего, они погребены на территории обители, только где именно, неведомо. Как и мощи многих других святых, они находятся под спудом, и, видимо, нет пока благословения Божия на их обретение... Что касается местных жителей, многие из них глубоко чтят Матфея Чернеевского, прибегают к нему в молитвах, часто приходят в монастырь, заказывают молебны. Заказывают молебны преподобному Матфею и приезжие. Спрашивают иконочку с его образом и благоговейно увозят с собой. Каждый воскресный день после Литургии братия служит общий молебен строителю и основателю нашего монастыря. Ну, и я как его игумен всегда молюсь преподобному Матфею, чтобы он мне помогал. Вернее – устраивал всё таким образом, чтобы я делал то, что необходимо, по воле Божией. Я полагаю, что любой игумен скажет вам то же самое: основатель монастыря, собственно, и является первым и главным игуменом их обители, а мы – его последователи и помощники в деле ее устроения. Прошу я молитвенного предстательства и у Небесного покровителя монастыря, в честь которого он получил свое название – у святителя Николая Чудотворца. И у своего Небесного покровителя, в честь которого я был наречен в монашестве – преподобного Феодосия Печерского, основателя общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле.
«Прежде я часто бывал в Киево-Печерской лавре у мощей великих святых»
Отец Феодосий, совсем недавно, 16 мая, Вы отмечали день тезоименитства. На монашеский путь Вы ступили без малого четверть века назад. А что-то ныне, в этот день, вспомнилось из прошлых лет, как говорят, берущее за душу?
Вспомнились мои поездки в Киев. Прежде я часто бывал в Киево-Печерской лавре у мощей великих святых. По крайней мере, раз в два года, это точно. Посещал пещеры, Ближние и Дальние, молился и преподобному Феодосию, и преподобному Антонию, и всем Киево-Печерским святым. Вообще житие преподобного Феодосия, которое я прочитал еще до своего пострига, меня сильно заинтересовало. Оно как-то сразу настроило на стремление не к мирскому, а к духовному. И вот буквально недавно, открыв акафист преподобному Феодосию Печерскому, я снова подумал, что при его выдающемся практическом и организаторском таланте он, великий подвижник XI столетия, мог бы преуспеть, живя в миру, и даже стать святым! Но Господь призвал его к монашеской жизни. Юноша, услышав зов Божий, тайно ушел от матери, которая хотя и сильно любила своего сына, однако совсем его не понимала, и, как пишет преподобный Нестор Летописец, «придя в ярость и гнев, избивала она сына, ибо была телом крепка и сильна, как мужчина». Из Курска Феодосий пришел в Киев, так как слышал о тамошних монастырях. Господь привел его к преподобному Антонию, живущему в пещере. Что было дальше, думается, истинно верующие люди прекрасно знают. В целом житие преподобного Феодосия так богато волнующими душу фактами, что его можно читать-перечитывать, – ведь это действительно шедевр древнерусской агиографии! Мне горько и больно оттого, что происходит сейчас на Украине и в Киево-Печерской лавре. Нам в России ни на минуту нельзя забывать, что Святая Русь родилась в Киевской купели равноапостольного князя Владимира и в святых стенах Киево-Печерской лавры, основанной преподобными Антонием и Феодосием.
16 мая был день тезоименитства и у митрополита Черкасского и Каневского Феодосия, на которого, по словам владыки, поступил политический заказ от современных гонителей Церкви и против него было сфабриковали дело, переданное в суд в семи томах... В день памяти своего Небесного покровителя, находясь под круглосуточным домашним арестом, архипастырь обратился к верующим людям с видеообращением. Глубоким, искренним, духоподъемным. Ключевая в нем мысль – процитирую: «И гонители будут вразумлены или наказаны. А Церковь вновь, как и все эти две тысячи лет своего существования, выйдет победительницей. Это обязательно будет, в этом нет никаких сомнений, об этом говорит Священное Писание. Единственное, чего мы не знаем – когда это будет: может быть, через месяц, а, может быть, через полгода, а, может быть, через три года».
Дай Бог, чтобы это скорее произошло, и мы вновь могли бы посещать те святые места и вместе с каноническими архиереями Православной Церкви молиться в священной колыбели монашества – Свято-Успенской Киево-Печерской лавре.
В российской глубинке: сегодняшний день монастыря
Батюшка, обратимся теперь к российской глубинке и жизни Николо-Чернеевского монастыря в наши дни. Сколько в нем подвизается насельников, какие у них послушания и какие заботы?
Братии у нас всего семь человек. Из них пятеро – в священном сане, и основное их послушание в храме, поскольку богослужения в монастыре совершаются ежедневно, утром и вечером. К тому же наше духовенство каждую неделю ездит служить в приписной к монастырю храм Пресвятой Троицы в селе Высокое. Также мы совершаем молебны в часовне в честь великомученицы Параскевы Пятницы в селе Печины. Еще монастырские священнослужители ездят в Троицкий собор в городе Шацке, где в дни больших праздников, когда народа очень много, помогают исповедовать. И если кто-то из приходских отцов уходит в отпуск или болезнь его одолеет (в соборе два клирика), тоже приходим на помощь. А во время пандемии братия в священном сане посещали Щацкую районную больницу, исповедовали и причащали ее пациентов, духовно их окормляли. К этому остается добавить, что вокруг монастыря и приписных к нему храмов располагается шесть кладбищ – и там мы бываем постоянно, совершаем панихиды по просьбе прихожан. Ездим на Радоницу, в дни Родительских суббот.
Сложновато, наверное, выкраивать время для каких-то хозяйственных работ, которых у каждого монастыря видимо-невидимо?
Стараемся выкраивать, без этого никак. В плане хозяйства – есть у нас птичник на хоздворе (куры и гуси), а за птицей надо грамотно ухаживать. Старательно и с любовью ухаживаем за огородом в теплое время года. Также мы каждый год сажаем цветы на клумбах, постригаем газоны – братии хочется, чтобы монастырь имел красивый опрятный вид, и побывав здесь один раз, люди желали бы приехать снова и снова. И они едут. И в паломничество, поклониться святыням обители, и целенаправленно – на богослужения. Откуда? Из Шацка, Рязани, Москвы, других мест. Наша задача – достойно их встретить и приветить. В прошлом году силами братии была проделана большая работа: сообща нам удалось покрасить все монастырские храмы снаружи. В этом году мы занялись ремонтом церковно-приходской школы, которая находится на нашей территории. Что касается архитектурного монастырского ансамбля, многие называют его уникальным. Действительно, это так. К примеру, каменный соборный холодный храм с двумя престолами (во имя Святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы) по красоте архитектуры не имеет себе равных: его свод утвержден на одном столбе, находящемся посредине храма. А для лучшей акустики в стены была вмонтирована сложная система глиняных труб и горшков.
Хочу расширить прозвучавшее в предыдущем вопросе определение «в наши дни» (то есть сегодня, сейчас) и вспомнить о тех духовных руководителях обители, которые ревностно потрудились на ее благо, начиная с 1991 года – с момента передачи Николо-Чернеевского монастыря Церкви. Это игумен Феодосий (Агапов) – он первым стал поднимать разрушенную святыню из руин (в прошлом году архимандрит Феодосий отошел ко Господу, Царство ему Небесное!). Это игумен Пимен (Баханов), ныне – клирик Успенского Вышенского женского монастыря, в сознании многих верующих людей тесно связанного с именем святителя Феофана Затворника. Приснопамятный архимандрит Филарет (Кулешов) лишь год был здесь на должности игумена, но его вклад тоже важен. А нынешний епископ Волжский и Сернурский Феофан (Данченков) до своей архиерейской хиротонии практически двадцать лет возглавлял обитель, и, конечно, большая часть трудов выпала на его время. Можно со всей убежденностью сказать, что все названные настоятели заложили прочный фундамент в деле возрождения монастыря, его благоукрашения, и мы с глубокой им благодарностью продолжаем эти труды.
Вы сколько лет являетесь настоятелем?
В декабре будет пять. Уже маленький юбилей получается.
В век Интернета живое общение не должно уходить на второй план
При знакомстве с монастырской страницей ВКонтакте обращает на себя внимание, что Вы часто встречаетесь с мирянами, проводите с ними катехизические беседы на разных площадках. Если в давние времена проживавшее вдоль реки Цны мордовское население остро нуждалось в христианском просвещении, то что Вы можете сказать о современных жителях этого края? О степени их религиозности?
Не секрет, что порою даже у людей, приходящих на богослужения, обрядовая сторона жизни Церкви всё же преобладает над духовной. Ну, а тем, кто только на пути к вере, к храму, просто необходимо вникнуть в духовную суть многих вещей, явлений, церковных праздников. Не могу сказать, что так уж часто, но по мере сил и возможностей я стараюсь встречаться с местными жителями. И если у значительной части молодежи выработалась привычка чаще всего черпать нужные сведения из Интернета, то «моя аудитория» (в основном это люди среднего возраста) любит общаться вживую. Она предпочитает слушать человека, находящегося рядом, видеть его, задавать ему вопросы. Площадкой, как вы сказали, то есть местом встречи становятся сельская библиотека, Дом культуры. Например, накануне Пасхальной недели в Старочернеевской сельской библиотеке прошел час Православия «Звенит пасхальный благовест», где я рассказал членам клуба «Мир женщины» об истории и традициях этого великого праздника. Причем в таком ракурсе, чтобы мысли об освящения куличей, пасок и крашеных яиц не стали для них главенствующими, а их умы и сердца занимали в эти святые дни мысли о Воскресшем Христе и Его искупительной жертве, принесенной за людей.
О важности живого общения можно судить и по откликам в Отзовике (отдадим должное широким возможностям Интернета). Кто-то приехал с Дальнего Востока на свою малую родину в Рязанский край и посетил ваш монастырь, кто-то ехал из Тамбова, увидел указатель и направился сюда. Словом, разные бывают причины неожиданного спонтанного приезда в монастырь. Но в Отзовике все с теплотой вспоминают, насколько радушно их здесь встретили. Пишут, что по благословению настоятеля вышел кто-то из насельников, провел экскурсию, рассказал об особо почитаемых монастырских святынях и главное – ответил на волнующие их вопросы о Боге, о вере, что дало богатую пищу для души.
Так и должно быть, и слава Богу, что у нас именно так! Мы рады, что к нам приезжают или по пути заезжают, интересуются монастырем, задают вопросы. И каждый несущий здесь послушание понимает: проповедь Евангелия Христова в современном мире так же важна и востребована, как и во времена преподобного Матфея Чернеевского.
И, конечно, отец Феодосий, нам хочется узнать, какова программа юбилейных торжеств по случаю 450-летия монастыря.
Программа празднования намечена на 11 июня 2023 года – это Неделя Всех святых. В этот день будет совершена праздничная Литургия, которую, мы надеемся, возглавит глава Рязанской митрополии митрополит Марк. Ему будут сослужить епископ Скопинский и Шацкий Питирим и другие архипастыри. Совместно с отделом культуры администрации Шацкого муниципального района Рязанской области мы готовим большой концерт – он пройдет за территорией монастыря. На концерте предположительно выступит хор духовенства Скопинской епархии, а после него – казаки и, скажем, светские певцы, в чьем репертуаре важное место занимают патриотические песни о Родине, призванные в это сложное для страны время еще больше консолидировать наш народ, который, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, должен «оставаться на светлой стороне истории». На стороне, отрицающей превращение греха в одну из допустимых альтернатив человеческого поведения. (Относительно казаков скажу: ежегодно на Троицу или перед этим великим праздником на площадке за монастырской оградой вот уже десять лет подряд проходил собиравший много народа межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Весело да громко казаки поют»). Далее: в Шацкой районной библиотеке пройдет конференция, посвященная истории и возрождению нашей обители. В детской художественной школе искусств Шацка юные художники представят на конкурс свои рисунки с изображением Николо-Чернеевского монастыря и его основателя преподобного Матфея. Если кто-то из ребят захочет нарисовать другие храмы Рязанской области, тоже замечательно. Саму выставку детских рисунков гости смогут увидеть на территории нашей обители.
Слушаешь Ваш рассказ, батюшка, и думаешь: действительно, этот древний монастырь возрождается как частица святой Руси. Сердечно Вас благодарим!
Беседовали Нина Ставицкая и Владимир Ходаков
Фото: Владимир Ходаков. Также представлены снимки Николо-Чернеевским монастырем