Несмотря на то, что мир по-прежнему пребывает в тревоге из-за пандемии коронавируса, нынешний сентябрь подарил братии Раифского Богородицкого мужского монастыря столько масштабных событий, которые воодушевили ее, духовно укрепили! Замечательно прошли в обители торжества, связанные с празднованием 30-летия ее возрождения. А в монастырском ситу, расположенном на границе Татарстана с Республикой Марий Эл, состоялось архиерейское освящение возведенной в древнерусском стиле деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, первая Божественная литургия и первые постриги. Наместника Раифы игумена Гавриила (Рожнова) можно назвать другом портала «Монастырский вестник», потому что он всегда откликается на предложения наших корреспондентов рассказать о важных аспектах жизни монастыря, а иногда и сам предлагает темы, что в итоге нашло отражение в таких интервью – «Стараться понять Промысл Божий о каждом из братии», «Где оживает история – там крепче становится вера», «"Вторым легким" обители в Раифе становится монастырский скит», «Синаксис в Раифе. Что способствует объединению братии?» и в других публикациях. И в этот раз наш разговор с батюшкой был посвящен целому ряду значимых событий.
О знакомстве с новым правящим архиереем и юбилейном издании
Многонациональный Татарстан считается преимущественно мусульманским регионом, но вспомним, что почивший в ноябре 2020 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан называл его «лабораторией мира и согласия». Однако за прочными добрыми отношениями между православными и мусульманами стоит громадный труд многих людей, который теперь лег и на плечи нового правящего архиерея, митрополита Кирилла (Наконечного). Скажите, отец Гавриил, удается ли главе митрополии (где столько храмов и монастырей!) «выкраивать» время для Раифской обители? И что Вам запомнилось из первой встречи с владыкой?
Назначение на Казанскую кафедру владыка Кирилл получил в декабре прошлого года, и одно из первых его торжественных праздничных богослужений на Казанской земле было как раз у нас, в нашем монастыре, на праздник Крещения Господня. Уже традиционно, почти на протяжении двадцати лет, на Крещение в Раифе совершается ночное архиерейское богослужение с крестным ходом и освящением воды на Иордани на берегу Раифского озера, и владыка не стал нарушать эту традицию.
О том, что монастырь в эти дни превращается в дивный сказочный городок, где возле Иордани стоят ледяные скульптуры, вечером еще и подсвечиваемые, в прессе написано немало. Наверное, красота – глаз не оторвать?
Действительно, из впечатляющих своими размерами ледяных глыб, которые выпиливают изо льда Раифского озера, скульпторы и резчики возводят под стенами монастыря хрустальный городок. Эту традицию заложил два десятилетия назад мой предшественник архимандрит Всеволод (Захаров), и она тоже не нарушается, даже если зима оказывается теплой. В этом году, например, из десятков огромных ледяных глыб (пришлось даже к помощи трактористов прибегать!) были сделаны очень красивые киоты для икон Рождества Христова и Крещения Господня. Но мне в первую очередь вспоминается красота той ночной праздничной службы, когда молящиеся остро чувствовали духовное единение друг с другом через Бога. И еще не могу не поделиться своим впечатлением (впрочем, не только своим, но и многих из братии, прихожан) о первом посещении Раифы новым правящим архиереем. Мы все увидели, отметили для себя то благоговейное отношение к храмовой службе, к ее благолепию, к соблюдению всех традиций и уставных моментов на эту службу, с каким владыка Кирилл подошел к совершению богослужения. Это запомнилось.
На начальном этапе знакомства с митрополитом Кириллом был и такой момент: в январе я ему доложил, что в нынешнем году мы будем отмечать 30-летие возрождения Раифского монастыря, который в Татарстане был первой обителью официально открытой и восстановленной после почти 70-летнего запустения в советский период. То есть возрождение Раифы стало символом возрождения монашеской жизни на Казанской земле. Владыка взял эту дату на контроль. К юбилею мы готовили книгу, макет которой дали на проверку митрополиту Кириллу, и он очень серьезно подошел к этому изданию. Несколько раз он вносил весомые правки, за что мы ему благодарны. Книга – точнее подарочный ярко иллюстрированный альбом, где собраны редкие фотографии возрождения обители, а в статьях, коротких заметках и воспоминаниях отражена вся летопись минувших лет – охватывает 30-летний период. Это издание, что называется, выстрадано – за ним стоит год кропотливой и вдохновенной работы...
Батюшка, вероятно, воспоминания очевидцев – это большой пласт высокого эмоционального накала, одинаково сильно волнующий сердца людей, как поднимавших Раифу из руин, так и узнающих о трудных годах ее возрождения из книг или устных рассказов?
Образно можно и так сказать – большой пласт высокого эмоционального накала. И значительное место в нем занимают воспоминания о трудах и личности отца Всеволода. Разные люди о нем вспоминают, но в каждом рассказе чувствуется такая признательность этому человеку, который стал первым монахом и первым наместником возрождаемой обители и восстанавливал ее четверть века, до последнего своего вздоха! Воспитанник Детского корпуса Раифского монастыря, а ныне насельник Свияжской Макарьевской пустыни иеромонах Иустин признается, что отец Всеволод всегда казался им, мальчишкам, бессмертным. Сделанным «не из теста, как все люди», а из света, из эфира какого-то... И его кончина глубоко потрясла ребячьи сердца. Заслуженный врач Республики Татарстан и Российской Федерации Раиса Петровна Гуслякова вспоминает, что у батюшки к своим воспитанникам не было другого обращения, как: «Ты мой птенчик». Она рассказывает, с какой любовью в приюте при монастыре воспитывали ребят, вплоть до того, что прививали им правила поведения за столом, умение пользоваться приборами – ведь ребятишки пришли из другого мира... Чуть позже, когда их прикрепили к Детской Республиканской больнице, Раиса Петровна часто говорила отцу-наместнику о наболевшем (у некоторых детей была задержка роста), а отец Всеволод всё повторял: «Матушка, ты находишься не на службе, ты находишься на служении». Человеком, несущим радость, назвал батюшку бывший благочинный обители игумен Силуан. И есть в его воспоминаниях такие важные слова: «Интересно, что касалось службы, храма, священнического облачения – всё, по его мнению, должно быть только на высшем или должном уровне. А вот что касалось личного, бытового, здесь он был очень прост: всё, что мы видели на нем, были подарки. Сам он себе ничего никогда не покупал».
Президент Татарстана Рустам Минниханов, посетивший Раифский монастырь во время юбилейных торжеств, возложил цветы на могилу наместника, упокоившегося на монастырском кладбище. В земной жизни они были очень дружны – Глава многонациональной Республики и наместник обители Русской Православной Церкви.
К торжествам готовились с волнением и радостью
Отец Гавриил, какие наметки, планы при подготовке к 30-летию возрождения монастыря были у Вас с братией и всё ли удалось осуществить?
Я знаю, что такие юбилейные даты отмечались в других, более крупных монастырях, чуть ранее открытых – в частности, в Оптиной пустыни, Толгском монастыре. Вот к такой дате подошел и Раифский монастырь. Она была для нас символической, знаковой. Хотелось подвести какой-то итог этого периода. Кроме юбилейного издания, о котором я говорил (и которое мы дарили всем гостям), к 4 сентября, то есть к нашему престольному празднику, дню чествования Грузинской иконы Божией Матери, мы сделали фотовыставку под открытым небом. На ней было представлено более ста фотографий буквально по всем направлениям деятельности монастыря. Праздничную Литургию митрополит Кирилл совершил в более вместительном Троицком соборе, потому что Грузинский собор, где находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы, главная святыня Раифского монастыря, не смог бы вместить всех молящихся. Его Высокопреосвященству сослужили пять архиереев. Радостью в душе отозвалось и то, что на праздник приехали паломники из Грузии. Вообще о гостях хочу сказать отдельно. Прежде всего нам хотелось пригласить людей, участвовавших в жизни монастыря, в его восстановлении. Это и священнослужители, которые начинали здесь свой путь, и благотворители, и добровольные помощники. Были сделаны приглашения более чем на сорок лиц. К сожалению, не все смогли приехать, но большая часть приглашенных приняла участие в торжествах и наше общение с ними, их общение между собой было удивительным!
К гостям, порадовавшим обитель своим вниманием, своим теплым отношением, можно отнести и Президента Татарстана?
Президент Татарстана Рустам Минниханов, для которого эта юбилейная дата тоже много значила, был приглашен владыкой Кириллом. Повторюсь, что Рустам Нургалиевич дружил с отцом Всеволодом, бывал в монастыре, вносил свою лепту, помогая обители вставать на ноги, и для нас было важно ощутить некую преемственность в общении с Президентом Республики, с ее властями. И особенно важно было показать, что монастырь развивается, что его посещает всё большее количество паломников, туристов и в нем развивается монашеская жизнь и социальное служение. Это был ответственный момент. Познакомившись с интерактивным музеем истории Раифского монастыря, где четыре столетия истории древней обители представлены на четырех этажах угловой башни XVII века, Президент высоко оценил такой нестандартный подход к устройству музея, к использованию интерактивных элементов. Многое вызвало его интерес, в том числе и некоторые вещи, предусмотренные для детей. Например, киноролики по истории монастыря и по истории святой чудотворной Казанской иконы Божией Матери, явившейся в XVI веке во граде Казани, после чего судьба этого образа Богородицы стала неразрывной с судьбой Государства Российского. Тепло и сердечно отозвался высокий гость о Раифском монастыре как об одной из жемчужин Республики.
Какие имена дал инокам владыка
Отче, события в этом месяце стремительно следовали одно за другим. После торжеств в монастыре митрополит Кирилл освятил Никольский храм в скиту, за короткие сроки построенном в глухой местности. В социальной группе «ВКонтакте» шла прямая трансляция, и это видео можно посмотреть. Как теперь изменилась там богослужебная жизнь?
С благословения владыки Литургия будет пока совершаться два раза в неделю – по четвергам и воскресеньям. А в те дни, когда Литургии нет, братия вычитывает утренние молитвы, полунощницу, изобразительные. Вечером (кроме четверга и воскресенья) совершается вечерня, повечерие с чтением канона Богородице и утреня. То есть в Никольском скиту уже введен полноценный богослужебный круг.
Совершив чин великого освящения храма, владыка с неким юмором заметил, что Раифа – это такая Красная площадь, по которой всё время люди ходят, а монахи где-то прячутся. А много насельников стремится к уединению, молитвенной и созерцательной тишине, которую, по словам архипастыря, можно обрести в отдаленном скиту? И по какому принципу собираетесь отправлять туда братию?
Да, владыка в своем слове, обращенном к братии, гостям, прихожанам, отмечал, что Раифа стала популярной посещаемой обителью. Именно из-за этого у меня с самого начала возникла идея устройства скита. Скиты – это общая практика, особенно крупных многолюдных монастырей, где нет возможности устроить братскую территорию или выделить время, в течение которого монастырь может быть закрыт для паломников и у насельников появится возможность побыть в уединении. Но территориально и физически сделать такое в Раифе невозможно – с двух сторон монастырь омывает Раифское озеро, с третьей стороны находится спецучилище. Потому-то и строился интенсивно этот скит – это «второе легкое» монастыря, где сегодня созданы условия, приближенные к идеалам монашеской жизни. Иными словами – условия, подходящие для более сугубого подвижнического делания. Почти все насельники хотят пожить в скиту. На постоянной основе у нас там подвизается три человека, а два-три человека живут «вахтовым методом»: приезжают и уезжают. В следующем году мы планируем возвести братский корпус на пятнадцать человек, чтобы все желающие могли там пожить, потрудиться, помолиться. Будем смотреть, у кого есть тяга к уединению. Но при этом постараемся не отступать от заветов святых отцов: прежде чем вести более аскетическую молитвенную жизнь, человек должен какое-то время пожить в общежительном монастыре.
В день освящения скитского храма правящий архиерей совершил в нем иноческие постриги. Новопостриженных он нарек Феофаном и Всеволодом. Это ведь было символически?
Конечно, это была большая честь для всех нас. Послушник Сергий Туманов получил имя в честь преподобного Феофана Исповедника – небесного покровителя приснопамятного митрополита Феофана (Ашкуркова). Послушник Олег Старыгин был назван в честь святого благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского – небесного покровителя первого наместника возрожденной Раифы архимандрита Всеволода (Захарова). Архипастырь пожелал инокам подражать духовному подвигу святых, чьи имена носили столь значимые для православной жизни республики люди. И мне верится, что они будут достойны этих имен. Инок Феофан более пятнадцати лет связан с Раифской обителью: сначала приезжал сюда, как трудник, а семь лет назад стал здесь послушником. Инок Всеволод третий год проживает у нас. Он тоже уроженец Марийской земли, тоже давно воцерковился. Любил паломничать к святым местам, некоторое время жил в Нило-Столобенском монастыре, но затем выбрал монастырь недалеко от своей малой родины. Прежде был ризничным, сейчас – келарь монастыря, и я вижу, как ответственно и добросовестно он несет свои трудовые и монашеские послушания.
Батюшка, когда Вас назначили сюда наместником, некоторые светские СМИ написали, что после кончины архимандрита Всеволода «кресло» наместника монастыря опустело, и вот по решению Священного Синода РПЦ его занял 34-летний игумен, постриженик Оптиной пустыни. Слово «кресло» режет слух – в данном контексте просто чиновничья терминология! Сформулирую вопрос так: что Вам удалось в качестве наместника сделать за эти годы? Какие-то плоды духовной жизни уже просматриваются?
Говорить о плодах духовной жизни рано – слишком мало времени прошло в новом периоде. Но мне хочется поделиться тем, на что меня нацеливал митрополит Феофан и что я стараюсь осуществлять. Не секрет, что часто люди видели в Раифском монастыре светский объект, привлекавший многочисленных туристов своей красотой, архитектурой, а духовная сторона уходила как бы на второй план. При назначении меня наместником обители владыка Феофан сделал упор именно на возрождение духовной жизни. Ведь монастырь должен быть монастырем. Монастырь – это прежде всего община братии, которая ведет христианскую подвижническую жизнь на этой земле, этой территории. Так что в этом направлении было сделано? Была налажена богослужебная жизнь обители. Братия втянулась в процесс, связанный с духовным образованием. Около десяти человек учится на разных курсах Казанской духовной семинарии. Кроме того, Раифский монастырь стал одним из первых, где были открыты трехгодичные богословские курсы для монашествующих и совсем недавно, в августе-месяце, состоялся первый выпуск. Десять насельников монастырей (шесть – из Раифы) получили свидетельства об окончании этих курсов. Регулярно у нас проводятся беседы с братией на духовные темы, так называемые синаксисы. Каждую неделю братия исповедуется, причащается. Я думаю, что с Божией помощью Раифский монастырь будет и дальше развиваться в духовном плане.
Отец Гавриил, во время нашей командировки в Раифский монастырь осенью 2019 года Вы высказали мысль, что очень бы хотели, чтобы как можно большее число братии Раифы побывало в Оптиной пустыни, увидело Иоанно-Предтеченский скит, напиталось тем воздухом...
К сожалению, в наши планы вмешалась пандемия. Но желание ознакомить братию с жизнью в Оптиной пустыни остается. Дай Бог, в обозримом будущем оно исполнится.
Беседовала Нина Ставицкая
Снимки взяты с сайта Раифского Богородицкого мужского монастыря