История Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря тесно связана с памятью о святителе Тихоне Задонском. Это небесный покровитель нашей обители и наш молитвенник перед Престолом Божиим. Святитель, живя на покое в мужском Богородицком монастыре Задонска, любил уединяться в живописные окрестные леса. Одним из излюбленных его мест был источник на берегу лесной речки Проходни. Сюда он часто ездил на одноколке, запряженной утомленной годами лошадкой, которую ласково называл Старик. Уезжал он в это место, которое называл «прекрасное, дивное, тихое – аки рай земной», в поисках молитвенного уединения, «чтобы меньше в ушах звенело и менее глаз видел».
После преставления святителя Тихона в 1783 году это уединенное живописное место с источником не осталось забыто. Здесь была устроена пасека Задонского Свято-Богородицкого мужского монастыря. В 1861 году совершилось прославление святителя Тихона. Безмолвное место с источником все более привлекало к себе внимание задонской братии. В 1865 году настоятель Задонского мужского монастыря архимандрит Димитрий устроил здесь скит для желающих уединения, который постепенно вырос в самостоятельный Свято-Тихоновский мужской монастырь со строгим укладом.
В обители действовало пять храмов. Братии было более ста человек. Об их подвижнической жизни свидетельствуют нетленные останки, обретенные здесь в 1995 году при земляных работах под алтарной частью одного из разрушенных храмов. Обретенные останки были воскового цвета, от них шло неизреченное благоухание и явно ощущалась благодать Божия. У всех братий хорошо сохранились обувь, части мантий, параманные кресты и частично постригальные кресты в руках. Сейчас их нетленные останки покоятся в специальной усыпальнице в Успенском храме обители.
В 1920 году Тихоновский монастырь был закрыт – одним из первых в Липецкой губернии.
В 1991 году территория обители в пределах монастырской ограды была возвращена Церкви. Началом существования нового монастыря можно считать 29 апреля 1991 года, когда постановлением Липецкого облисполкома земли были переданы монастырю. Обитель лежала в руинах. От храмового комплекса остались только разрушенный до уровня оконных проемов храм и один лишь ярус колокольни с единственным уцелевшим надвратным храмом – Преображения Господня. Именно в нем в августе 1991 года была совершена первая Божественная Литургия после стольких лет запустения. Поэтому монастырь сейчас именуется Свято-Тихоновским Преображенским.
Жизнь первых насельниц, а их было одиннадцать человек, была очень суровой. Не было никаких условий. Неотапливаемые, разбитые корпуса, старенькая маленькая трапезная, воду приходилось носить с источника в гору. Но благодать богоугодного дела – восстановления монастыря – неизреченно укрепляла сестер в трудах. Почти сразу начали в обители читать неусыпаемую Псалтирь. Зазвучала непрестанная молитва. Это основа всей монастырской жизни – Богослужение и непрестанная молитва. Неусыпаемая Псалтирь читается в обители по сей день.
Монастырь, милостью Божией, растет. Сейчас уже более ста насельниц, в том числе около шестидесяти сестер, принявших монашеский постриг. Святые отцы говорят, что есть три пути, по которым человек приходит в монастырь – от людей, от обстоятельств и по призванию. Но не важно, каковы причины, главное – как закончит подвижник избранный путь. Монастырская жизнь трудная, часто непонятная обычному человеческому взгляду. Трудно бывает разглядеть за обыденной жизнью глубокий личный подвиг. Но Господь Сам избирает желающих послужить Ему в чине монашеском и разными путями помогает человеку сделать жизненный выбор, чтобы привести его ко спасению души. И именно в монастыре созданы все условия для этого. В наш монастырь принимают всех в возрасте до пятидесяти пяти лет, кто ищет спасения души, желая посвятить свою жизнь служению Богу в послушании и молитве. Ежегодно в обитель приходит три-четыре новые сестры.
Монастырь живет полной уставной монашеской жизнью. Подъем в обители в 5:15. В 5:40 служится сестринский молебен святителю Тихону Задонскому − испрашивается благословение на предстоящий день. За ним утренние молитвы, полунощница, часы и Божественная Литургия. На службе обязательно присутствуют все сестры, за исключением тех, кто находится в смене на неотложных послушаниях. Вечернее богослужение начинается в 16:00.
Особенно любима монашествующими Божия Матерь. Она – первая Монахиня и покровительница всех монашествующих, всех «девства желающих». Поэтому каждый вечер по будням у нас поется нараспев акафист чтимым иконам Божией Матери: по средам Ченстоховской, по пятницам Иверской, в остальные дни – Казанской. На акафисте присутствуют все сестры. Ежедневно после акафиста совершается Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери.
Очень почитаема в монастыре Иверская икона Пресвятой Богородицы. Необычайно интересна ее история. Еще в XIX веке со святой Афонской Горы в Свято-Тихоновскую обитель был привезен Иверский образ Божией Матери. Эта икона была написана в русском Пантелеимоновом монастыре в 1879 году. Братия глубоко чтили святую икону, каждую пятницу читали перед ней акафист. В начале XX века, когда обитель была разрушена и пропали многие ее святыни, была утеряна и эта чтимая Иверская икона.
23 июля 1999 года в монастырь привезли большой образ Божией Матери – Иверский. Жертвователи, семья Шматовых, рассказали, что икона была найдена их покойным дедом на скотном дворе, где служила дверью. Благочестивый мирянин взял икону в свой дом и свято хранил ее, оставив при смерти заповедь своим близким: «Когда снова откроются святые обители, подарите ее в какой-нибудь монастырь». Икона три поколения хранилась в его семье. Незадолго до того, как в семье Шматовых было решено пожертвовать икону монастырю, она замироточила. После передачи иконы в обитель ее отдали на реставрацию в монастырскую мастерскую. Когда сняли загрязненный слой, на тыльной стороне обнаружили плохо сохранившуюся надпись: «Писана на Афоне… подарена мужскому Тихоновскому монастырю…». Это было поистине чудо! Всеблагая Вратарница Сама Своей иконой через много лет вернулась в родную обитель.
В течение двух лет чтимая икона не переставала мироточить. Записаны случаи исцелений по молитвам перед этим образом. Особенно Матерь Божия помогает в молитвах о даровании бездетным супругам детей. Часто люди приезжают отблагодарить Ее. Однажды к Матушке настоятельнице подошла женщина со словами: «Матушка! А ведь икона эта у вас чудотворная! У меня не было детей, я молилась перед этой иконой, и Матерь Божия услышала меня, дала мне ребеночка! Я приехала поблагодарить Владычицу…» Каждый год приезжают в обитель группы детей из воскресных школ. Была среди них мама с девятилетней девочкой. Она обратилась к Настоятельнице: «Матушка, помолитесь! Нет у нас второго ребеночка». На что Матушка ей ответила: «Так вот у нас Иверская икона – чудотворная. Иди, помолись Матери Божией!» А через год приехала женщина уже с маленькой дочкой, которую в память об обители назвала именем одной из сестер. Сейчас мы, как и некогда братия монастыря, по пятницам читаем перед этим образом акафист.
Послушаний в монастыре много – в храме, на клиросе, в трапезной, на коровнике, в просфорне, в пекарне – это лишь малая часть. В зимнее время сестры заняты на рукодельных послушаниях – иконопись, вышивка бисером, резьба по дереву, резьба по фольге. А летом все трудятся на свежем воздухе – цветники, газоны или огород. Монастырь хоть и не оторван от мира, всегда приезжает множество паломников, но сестры почти не взаимодействуют со светскими людьми и все труды, кроме тяжелых физических, выполняют сами.
Но главное в монастыре – это молитва, храмовая и келейная. Это основа жизни монаха, его дыхание. Без молитвы невозможно удержаться в монастыре, перенести все трудности и искушения. Келейное правило сестер состоит из трех канонов, акафиста Иисусу Сладчайшему, одной кафизмы, одной главы из Евангелия, двух из Апостола, у монахинь – пятисотница, у инокинь – триста Иисусовых молитв. Большое внимание уделяется регулярному Причащению и исповеди. Причащаются сестры каждую неделю и во все великие праздники. Каждый пост проводится таинство Соборования. Всегда со своими нуждами и недоумениями можно подойти к матушке Настоятельнице или к священнику на исповедь.
Еще одной чтимой святыней монастыря является кровоточивое Распятие Спасителя. Чудо произошло в 2000 году в праздник всех Святых, в земле Российской просиявших. Распятие тогда располагалось в небольшом надвратном Преображенском храме на колокольне. На глазах у паломников Распятие покрылось испариной и по волосам и из-под гвоздей выступили капельки крови. Позвали Настоятельницу и сестер. Капельки отерли платом, но кровь выступала снова. Распятие было перенесено в главный Троицкий храм для поклонения, а позже было установлено в специально устроенном для него приделе нижнего Успенского храма, который теперь называется Крестовым.
Господь через явления мироточения и кровоточения, через Свои иконы и образы Пречистой Его Матери и святых дает возможность нам соприкоснуться с миром невидимым, неподвластным человеческому разуму. Иногда это нужно, чтобы возбудить людей от сна душевного, иногда это бывает следствием особого присутствия благодати Божией. Человек, видя такое чудо, умиляется, приходит в сокрушение о своих грехах, а значит, приближается ко спасению.
Одним из любимых монахами праздников является Преображение Господне. А для нашей обители он особенно важен – ведь именно с маленького надвратного Преображенского храма началась литургическая жизнь обители, и монастырь стал называться Преображенским. В этот день служится ранняя Литургия в 4:00 утра в Преображенском храме на колокольне. Он совсем небольшой, сложно поместиться всем желающим, но каждый раз молящиеся переживают пасхальную радость. Ведь монашество – это именно радость. Этот тот плод благодати Духа Святаго, которую получает истинно подвизающийся человек, ищущий Бога в своей душе.