День Святой Троицы. Пятидесятница

Игумен Гермоген (Ананьев)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Церковь Христова славит Троицу Единосущную и Нераздельную.

Само название праздника – Пятидесятница – указы­вает на то, что праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Праздник Пятидесятницы был в Цер­кви Ветхозаветной в память о законодательстве на горе Синай; и подобно тому как Пасха Новозаветная замени­ла Пасху Ветхозаветную, так и Пятидесятница Новоза­ветная в Сионской горнице заменила Пятидесятницу Синайскую.

День Пятидесятницы называют также праздником Троицы, потому что в этот день раскрылась миру вся полнота действия лиц Святой Троицы, Ее ипостасей.

Перед тем как вознестись на небо, Христос обещал Апостолам послать Святого Духа, для этого Он повелел Своим ученикам не покидать Иерусалима и быть всем вместе. На пятидесятый день после Воскресения Хрис­това Апостолы собрались в Сионской горнице для со­вместной молитвы, и тогда сошел на них Дух Святой в виде огненных языков, и Апостолы, исполнившись Духа Святого, стали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. После этого апостол Петр обратился к народу, призвав всех к покаянию и крещению. В тот день крестилось около трех тысяч человек, и все они по­лучили дар Святого Духа. Вот почему день Пятидесят­ницы считается началом устроения Церкви Христовой.

Этим событием завершается домостроительство на­шего спасения.

Самый главный дар, который мы получаем от Свято­го Духа – это дар единения во Христе. «Егда снизшед языки слия», – поет Святая Церковь в кондаке праздни­ка. Исчезают языковые барьеры, непонимание, исче­зает всё, что разделяет людей. А людей разъединяет, прежде всего, грех. Когда люди удаляются от Бога, упи­ваются своими страстями и пороками, то они удаляют­ся друг от друга, любовь и уважение друг ко другу исся­кают, начинается вражда. «Разделяй и властвуй» – это принцип сатаны.
Господь призывает нас быть едиными, любить друг друга, исполняться Духом Святым. А плод... духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, – пишет апостол Павел в Послании к Галатам. И если мы не чувствуем этих пло­дов в нашей жизни, это значит, что мы не раскрыли сво­его сердца Богу, не стараемся очистить его от страстей, что вера наша – формальна. Если мы не то что во враге, но и в ближнем не видим образа Божия, это значит одно: не коснулась нас Благодать Святого Духа, мы, как дыря­вый сосуд, не можем сохранить драгоценный дар Бо­жий. Нет ничего более страшного, чем отпадение от Бога, и горе человеку, если оставит его Святой Дух: та­кой человек превращается в духовный труп. И приме­ров этому в окружающем нас мире множество.

Каждый из нас призван стать новым человеком, для этого Господь послал Своего Единородного Сына, Который претерпел на Кресте страдания и смерть за наши грехи и послал от Отца Духа Святого, дары Которого мы все получили в Таинстве Крещения. Как мы используем этот дар? Приумножаем его или закапываем его, как ле­нивые и лукавые рабы? Задумаемся об этом для того, чтобы не растерять драгоценную Благодать, которую мы получаем в эти дни, попросим у Бога сил, чтобы Он укрепил нас на пути спасения, чтобы души наши не по­кидал Дух Святой, и тогда мы будем пребывать в любви, радости и мире. Аминь.

Даниловское слово. М., 2009.


Материалы по теме

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь