В перерывах между заседаниями круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты», который проходил в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга (2 – 3 июля 2018 года), участники согласились ответить на вопрос портала «Монастырский вестник», в чем они видят ценность таких мероприятий для современного монашества. Мы начинаем публиковать цикл ответов монашествующих, представлявших на форуме монастыри разных епархий.
Епископ Рославльский и Десногорский Мелетий, священноархимандрит Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рославля
Я неоднократно об этом говорил и повторю снова: монашеские конференции и круглые столы имеют целый ряд положительных сторон. Первая: мы все можем общаться. На начальном этапе постсоветского периода монастырей было мало, жили они обособленно. Теперь появилась возможность пообщаться, познакомиться. Узнав друг друга, игумены и игумении приглашают собратьев, сестер на празднования в свою обитель, и это общение между монастырями важно, прежде всего, тем, что оно помогает понять: мы одна большая Церковь и все вместе делаем общее монашеское дело. Второй момент: возможность поделиться опытом. Ведь на самом деле в кулуарах (я могу это подтвердить, поскольку вот уже несколько лет участвую в таких мероприятиях, будучи игуменом монастыря) настоятели и настоятельницы рассказывают друг другу о проблемах, делятся ими, благодаря чему многие вопросы разъясняются. Помню, как иногда охватывало уныние, когда, сталкиваясь с проблемами, пугался, что из-за неопытности ничего не получается. Но, послушав собратьев, видел: такие же «уникальные», как казалось тогда, проблемы возникают там, там и там… И уныние покидало меня, потому что я понимал: это дух времени, порой печальный, с которым практически все обители стараются бороться. Сегодня есть епархии, где десять монастырей, и за советом можно обратиться к собратьям. Но есть епархии, в которых один-единственный монастырь, и это для игумена беда, внутреннее огорчение… Во время таких форумов мы по-братски общаемся и выясняем, что, оказывается, богосодействующе все эти проблемы, если и не получается разрешить быстро, то во всяком случае можно понять, где их корень.
Кроме того, нам не надо забывать, что сегодня даже глубоким умным богословам, ученым мужам порой полезно читать катехизис. Потому что какие-то простые нормы теоретические, казалось бы, очень многое ставят на свои места. Когда мы на монашеских конференциях слушаем доклады, составленные с использованием богословия, святых отцов, Священного Писания, где что-то представляется теоретически, что-то переплетено с практикой, это по сути дела повышение квалификации теоретического знания – простите за такое грубое определение. Понятно, что практически каждый совершает свой подвиг, молитвенный, монашеский, но теория тоже важна.
Еще мне хочется отметить, что сейчас мы услышали доклады, в которых говорилось не только о благочестии святых отцов древности, дореволюционных подвижников, но и наших современников, недавно почивших. И это показывает, что дух монашества присутствует, мы развиваемся. Сейчас у нас период становления – период длительный, но, главное, все вместе, взаимно поддерживая друг друга, мы учимся превозмогать тот дух времени, который мешает нам в нашем монашеском делании.
…Теперь я приезжаю на монашеские форумы как епископ. Когда был игуменом, мне было проще: возникла у меня какая-то очень серьезная проблема с братией – я написал рапорт митрополиту, и он решил ее своей властью. А нынче самому приходится всё решать. И бывает, что при появлении проблемы ты вспоминаешь: да ведь я об этом уже слышал! Находишь доклад на сайте СОММ или в печатном сборнике и видишь, что учеными нашими собратьями и сестрами всё это емко изложено. По существу многие доклады и выступления представляют собой энциклопедический материал, причем это источник не только научной работы. В нашем случае – даже больше практической.
Игумен Антоний (Гутник), наместник Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря Тихвинской епархии Санкт-Петербургской митрополии
На таком мероприятии, организованном Синодальным отделом по монастырям и монашеству, я присутствую впервые. И просто не могу не почувствовать, как много оно дает игуменам и игумениям, обсуждающим монастырские проблемы, разительно схожие в разных регионах, откуда прибыли монашествующие. Это Север и Юг, центральная часть России и Украина, Белоруссия и Эстония – проблемы духовного плана присутствуют везде.
Сейчас я нахожусь под большим впечатлением от доклада игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, «Как научиться оказывать послушание с радостью и желанием сердца». Видно, что матушка Домника провела огромную кропотливую работу, благодаря чему на конференции зазвучали, были донесены до наших сердец замечательные слова высоких духовных авторитетов, включая наших современников: почившего во второй половине прошлого века выдающегося подвижника благочестия XX века, духовного наставника многих афонских монахов преподобного Иосифа Исихаста и ныне здравствующего митрополита Афанасия Лимассольского. С неослабевающим интересом я слушал, как они учили совмещению послушания с радостью в сердце.
В первый день конференции особый отклик в моей душе нашел доклад епископа Касимовского и Сасовского Дионисия «Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца». Владыку я уже слышал на собрании игуменов и игумений и обратил внимание на то, что он сам был наместником монастыря и о монастырской жизни говорит, исходя из своего опыта. И в этот раз епископ Дионисий сказал немало такого, чем хочется поделиться с братией своей обители. Вообще в отношении каждого доклада можно смело утверждать: докладчики от сердца говорили. Сверяться с какими-то общецерковными ориентирами и чувствовать, что ты не одинок, полезно для любого руководителя монастыря.
В нашей обители на сегодняшний день 30 насельников. Некоторые доклады круглого стола хотелось бы зачитать братии полностью на трапезе или на братских собраниях. Также с амвона можно постараться донести одну из основных мыслей всех выступлений: исполнять послушание, которое по древней традиции является одним из главных монашеских деланий, нужно с радостью. Так что будем ждать материалы форума!
Игумен Даниил (Цупиков), благочинный монастырей Брянской епархии
Сразу видишь, ради чего люди собираются. И, когда понимаешь, что ты не один встречаешься с серьезными духовными проблемами, что боль сердца у всех одна и та же, тебя это немножко меняет. Можно даже сказать встряхивает, что для монаха очень полезно. Возвращаешься домой с новыми силами и осознанием великой миссии монашества в Церкви. А если ты в своем мирке закрываешься, то, случается, забываешь о ней.
С распечатанными материалами монашеских конференций я как благочинный езжу по монастырям, мы их живо обсуждаем. У нас в епархии четыре женских обители и шесть мужских. Хотя в общей сложности число монашествующих невелико (около 70 человек), но монастырей, как видите, немало. Конечно, мужские и женские монастыри отличаются друг от друга в психологическом, скажем, плане. Например, кто-то из братии может взорваться и тут же, не откладывая, выяснить отношения. Обида быстро затухает. А в женских монастырях это по-другому происходит: сестры могут долго помнить какой-то неприятный разговор. Поэтому в женские монастыри мне чаще приходится ездить, чтобы различные нестроения и разногласия не помешали возрождению монашеской жизни на нашей земле.
Слушая доклады и выступления на монашеских форумах, я впитываю их суть, важные мысли и рассуждения, но, в принципе, для себя я понял, что самое главное – личный пример. Всё сводится к этому. Если сам не будешь кротко смиряться, то никого ничему не научишь. Так что тема нынешнего круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» особенно актуальна.
Подготовила Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков