Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Церковь Христова славит Троицу Единосущную и Нераздельную.
Само название праздника – Пятидесятница – указывает на то, что праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Праздник Пятидесятницы был в Церкви Ветхозаветной в память о законодательстве на горе Синай; и подобно тому как Пасха Новозаветная заменила Пасху Ветхозаветную, так и Пятидесятница Новозаветная в Сионской горнице заменила Пятидесятницу Синайскую.
День Пятидесятницы называют также праздником Троицы, потому что в этот день раскрылась миру вся полнота действия лиц Святой Троицы, Ее ипостасей.
Перед тем как вознестись на небо, Христос обещал Апостолам послать Святого Духа, для этого Он повелел Своим ученикам не покидать Иерусалима и быть всем вместе. На пятидесятый день после Воскресения Христова Апостолы собрались в Сионской горнице для совместной молитвы, и тогда сошел на них Дух Святой в виде огненных языков, и Апостолы, исполнившись Духа Святого, стали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. После этого апостол Петр обратился к народу, призвав всех к покаянию и крещению. В тот день крестилось около трех тысяч человек, и все они получили дар Святого Духа. Вот почему день Пятидесятницы считается началом устроения Церкви Христовой.
Этим событием завершается домостроительство нашего спасения.
Самый главный дар, который мы получаем от Святого Духа – это дар единения во Христе. «Егда снизшед языки слия», – поет Святая Церковь в кондаке праздника. Исчезают языковые барьеры, непонимание, исчезает всё, что разделяет людей. А людей разъединяет, прежде всего, грех. Когда люди удаляются от Бога, упиваются своими страстями и пороками, то они удаляются друг от друга, любовь и уважение друг ко другу иссякают, начинается вражда. «Разделяй и властвуй» – это принцип сатаны.
Господь призывает нас быть едиными, любить друг друга, исполняться Духом Святым. А плод... духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, – пишет апостол Павел в Послании к Галатам. И если мы не чувствуем этих плодов в нашей жизни, это значит, что мы не раскрыли своего сердца Богу, не стараемся очистить его от страстей, что вера наша – формальна. Если мы не то что во враге, но и в ближнем не видим образа Божия, это значит одно: не коснулась нас Благодать Святого Духа, мы, как дырявый сосуд, не можем сохранить драгоценный дар Божий. Нет ничего более страшного, чем отпадение от Бога, и горе человеку, если оставит его Святой Дух: такой человек превращается в духовный труп. И примеров этому в окружающем нас мире множество.
Каждый из нас призван стать новым человеком, для этого Господь послал Своего Единородного Сына, Который претерпел на Кресте страдания и смерть за наши грехи и послал от Отца Духа Святого, дары Которого мы все получили в Таинстве Крещения. Как мы используем этот дар? Приумножаем его или закапываем его, как ленивые и лукавые рабы? Задумаемся об этом для того, чтобы не растерять драгоценную Благодать, которую мы получаем в эти дни, попросим у Бога сил, чтобы Он укрепил нас на пути спасения, чтобы души наши не покидал Дух Святой, и тогда мы будем пребывать в любви, радости и мире. Аминь.
Даниловское слово. М., 2009.