Важно, чтобы с возрождением храмов возрождались к жизни во Христе и человеческие души

Митрополит Липецкий и Задонский Никон
Публикуем интервью с главой Липецкой митрополии в преддверии 15-летия служения Высокопреосвященнейшего владыки на Липецкой кафедре.

– Владыка, в мае этого года Липецкая епархия встречает свое 15-летие. Все это время, полагая труды на ниве возрождения духовной жизни на Липецкой земле, Вы уделяете особое внимание и возрождению храмов, порушенных в богоборческие годы.

– Да, милостью Божией в Задонске сейчас мы восстанавливаем Успенский собор, а в районе храмы: Михаило-Архангельский – в селе Черниговка, Богоявленский – в Казино. В сентябре прошлого года состоялось освящение престола Михаило-Архангельского храма в Вороново. В ноябре 2017 года возобновились Богослужения в Казанской церкви села Невежеколодезное. К этому времени храм был полностью отреставрирован, выполнена великолепная настенная роспись. Также восстанавливаем храм в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Ивово Липецкого района.

– Владыка, как получилось, что возрождение святынь в очередной раз возглавили именно Вы?

– Далеко не каждое село находит возможность восстановить церковь собственными силами. Многие сельские поселения практически опустели, а храмы там были великолепные, и их реставрация требует немалых средств. Каждый из них – это некогда поруганная святыня, поэтому хотелось бы возродить все разрушенные храмы на территории нашей епархии.

– Вероятно, возводя храмы, наши благочестивые предки надеялись, что село будет развиваться, а численность его населения постоянно расти...

– Да, сельские храмы зачастую гораздо больше городских. Представляете, в некоторых селах есть церкви, которые могут вмещать до пяти тысяч прихожан, а проживает в этой местности не более нескольких сот жителей, а то и десятков. Так что помочь им вернуть святыню – наш долг.

– В светской прессе зачастую поднимается вопрос: насколько оправданы затраты на возрождение старинных храмов и на строительство новых, если посещать их будет «всего несколько человек»?

– А вы думаете, эти «несколько человек», которые придут в храм ради покаяния, не дороги Господу? Вспомните, что говорит Спаситель: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лк. 8:4−6).

А еще бывает так, что с началом богослужений начинается и возрождение села. Внешняя жизнь наладится тогда, когда душа оживится. Как вы думаете, почему Господь, прежде чем исцелить человека, говорит ему: «Прощаются тебе грехи твои» (см. Мф. 9:2; Мк. 2:5)? Если мы хотим, чтобы Господь помиловал народ, то нам необходимо покаяние.

Школы, больницы – это хорошо, но если жизнь людей не будет освящаться благодатью Божией, то никакие социальные меры не помогут. А когда в храмах начнет совершаться Божественная литургия, да еще и местные жители начнут каяться, молиться и жить по-христиански, то, чувствуя благодатное место, в село потянутся и другие люди.

– Действительно, в истории России так и происходило: монахи уходили в дремучие леса, строили небольшие храмы, а народ шел за ними. На русском Севере практически все «посады» возникли вблизи молитвенного подвига святых – строился монастырь, строился и город.

Да и сегодня все больше паломников стремится посетить богослужения именно в старинных сельских храмах. Многие отмечают, что чувствуют здесь особую благодать. Есть немало прихожан, которые продают квартиры в городах и переезжают с семьями жить в села.

– Это неудивительно. Современного человека влечет особая молитвенная тишина сельского храма. Эти храмы, как мученики, пережили гонения, поругания, разорение, но «намоленность» святого места чувствуется по сей день.

К тому же сельские храмы расположены, как правило, в прекрасной местности. После богослужения люди могут полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, грибы пособирать. Взять, например, село Казино в Задонском районе. – Красота!

– Владыка, можно ли по каким-то признакам заключить, что строительство и возрождение храмов есть потребность самого общества, а не навязанная «сверху» церковная политика, как пытаются утверждать некоторые СМИ?


– Возрождение храмов на сегодняшний день есть, пожалуй, единственная стройка, которая осуществляется «всем миром», как говорили в старину. Уже одно это говорит само за себя. Растет в целом и число прихожан. Конечно, у разных приходов – разные возможности. Но важно, что люди начинают чувствовать потребность в живом общении с Богом и желание послужить Ему.

Посмотрите, сегодня на службы приходит все больше молодых родителей с детьми. А ведь их никто не заставляет поднимать своих чад по утрам и вести к Причастию. Значит, люди уже и сами осознают важность участия в Литургии.


– Тем не менее, остаются люди, которые не понимают, зачем строить храмы, почему недостаточно помолиться дома?

– Храм строится, прежде всего, для совершения Таинства Евхаристии, в котором мы имеем возможность соединиться со Христом. Неслучайно святые отцы называют храм «Небом на земле» – именно в нем Своими Пречистыми Плотию и Кровию пребывает Сам Господь…

Если человек не совсем омертвел душой, то входя в храм, он почувствует - здесь царит особый Дух. Ощущая его, он может задуматься о конечной цели и смысле человеческого бытия, более глубоко понять суть истинного христианства, переосмыслить свою жизнь, очистить сердце в Таинствах Исповеди, Причащения.

– Переступая порог возрождаемого старинного храма, невольно думаешь и о тех людях, которые были причастны к его разрушению: почему они совершили такое кощунство? Как сложились их судьбы? Вероятно, они очень горько сожалели о содеянном, оказавшись за чертой Вечности…

– В годы советской власти многие усвоили дух атеизма и лютой ненависти ко Христу. Я знал таких… Они умирали очень тяжелой, мучительной смертью. Безрадостно складывалась и жизнь их детей, внуков, потому что любой нераскаянный грех, а тем более грех богопротивления ложится тяжким бременем на потомков.

Надеюсь, что, восстанавливая разрушенные храмы, мы реализуем возможность хоть в малом исправить последствия страшного преступления наших предков. Быть может, Господь примет эти труды как милостыню за их души и сколько-нибудь облегчит их посмертную участь, а наш народ помилует и приведет к покаянию.

– Владыка, а видны ли плоды: откликаются ли сердца человеческие на благодать, которая разливается по окрестностям храмов, в которых возрождается литургическая жизнь?

– А посмотрите: во всех храмах нашей епархии есть кому служить, и умножается число прихожан, желающих присоединиться к соборной молитве. Сегодня мы продолжаем рукополагать многих молодых людей, которые устремляются служить Богу в священническом сане. Ради Христа некоторые из них оставляют карьеру, мирскую перспективу. Причем, имея большую ревность и благоговение ко Господу, к богослужению, очень многие готовы ехать в самые отдаленные села.

И это действительно радует! Ведь важно не только церковные стены возвести, но возродить саму литургическую жизнь, чтобы люди в храмах прославляли Бога, участвовали в Таинствах, чтобы с амвона шла проповедь Евангелия. Иными словами, чтобы с возрождением храма возрождались к жизни во Христе и человеческие души. Над этим мы трудимся…


   

С Высокопреосвященнейшим митрополитом Никоном

беседовала монахиня Матрона (Швайдак), главный редактор

официального сайта Липецкой митрополии


Материалы по теме

Публикации

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иеромонах Косма (Афанасьев)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Иеромонах Косма (Афанасьев)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Авраам (Павлов)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь