Взгляд в прошлое
Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь в Туле – единственная обитель в Русской Православной Церкви, где главный Престол освящен в честь Иконы Божией Матери «Млекопитательница».
Живший в XIX веке основатель обители купец третьей гильдии Василий Иванович Макрухин как-то увидел привезенную с Афона в Москву икону «Млекопитательницы». Образ настолько поразил его, что, получив благословение духовника, насельника Чудова монастыря, он принимает решение потратить свое состояние на истинно доброе дело: оставить столицу, чтобы переселиться в Щегловскую обитель. Состояние купца было немалым, так как Василий Иванович унаследовал от отца и деда производство церковной утвари: подсвечников, паникадил, чаш, крестов.
Для себя Василий Иванович строит небольшой деревянный домик, а на самой окраине Тулы, на месте архиерейской дачи, возводит монастырский комплекс.
Преодолевая трудности, в том числе и бюрократического характера, которые так же, как и сейчас, существовали 150 лет назад, бывший купец третьей гильдии начинает созидать монастырь. Как только Василий Иванович поселился в обители, здесь была заложена традиция служения ранних Литургий. По его распоряжению был устроен колодец. Специально для Щегловского монастыря была написана копия почитаемой чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница».
И потекли в святую обитель люди за поддержкой и помощью, за молитвой и утешением. Сам же основатель монастыря, возжелав жития ангельского, через некоторое время принял монашеский постриг. А когда его здоровье ухудшилось, с именем Варсонофий был пострижен в схиму. Вскоре после принятия схимы он отошел ко Господу и был погребен в устроенном им двухэтажном соборе в честь образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» под алтарем северного придела, посвященного Св. Василию Блаженному.
В начале ХХI века старец Варсонофий был прославлен в лике местночтимых святых.
Монастырь как единый механизм
В трудные моменты жизни возрождающегося монастыря на могилку к схимонаху Варсонофию приходил молиться нынешний наместник Богородичного Пантелеимонова Щегловского монастыря архимандрит Клавдиан (Ларьков). «Довольно часто я спускался в нижний соборный храм, туда, где находятся мощи основателя обители старца Варсонофия, чтобы просто пообщаться с ним. Просил помочь: наставить, направить. Потихонечку по милости Божией в монастыре наступил духовный мир, сложился костяк из братии, где все понимают друг друга, с любовью друг к другу относятся и чувствуют себя одним целым. Братия сегодня напоминает мне подшипник: убери один шарик – и развалится весь механизм. Я благодарен за это насельникам нашей обители. Благодарен и священноархимандриту Алексию, митрополиту Тульскому и Ефремовскому, человеку с богатым духовным опытом, которому я бесконечно надоедал, то и дело обращаясь за советами…», – делится воспоминаниями отец Клавдиан, который стал первым наместником возрождающейся Щегловской обители.
Сначала было принято решение восстанавливать монастырь как женский, но потом историческая правда восторжествовала и обитель стала мужской.
В начале ХХ века в монастырь прибыла первая братия. Многие служат здесь до настоящего времени. Сложился и большой приход со своей трогательной семейной атмосферой. В воскресные дни храмы обители переполнены. В монастырь приходят целыми семьями, и насельники теперь уже знают несколько поколений своих прихожан. В большом монастырском парке с вековыми липами устроена детская площадка. «Монастырская территория, да и сама жизнь монастыря, наполняется детским смехом, а значит, наполняется радостью. Сегодня я счастлив, что обитель живет и несет в мир добро», – говорит отец Клавдиан.
Насельники монастыря окормляют медицинские учреждения, которые расположены в непосредственной близости от обители, школы, интернаты, центры реабилитации и другие учреждения.
Скамейка духовника и велосипедный поход через всю Россию
Мы прогуливаемся с отцом наместником по устроенным монастырским дорожкам. Он показывает мне особое место – лавочку духовника. Когда-то в монастырь пришли ученики глинских старцев, чтобы поселиться здесь, был принят устав Глинской пустыни. Это одна из редких на Руси обителей, в которой старческое окормление утверждено уставом. Сейчас, конечно, другое время, но насельники монастыря по-прежнему рады помочь каждой человеческой душе. Здесь всех готовы выслушать. А ведь это бывает так нужно современному человеку, которому подчас просто некуда обратиться со своими проблемами. Отец архимандрит рассказывает: «Если у человека есть потребность покаяться, мы, конечно, с радостью принимаем его. Стараемся, чтобы человек оставил здесь свою ношу переживаний. Чтобы он очистился молитвой и делами покаяния, сходил на источник, омылся святой водичкой... А покаявшись, наполнил свое сердце любовью и радостью, чтобы Господь был с ним».
***
За пятнадцать лет, прошедших с начала возрождения монастыря, поднялись из руин храмы, наладился монашеский быт и сформировался большой приход. В Воскресной школе обучаются 72 воспитанника. А к монастырским святыням, главной из которых является образ Божией Матери «Млекопитательница», написанный и освященный еще в XIX веке на Святой Горе Афон, прибывают паломники со всех концов страны, чтобы попросить Пресвятую Богородицу о даровании детей.
Два года назад молодые люди предприняли «великий поход» через всю Россию, летом отправившись на велосипедах из Владивостока в Тулу, чтобы поклониться образу «Млекопитательницы». Прошло время, и в монастыре на вахте раздался междугородний звонок с радостным сообщением: «Чадо родилось».
***
Основатель монастыря старец Варсонофий любил паломничать, и сегодня насельники принимают гостей со свойственным тулякам радушием. В обители действует епархиальный Паломнический центр. За полтора месяца пребывания мощей святителя Николая в Храме Христа Спасителя более тысячи туляков смогли поклониться чтимому святому.
Так день за днем, отсчитывая годы, живет Щегловская обитель, соединяя время и пространство: день сегодняшний и минувший век, Святую Гору Афон и город-герой Тулу.
Юлия Стихарева