«Жить Евангелием и ничего не бояться»

Епископ Солнечногорский Алексий

12 сентября 2023 года, в день памяти основателя обители святого благоверного князя Даниила Московского, Данилов ставропигиальный мужской монастырь отметит 40 лет со дня возрождения монастырской жизни. Наместник обители, викарий Святейшего Патриарха Кирилла епископ Солнечногорский Алексий в интервью журналу «Монастырский вестник» поделился своими размышлениями о монашестве и значении монастырей для мира, рассказал о собственном пути в монашество, об искусстве маленьких шагов в молитве, а также о любви к ближнему.

Монах – это исполненное Евангелие

Владыка, 23 сентября этого года, после шестилетнего перерыва состоялось Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вы принимали участие в Собрании, Ваш доклад на тему «Традиции духовного руководства в современной практике монастырей: основные направления и приоритеты» очень тепло был воспринят собравшимися. Что лично для Вас стало самым важным на этом форуме монашествующих?

На мой взгляд, самое главное – это общение Патриарха с руководителями монастырей: архиереями, игуменами, игумениями. Святейший представил вниманию участников замечательный доклад, ответил на наши вопросы, сердечно пообщался с монашествующими, и в целом встреча получилась очень теплой. Каждый из нас, я думаю, почувствовал, что Предстоятель Церкви действительно пребывает со своей паствой, любит и понимает нас, старается разрешить все наши недоумения, а если поправляет или научает нас, то делает это по-отечески. Ну, это что касается эмоциональной части Собрания (улыбается).

В целом же такие форумы монашествующих очень важны, потому что монашество не живет отдельно от мира, и с монахов большой спрос: как живут те, которые призваны светить миру? Чем монастыри полезны миру? Божественная благодать, которая пребывает в Русской Православной Церкви, помогает нам и в это непростое время. Она не только помогает жить, но и призывает подтверждать евангельские истины любовью: брат за брата, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39), что означает служить ближнему. Мы призваны служить миру – прежде всего, молитвой.

На Собрании Святейший Патриарх преподал нам советы, как правильно жить и молиться в этот сложный период современной истории. Еще раз мы почувствовали, что в единстве наша сила, мы единый народ. Сердце наше страждет за всех, что отражается и в молитвах Церкви за мир, и в гуманитарной помощи, которая собирается на всех приходах и в монастырях Русской Церкви. Сегодня в России как никогда ярко проявляется патриотический подъем, любовь к Родине, к своему Отечеству. Та жертва, которую приносит наша страна для того, чтобы был мир не только в России и на Украине, но и во всем мире, очень важна и значима для каждого из нас.

В истории России было много периодов, но побеждали защитники земли Русской только тогда, когда Церковь была ориентиром для них, когда люди подчиняли свою жизнь евангельским принципам, а Бог и Божии заповеди были приоритетом. Как свидетельствуют наши старцы, победа в Великой Отечественной войне стала не победой оружия и полководческих талантов – в первую очередь эта победа есть следствие молитв и покаяния народа. Именно через эти добродетели упрочился успех России на международной арене.

Так происходит и сегодня. Чем монастыри могут помочь Отечеству? Прежде всего, молитвой. Люди приходят в обители за утешением, поддержкой, укреплением. Господи, всем нам помоги!


На Собрании много говорилось о молитве. Мы знаем, что «молиться – значит, кровь проливать». Сегодня в мире становится все больше людей, далеких от этих истин. Христиане живут словно на другой планете, в последние годы это разделение явственно обозначилось и все больше усиливается. На ваш взгляд, почему современному человеку так трудно молиться?

Со времен грехопадения люди не сильно изменились, и современный человек мало чем отличается от своих прародителей. В данный момент он переживает скорби, болезни, испытания, утраты. Но мы сильны, если мы с Богом. Бог нас не оставит, Бог нас утешит. Но мы должны непрестанно обращаться к Нему: «Крепость моя, Избавитель мой», «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе».

О непрестанной молитве трудно рассуждать, однако наша мысль должна быть обращена к Богу постоянно. Святые отцы наставляют так: проснулся – сразу начинай молиться. Умываешься ли, одеваешься ли, вспоминай о Боге. Впереди трудный день, и мы просим: «Господи, помоги!» или «Господи, умудри!», «Наставь меня, Господи! Спаси меня, мою семью, моих детей, мою Родину!» Вот уже и молитва. Каждое дело надо начинать с молитвы: «Господи, благослови!» А когда хотим Бога поблагодарить, то говорим: «Господи, Ты был ко мне милостив, Ты дал мне силы, дал мне крепость». Вот уже молитва. Если ошибаемся, падаем, и совесть обличает нас, то мы взываем: «Господи, прости! Господи, помоги!» Тоже молитва.

Эти простые действия приближают нас, если не к высотам духа, то хотя бы к духовному настрою. Таким образом помысел о духовном, о Боге, будет сопровождать нас в течение каждого дня и каждого дела и, будем надеяться, – на протяжении всей нашей христианской жизни.


Монахом может стать тот, кто видел монаха

Владыка, почему Вы выбрали монашество в качестве жизненного пути? Кто послужил для Вас примером, наставником на этом поприще?

Когда я пришел в Церковь, для меня открылся иной мир. В ту пору мы тоже переживали непростые времена. Но, понимаете, когда у человека есть желание послужить Господу, угодить Ему, он сможет стать рабом Божиим в любых обстоятельствах. Мое желание послужить Богу укрепилось и оформилось в виде стремления к монашеской жизни, когда я поступил в Московскую духовную академию при Троице-Сергиевой лавре.

Святые отцы говорят: монахом может стать тот, кто видел монаха. В Лавре таких примеров было предостаточно. Но прежде всего для меня примером и наставником был наш лаврский духовник архимандрит Кирилл (Павлов). В Лавре мы прошли настоящую духовную школу, и память о том времени для меня незабвенна. Троице-Сергиева лавра – это светильник, а мы – лаврские птенцы. Мы разлетелись по миру и пытаемся воплощать заветы наших старцев, которые сами были воплощением жизни по Евангелию. Сокрушаемся, что не достигли духовных высот своих учителей, но по мере сил стараемся им подражать и трудиться на ниве Христовой.

В своих выступлениях на монашеских конференциях Вы неоднократно рассказывали об архимандрите Кирилле (Павлове). В издательстве московского Данилова монастыря выходила книга ваших воспоминаний об этом удивительном лаврском подвижнике «Поминайте наставников ваших». Поделитесь, пожалуйста, с читателями «Монастырского вестника», чем особенно запомнился Вам отец Кирилл?

Своей любовью, снисхождением, отеческим отношением к человеческим немощам и недостаткам. Когда отец Кирилл наставлял нас, своих духовных чад, поправлял, учил, то мы всегда знали, что это было проявлением истинной заботы о нас. Мы понимали, что это не просто слова, все они были подкреплены делами, всей его монашеской жизнью. Мы знаем опыт беззаветного служения отца Кирилла своей Родине. Он в полной мере увидел и приобрел Христа в свое сердце. В годы Великой Отечественной войны в осажденном Сталинграде он нашел Евангелие и по листочкам собрал его. Батюшка рассказывал: «Я шел с Евангелием и не боялся». Эти слова могут стать девизом и дня сегодняшнего: «Быть с Евангелием и ничего не бояться». Господи, дай нам силу и крепость!

Вы видели любовь, которую проявлял к людям отец Кирилл. А самому Вам насколько трудно или легко любить людей?

Мне – трудно, потому что, в отличие от отца Кирилла, я человек несовершенный. Чтобы любить людей, надо забыть себя, возненавидеть свои грехи, непрестанно служить ближнему. Подвижники веры отмечают, что любовь, не проявленная даже в самой малости, несовершенна есть. Не зря говорят: когда приходишь к старцу, всегда что-то от него получаешь. Прежде всего речь о духовном утешении, наставлении, но при этом старцы являли любовь и своими делами, и своим сердцем. Именно этим они нам и дороги. Мы должны изучать их опыт, подражать им, стараться являть собою живое Евангелие, как это делали старцы при жизни.


«Будь братии не отцом, а матерью!»

В 2019 году Вы стали епископом. Насколько трудно одновременно быть архиереем и монахом? Как совмещаются эти два служения?

По хиротонии я молодой, скажем так, начинающий епископ (улыбается). Будучи викарием Святейшего Патриарха и наместником Данилова монастыря, я вместе с братией стараюсь исполнять Евангелие и заветы основателя нашей обители святого благоверного князя Даниила Московского. Ведь монах есть исполненное Евангелие. Как стать таким монахом? С собой бороться, себя воспитывать, являть пример братии насколько это возможно.

Владыка, в следующем году исполняется 40 лет возвращения Данилова монастыря Русской Православной Церкви. Что вспоминается сегодня? Что было наиболее значимым в жизни наместника обители за эти годы?

До того, как стать наместником Данилова монастыря, я жил здесь на послушании два или три месяца. Но я знал, что это временно и что скоро вернусь в родную Лавру. А когда в 1992 году Святейший Патриарх Алексий счел нужным направить меня в Данилову обитель в качестве наместника, то, конечно, было непросто. Нужны были знания, мудрость, умение руководить людьми. Тем более что Данилов – древнейшая обитель, столичный монастырь с богатой славной историей, монастырь высокого духа…

Благословляя меня на наместничество, отец Кирилл (Павлов) сказал: «Будь братии не отцом, а матерью». Стал ли я за эти годы кому-то матерью или отцом, – это Бог рассудит. Сказать, что 30 лет моего наместничества пролетели как один день, наверное, не скажу, но время прошло быстро. С возрастом вообще время летит стремительнее. 40 лет со дня возвращения монастыря Русской Православной Церкви – значимая дата. Поэтому много нам было дано, много с нас и спросится.


Владыка, что бы Вы посоветовали людям, которые сегодня выбирают монашество?

Прежде всего необходимы решимость и послушание. Человек принимает решение служить Богу. В чине пострижения в монашество будущему монаху задают вопросы: «Отрицаешься ли мира и сущих в мире по заповеди Господней? Пребудешь ли в целомудрии, чистоте?» И человек не дерзновенно, а смиренно отвечает: «Ей, Богу содействующу, честный отче». Это означает, что помощником и защитником монаху будет Сам Бог, а монах, в свою очередь, будет трудиться на ниве своего сердца.

Когда мы слушаем голос Церкви и Евангелия, стараемся исполнять заповеди, тогда жизнь складывается должным и лучшим образом. Все это нелегко, где-то надо через себя переступить, где-то – попросить помощи у Бога, на Которого все наше упование.

Что касается послушания: был бы послушник, найдется и старец. Мы много говорим об оскудении духовных наставников, видим, как они буквально на наших глазах покидают земные обители и уходят в небесные, ко Господу. Но нас Бог оставляет жить, поэтому нам надо трудиться, воспитывать себя, бороться в первую очередь с самими собой – для того, чтобы был мир в душе, сердце, монастыре, семье, обществе. Дай, Бог, нам крепость, силу, тишину, мир и покой! Насколько это возможно и насколько мы этого заслуживаем.

Когда брат или сестра приходят в обитель, то первым делом знакомятся с уставом монастыря. А что такое устав? Это богатый опыт Русской Православной Церкви, обретенный за минувшие столетия и в ее современной жизни.

Монастыри бывают разные. Некоторые из них располагаются в городе, в самом его сердце. Такие монастыри оказываются буквально погружены в городскую суету, и у новоначального могут возникнуть сомнения: монастырь в городе – это же так сложно! Однако внимательный глаз заметит, что братия или сестры стараются жить по-монашески, не отгораживаются от мира, а живут по принципу: там одна жизнь, а у нас другая, с Богом, по Евангелию. Свет, который просвещает всякого человека, освящает нас и весь мир.

Поэтому новоначальные должны осознавать важность и значимость общежительных монастырей. Общая молитва, послушание духовнику, общие богослужение и трапеза, общие дела и начинания: не каждый сам по себе, а все вместе. А прежде всего – со Христом и во Христе. Вот тогда жизнь каждого инока, христианина будет оправдана и полезна монашеству и всему миру.

Отечество наше сейчас переживает непростой период. Многие люди встревожены, обеспокоены, смущены. Владыка, пожалуйста, скажите слово утешения нашим читателям.

Дорогие, будем молиться, просить Бога, чтобы Он нас не оставил, чтобы Он нас укрепил, чтобы Он нам помог. Будем молить Бога помочь нам покаяться, исправиться, потому что переживаемые нами трудности не случайны. Каждый из нас может про себя сказать: «Я живу неправильно, я человек грешный. Господи, прости меня, помоги исправиться». И даже через такое маленькое намерение Бог помогает человеку. Поэтому не будем отчаиваться и унывать. Отчаяние и уныние – это страшные грехи, их трудно искоренить. Господь – наша защита и ограждение, а Пресвятая Богородица всегда простирает Свой Покров над Русской землей. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим Омофором».

Подготовили Христина Полякова, Екатерина Орлова Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь