За несколько лет до этого на клиросе северного придела Троицкого собора монастыря была установлена белоснежная мраморная рака, созданная итальянскими мастерами по проекту профессора МАРХИ Евгения Владимировича Катышева. Украшение раки выполнено в технике флорентийской мозаики. Техника эта, разработанная в эпоху Ренессанса, основывается на использовании природного рисунка натурального камня как художественного материала. Разнообразие размеров и очертаний фрагментов, из которых складывается мозаика, определяется характером изображения, а последующая полировка помогает максимально ярко выявить цвет и уникальную текстуру, присущие каждой конкретной породе камня.
Отныне это замечательное произведение искусства стало хранилищем, в котором почивают монастырские святыни. Художественная концепция новых мощевиков разработана также Е.В. Катышевым. Святые мощи расположены по вертикали в четыре ряда, по пять частиц в одном ряду, в алфавитном порядке. В пяти мощевиках находятся мощи святых Отцов, в шестом – святых жен. Прихожане и паломники легко найдут среди почти двухсот святынь мощи «своего» святого: всем им сопутствуют иконные изображения.
В центре помещен ковчег с частицей древа Животворящего Креста Господня и мощами святых. Это дар протоиерея Сергия Суздальцева (1933–2014), настоятеля храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, принесенный Свято-Данилову монастырю в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси – 15.VI.1988, – о чем свидетельствует вкладная надпись на нижнем поле рамы ковчега. Серебряная рама украшена чеканными и гравированными изображениями. Средник закрыт серебряным окладом с крестообразными прорезями. В восемь рядов, по семь в каждом ряду, здесь покоятся частицы мощей святых апостолов и евангелистов Матфея, Марка, Луки; святых апостолов Варфоломея, Филиппа, Фомы, Иакова Зеведеева, Иакова брата Божия, Андрея Первозванного; святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца; архидиакона Стефана; великомученицы Екатерины; мученицы Ирины и других великих угодников Божиих.
В накладной серебряный четырехконечный крест по центру средника вложены бесценные святыни: частицы Гроба Господня, древа Животворящего Креста Господня и мощей Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. На раме вверху, в овальном картуше, изображен Господь Саваоф, на боковых полях – Ангелы, обращенные к мощевику.
В год 1000-летия Крещения Руси в Данилов монастырь поступало особенно много пожертвований. А самым первым жертвователем святых мощей в возрожденную обитель был Святейший Патриарх Пимен, передавший в монастырь панагию-мощевик с частицами мощей особо чтимых святых, в том числе преподобного Пимена Великого.
Иногда дарам сопутствовали удивительные обстоятельства. Схиархимандрит Серафим (Томин) из Оренбургской епархии, передавая обители мощевик с двадцатью частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских, поведал такую историю. Однажды во сне он услышал голос: «Встань и спрячь мощи». Пробудившись, он исполнил повеление, и тут же в его дом ворвались грабители. Они перерыли все, но мощевика не заметили…
«Неоскудевающим сокровищем благодати» называют в Православии мощи святых угодников Божиих. Преподобный Ефрем Сирин писал о поклонении святым мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа».
Сокровище благодати ныне благоговейно оправлено в талантливое произведение человеческих рук. Работа по созданию новых мощевиков осуществлена благодаря финансовой помощи руководителя компании «ГЕНКЕЙ» Сергея Вячеславовича Сотского.