Два различных берега. Два океана, две судьбы, две совершенно чужие вселенные… Два космически разных образа жизни! Богач и Лазарь. (Лк. 16, 19-31)
Жизни их проходят параллельно, но в поле зрения друг друга. Граница – это ворота дома богача. За них Лазарю нельзя, у него туда нет визы! Туда, по особому приглашению, могут прийти только друзья богача, одетые по тому же dress code: порфира и виссон.
Там шеф-повар готовит такие изысканные блюда, о которых Лазарь никогда не слышал и не мечтал! Предел его мечтаний – несколько крошек, упавших со стола богача. А те, кто спешит в гости к богачу «пиршествовать блистательно», старательно обходят Лазаря.
Он же – весь в струпьях, да еще свора бездомных собак кружится рядом…
Может быть, богач иногда поглядывал из окна своего роскошного особняка в ожидании сотрапезников. И взгляд его безучастно скользил по неприглядной, в лохмотьях лежащей на земле чьей-то фигуре, но он быстро задергивал шторы. Уж больно неуместным было пребывание этой нищеты, грязи, болезни на великолепном празднике жизни!
У собак, которые зализывали раны и струпья на теле Лазаря, было больше сострадания, чем у богача! И в Евангельском повествовании ни разу не упоминается его имя, как будто у него даже не было имени! Нищий – Лазарь, а богатый – никто…
Но наступает момент, которого не избежит никто никогда: ни богатый, ни нищий, ни царь, ни слуга, ни всемирно прославленный, ни никому не известный, в струпьях лежащий на задворках жизни! «Смерть посмотрела на меня, – сказал один философ, – и заметила!» Заметила она и того, кто смаковал деликатесы, и того, кто рад был и объедкам. Пришла она к тому, кто одевался у самых известных портных, и к тому, чьим украшением и одеждой были лишь собственные струпья. Гроб одного был сделан из драгоценных пород дерева, а второго, может быть, просто бросили в мешке в мерзлую землю… «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк.16, 22).
Происходит страшная глубинная перемена: богач мучается в аду, а Лазарь духовно веселится на лоне Авраамовом! Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта; она носила плоть как бы гроб. Поэтому и по смерти его он не Ангелами возводится, но низводится в ад. Ибо не помышлявший никогда ни о чем высоком и небесном достоин самого низшего места». «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8).
«Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16, 25). Бог не только милостив, но и справедлив. И святые отцы поясняют, что Господь забирает душу человека – или когда она созрела, как благодатный плод, для Вечности, или когда уже нет надежды на ее исправление.
Но разве дворец в элитном районе погубил богача? Или куриные котлеты? Или «одежда от Gucci»? Не богатство само по себе губит человека, а привязанность к этому богатству, страсть сребролюбия, нежелание помочь, поделиться, посмотреть милостивым взглядом в чужую сторону!
На средства чайного фабриканта Сергея Васильевича Перлова был построен Шамординский монастырь. А сколько в наше время состоятельных русских людей жертвуют на создание храмов по всей Руси, помогают нуждающимся, бедным и убогим! Преподобный Макарий Оптинский так отвечал своему духовному чаду на его опасения, что, имея много денег, он не может спастись: «Пишешь, что тебя беспокоит мысль о безнадежии о спасении, что имея деньги, будто не можешь спастися. Это явное коварство вражие и сеть его, не дающая тебе мира и спокойствия. Оставя пристрастие к сребролюбию, скажи мне: можешь ли проходить жизнь совершенно нестяжательную и нищенскую? Ни силы твои, ни образование, ни состояние твое здоровья не позволят тебе сего исполнить, а того, что выше силы твоей, Бог от тебя не потребует!»
Не богатство губит человека, а сердечная привязанность к порфире и виссону, наркотическая зависимость от шелеста купюр! Один американский миллионер так делился своим опытом: «Вы никогда не станете богатыми, если не доведете страсть к деньгам до кипения».
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). «Жил тут один офицер, необычайно набожный, – рассказывал богомольцам преподобный Варсонофий Оптинский в беседе с ними. – Часто ходил он в монастырь молиться Богу и жертвовал на обитель сколько мог из скудных сбережений. То коврик принесет, то лампадочку, то кулич копеек за сорок в подарок кому-либо из братии. Все любили его, и особенно радовался за него один из схимников монастыря. И вот начал этот схимник просить Господа послать офицеру богатство. Молитва была услышана. Понравился этот офицер дочери миллионера, и она вышла за него замуж… И вот произошла в нем резкая перемена. Он вышел в отставку, начал вести роскошную праздную жизнь и в монастырь уже больше не заглядывал, разве промчится мимо на своих рысаках вместе со своею супругою. Но по молитвам схимника Господь не допустил погибели раба Своего. Бывший офицер разорился и опять вернулся к своему прежнему образу жизни…»
А Лазарь спасен не за бедность, не за струпья, не за те обноски, которые покрывали его немощное тело, не за голодный желудок, не за отсутствие крова над головой. Он спасен за богатство! За то сокровище незлобия, кротости, смирения, нищеты духа, которое он стяжал в своем сердце! Он не устраивал революцию. Не шел с вилами бороться за справедливость и порядок! Не роптал, не взывал к совести богача. Он просто молился, терпел и благодарил Бога за все! «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19, 30).
«Взирай, – обращается к каждому из нас святитель Иоанн Златоуст, – на сла́внейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани!»