Схимонахиня Марфа – основательница Богородице-Рождественского женского монастыря

Игумения Викторина (Перминова)

15 декабря 2014 года исполняется 625 лет со дня блаженной кончины основательницы Богородице-Рождественского монастыря схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской, 1330–1389).

Писать о человеке, молитвами которого существует наша обитель, одновременно и легко, и трудно. Легко потому, что он близок своими молитвами и помощью. Трудно, поскольку жизнь человека Божия высока и непостижима. Жизнь схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской) мало описана в исторических источниках. Как все праведники, она избегала славы. Мы знаем о ней из сообщений о ее знаменитом сыне – герое Куликова поля князе Владимире Андреевиче Храбром.

Влиятельная княгиня, она была смиренной послушницей преподобного Сергия, породившего ее духовно. Став вдовой в 23 года, она не вступила во второй брак, но посвятила себя молитве и воспитанию сына. Ее жизненный подвиг имеет много общих черт с подвигом матери святителя Иоанна Златоуста Анфусы, но превосходит его в том, что вдова Анфуса не отпускала сына в монастырь, прося остаться с ней до ее смерти и не повергать вторично в скорбь. Княгиня же Мария, напротив, жертвовала единственным сыном для блага Отечества, отпуская его во все военные походы и кровопролитные сражения, откуда он мог не вернуться живым. Большую часть собственных средств Мария Серпуховская вкладывала в государственные начинания, созидание храмов и обителей, помощь ближним. Венцом жизни княгини Марии было создание монастыря, в котором она постриглась в великую схиму и блаженно почила.

Жизнь княгини Марии от рождения до вдовства (1330–1353)

Княгиня Мария родилась около 1330 года. Из «Рогожского летописца» (ПСРЛ, Т. ХV) мы узнаем, что ее отцом был Галицко-Дмитровский князь Иван Федорович [1]. Летописец повествует, что в 6853 году от сотворения мира, то есть в 1345 году, сын великого князя Иоанна Калиты Андрей взял в жены дочь Ивана Федоровича Марию [2].

Князь Андрей и княгиня Мария происходили из рода Рюриковичей, в котором было много святых, от равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба и до святых князей Даниила Московского и Иоанна Калиты. Предками князей Серпуховских были великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо и княгиня Мария Ясыня – женщина святой жизни. Внуками Марии Ясыни были святой Александр Невский, прадед Андрея, и первый удельный князь Галицко-Дмитровский Константин, прадед Ивана Федоровича.

На границе Московского и Дмитровского княжеств находились Радонеж и его окрестности. В этом месте Иван Федорович выделил дочери земли в приданое. Сам же Радонеж принадлежал мужу Марии князю Андрею Серпуховскому. На соединенных землях расцвела обитель Живоначальной Троицы, основанная преподобным Сергием. Мария Ивановна дала согласие на основание монастыря в своих владениях и оказала ему поддержку [3]. В результате образовалась духовная связь князей Серпуховских с Игуменом Земли Русской.

Княгиня Мария стала духовной дочерью преподобного Сергия и часто ездила на богомолье в Троицкий монастырь. Какое-то время она не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней. В 1353 году у нее родился сын Владимир.

Период жизни до Куликовской битвы (1353–1380)

Князь Андрей Иванович умер 6 июня (19 июня н. ст.) 1353 года в возрасте 25 лет от поразившей всю Европу чумы. На сороковой день по его кончине, 15 июля (28 июля по н. ст.), княгиня Мария родила сына. В то время Прологи и богослужебные книги уже упоминали о праздновании памяти Крестителя Руси Владимира. Во имя своего благочестивого предка и был крещен князь Владимир Андреевич Храбрый [4].

В ведении княгини Марии была третья часть Москвы, ей принадлежала треть собираемых в городе налогов. У княгини был свой двор в Кремле и дом на Кучковом поле. Молодой и богатой вдове не могли не последовать предложения вступить во второй брак, но она их не приняла. Княгиня молилась за близких и воспитывала сына, который стал глубоко верующим, честным и благородным человеком, соратником своего двоюродного брата, великого князя Димитрия Донского. В период кровавых междоусобиц пример братской любви между князьями был фактически единственным. Однако этот пример сильно повлиял на других князей и помог им сплотиться на Куликовом поле. По благословению духовника, наставляемый своей матерью, князь Владимир Андреевич Храбрый отказался от своих прав на великокняжеский престол в пользу наследников князя Димитрия, что послужило становлению русского государства.

Большая заслуга княгини Марии перед Отечеством была и в том, что она сблизила великокняжескую чету с преподобным Сергием. По просьбе великого князя, святой старец примирял князей, благословлял государственные начинания. Княгиня Мария начала почитание преподобного Сергия, которое продолжилось в великокняжеском доме и всем русском народе.

Мария Ивановна Серпуховская совершила много добрых дел. Она помогла восстановить Москву после Всехсвятского пожара 1365 года: оказала помощь погорельцам, выделила средства и приняла участие в возведении каменного Кремля. Строительство Кремля завершилось вовремя: в 1368 году Москву осадил литовский великий князь Ольгерд Гедиминович, но не смог взять город. В начале 1368 года князь Владимир Андреевич со своим войском изгнал литовцев из Ржева и наладил отношения с Новгородом. Он оказал помощь жителям Пскова в борьбе с Ливонским орденом. В это время юному князю было только 16 лет. Его наставниками были преподобный Сергий и мать, княгиня Мария Ивановна.

В 1370 году князь Ольгерд вновь пытался захватить Москву, но узнав, что Владимир собрал войско у Перемышля, отступил. Ольгерд высоко ценил не только военные успехи Владимира, но и его благородство. Он решил породниться с ним, выдав за него замуж дочь Елену. Преподобный Сергий благословил Владимира на брак, провидя духом будущее. Брак был заключен в 1371 году. Княгиня Мария с любовью приняла Елену Ольгердовну. Оказавшись в благочестивой семье, Елена обрела глубокую веру и стала духовной дочерью преподобного Сергия. В дальнейшем она помогала свекрови в устройстве Богородице-Рождественского монастыря и постриглась в монашество в его стенах с именем Евпраксии. Многие родственники княгини Елены стали православными христианами.

Духовный сын преподобного Сергия, князь Владимир любил и чтил монашествующих. Он оказывал помощь близкой ему Троицкой обители. Около Серпухова один за другим были основаны монастыри, которые возглавили преподобные Варлаам и Афанасий Серпуховские. Владимир построил в Серпухове каменный собор в честь Святой Троицы, на освящении которого присутствовала его мать.

Княгиня Мария, вместе с преподобной Евдокией и другими русскими женщинами, горячо молилась за сражавшихся на Куликовом поле воинов. Выступление засадного полка Владимира Храброго решило исход сражения. Господь даровал победу русскому воинству 8 (21) сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы.

Последние годы жизни (1381–1389) княгини Марии. Основание Рождественского монастыря.

Преподобный Сергий своей молитвой помог князю Владимиру с княгиней Еленой, как когда-то княгине Марии. Первый сын Владимира Иван появился на свет в 1381 году. Вслед за ним родились Семен, Ярослав, Андрей, Василий и Федор. Владимир Андреевич пригласил преподобного Сергия на крестины своего первенца [5]. Троицкий игумен крестил и других детей Владимира.

В 1386 году [6], по благословению преподобного Сергия, княгиня Мария основала в своих владениях монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Благодарный великий князь Димитрий издал указ, утверждающий это начинание, а княгиня Евдокия оказала большую помощь монастырю. Игумен Сергий стал первым духовником обители и дал ей общежительный устав, действовавший в его монастыре. Первыми сестрами были вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов. Княгиня Мария приняла в своем монастыре схиму с именем Марфы. Она достигла высших степеней духовной жизни и стала для сестер опытной наставницей. Схимонахиня Марфа почила о Господе 15 декабря (по старому стилю 2 декабря) 1389 года и была погребена к северу от созданного ей монастырского собора, в том месте, где сейчас находится придел Сошествия Святого Духа на апостолов.

Современные свидетельства чудесной помощи

Жизнь схимонахини Марфы, озаренная светом веры, любви и истинной молитвы, принесла свои плоды. Несомненным чудом, совершившимся по молитвам праведницы, является возрождение нашей обители. В 1993 году оно казалось невероятным. Храмы и здания находились в аварийном состоянии и только чудом не разрушились за советский период. К заседанию Священного Синода не были готовы необходимые документы. По молитвам основательницы обители, документы были сделаны в кратчайший срок. 19 июля 1993 года Священный Синод принял решение об открытии монастыря и присвоении ему статуса ставропигиального. Знаменательно, что в этот день празднуется Собор Радонежских святых.

Первым приделом, в котором было совершено великое освящение престола, был придел Сошествия Святого Духа. Когда в 90-х годах в приделе делали полы, то под полом было обнаружено углубление, а в нем – монашеские одежды. В этом месте было захоронение, и там могла быть похоронена основательница монастыря.

Завет «Любовью и единением спасемся» и строгий общежительный устав были положены в основание монастыря. По молитвам преподобного Сергия и схимонахини Марфы, Господь послал обители наставников, устраивающих монастырь на том же духовном основании.

В монастыре были трудности с освобождением храмов и зданий, но духовник обители благословил действовать более любовью и молитвой, нежели методом «сильной руки». Большие сложности возникли со зданием школы, построенной в 30-е годы ХХ века на месте монастырского кладбища, на костях предков. Арендаторы не освобождали здание в течение 13 лет. 17 марта 2006 года, в день памяти прп. Даниила Московского, на чердаке школы вспыхнул пожар. Огонь удалось быстро затушить. По правилам техники безопасности здание не могло быть использовано в прежних целях, однако арендаторы начали ремонт. Но в выходной день, когда никого из сотрудников не было, на одном из верхних этажей здания произошла авария. Вода из отопительной системы залила все нижние этажи, и здание стало непригодным для использования. Вскоре оно было снесено. Историческая справедливость была восстановлена молитвами схимонахини Марфы и ее святых предков.

По молитвам схимонахини Марфы налаживалась богослужебная жизнь монастыря, совершение суточного богослужебного круга. Мы чувствуем ее постоянную помощь в каждом монастырском деле, касается ли это оформления монастырских документов, исполнения послушаний, решения сложных вопросов, материальных затруднений. Но самое главное – это ее поддержка в духовной жизни. Нам кажется, что самым большим чудом являются изменения к лучшему, которые происходят в человеческих душах, ради чего и существует основанная схимонахиней Марфой обитель.

 


 Примечания:

 

[1] Имеется в виду, что Иван Федорович был князем Галича Костромского (Мерского). См. Православная Энциклопедия. Т. 8. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2004. С. 671.
[2] Рогожский летописец // ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. ХV. – М.: Издательство «Языки русской культуры», 2000. С. 56. – Л. 278.
[3] Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. Святые угодницы. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. С. 249.
[4] Православная Энциклопедия. Т. 8. С. 703.
[5] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. С. 142 – Л. 335 об.
[6] Согласно Русской летописи (Никонов список).

Подробные сведения о жизни приснопамятной схиигумении Марфы содержатся на сайте Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в разделе«Исторические исследования»


Материалы по теме

Публикации

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Региональный этап ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений
В. Т. Устименко, заместитель главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Игумения Викторина (Перминова)
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Региональный этап ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений
В. Т. Устименко, заместитель главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Игумения Викторина (Перминова)

Доклады

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь