Пасхальные послания

Преподобный Амвросий Оптинский

Христос Воскресе! – восклицает вся земля во время великого христианского праздника. Пасха – это время особой радости и торжества для каждого верующего сердца. Именно в канун этого праздника из Оптиной пустыни во все концы Российской земли отправляли тысячи посланий, составленные великим старцем Амвросием. В них содержались слова поздравления и утешения, мудрые советы и толкования пасхальных песнопений.

Традиция таких посланий зародилась в Оптиной пустыни при Амвросии. Поступив в скит монастыря, будущий старец был келейником и письмоводителем преподобного Макария Оптинского и принимал участие в духовной переписке. Еще послушником будущий старец понял, насколько важным является дело духовного руководства. Для многих вовремя поданный в письме совет разрешал тяжелые недоумения, устраивал судьбы. Переписка воспринималась оптинскими старцами как часть пастырского служения, а для молодых письмоводителей была огромной духовной школой, которая подготавливала их для будущего старческого служения. В собрании писем мы можем встретить уникальную летопись человеческой души, так как многие адресаты пользовались наставлениями старцев в течение всей жизни. Основной заслугой оптинских старцев было то, что они открыли путь духовной жизни для многих людей, что отмечал митрополит Трифон (Туркестанов) в работе «Древнехристианские и оптинские старцы»: «Можно утвердительно сказать, что подобных письменных сношений с духовными детьми мы не встречаем в истории монашества. <...> Письменные сношения оптинских старцев очень редко ограничиваются одним письмом, но по большей части, начавшись за много лет, оканчиваются со смертью старца» [1].

От оптинских старцев дошло мало догматических сочинений, однако сохранилось значительное количество писем, которые содержали советы по различным духовным вопросам. К старцам обращался чиновник, советуясь по деловым вопросам, писала многодетная мать, описывая проблемы воспитания, много писем приходило из женских обителей. Писали со всех концов необъятной России, и это служение старцев было особенно важным в те времена, когда общество отходило от веры. Справедливо отмечал в 1909 году протоирей Сергей Четвериков, предваряя публикацию писем преп. Амвросия: «В о. Амвросии живет и действует тот же самый дух, перед которым мы благоговейно склоняемся в лице Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких и который еще так недавно проявился в лице прп. Серафима Саровского» [2].

В отличие от других писем, пасхальные послания были специально приурочены к одному из главнейших христианских праздников – Пасхе Христовой. Они писались в канун великого христианского торжества.

Первый жизнеописатель преподобного Амвросия Григорий (Борисоглебский) писал о важности подобных посланий: «Они важны для всех, ибо для всех и писаны. Они писались старцем из года в год, к каждой Пасхе и Рождеству. Обыкновенно он или сам писал, или диктовал первый экземпляр послания. Затем с него снималось тут же несколько копий, которые рассылались в ближайшие женские монастыри, где монахини-почитательницы старца наперерыв спешили изготовить как можно более копий. Участвовать в этом добром деле почиталось сестрами за счастье. Особенно много таких копий писалось в Белевском (Тульской губернии) женском монастыре. Затем, когда достаточно копий было изготовлено, они присылались к старцу, он их подписывал своим именем и рассылал тысячами. Получившие же их также старались распространить между своими близкими как лучшие праздничные подарки. Старец смотрел на это дело серьезно. И потому обычно писал эти послания с большим усердием. Они – необыкновенно назидательны; в них – глубокая аскетическая мудрость. Все они проникнуты горячей любовью старца к своим духовным детям: это пишет именно отец своим нежно любимым детям. Сии послания – самый драгоценнейший для будущего памятник пастырской деятельности почившего» [3].

Эти послания после кончины старца были собраны и впервые опубликованы в журнале «Душеполезное чтение». А архимандрит Григорий (Борисоглебский), составляя жизнеописание старца и признавая их значимость, посвятил им целую главу. Впоследствии Пасхальные послания вошли во все сборники писем преподобного Амвросия.

Старец писал их, начиная с 1870 года. В 1875 году старец написал два пасхальных посланий, адресовав одно из них специально начальствующим «О власти как послушании Богу». Последнее Пасхальное послание, которое полностью приводим на страницах журнала, написано в 1891 году, в последний год жизни старца.

Это были послания, обращенные ко всем чадам Русской Православной Церкви, где в сжатой и доступной форме излагался духовный смысл праздника: «Простим вся воскресением» (1870), «Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении» (1871), «Значение Воскресения Христова. Яко чада света ходите» (1872), «Праздник Воскресения, как и другие праздники, напоминает нам о том, что “Христос вчера и днесь, той же и во веки”, а мы люди изменчивы и унылы» (1873), «О кресте и Воскресении» (1875), «О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник Воскресения Христа» (1878), «Чтобы спрославиться со Христом, необходимо и спострадать с Ним» (1879).

Во многих посланиях приводились разъяснения богослужебных текстов: «О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песней» (1880), «Объяснение ирмоса “Воскресения день”» (1883), «Объяснение слов пасхального канона: “Ныне вся исполнишася света”» (1884), «Объяснение Сретенского ирмоса: “Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе”» (1886).

Давались толкования Священного Писания, главным образом, Псалтири: «Объяснение слов псалма “Воскресни, Боже мой”» (1885), «Изъяснение слов “Несть в Царствии Божии брашно и питие”» (1888), «Объяснение слов псалма “Бог наш на небеси”» (1889), «Объяснение слов псалма “Уста моя возглаголют премудрость…”» (1890), «Объяснение слов Давида: “Благости и наказанию и разуму научи мя”» (1891).

Давались общие советы духовной жизни и борьбе со страстями: «Что препятствует повиноваться правде Божией» (1874), «О власти как послушании Богу» (1875), «О необходимых признаках духовной жизни» (1876), «Об удалении взаимной ненависти и приобретении любви» (1877), «О зависти» (1881), «Недостаточно знать заповеди, надо исполнять их» (1882), «О грехе осуждения ближних» (1887).

О сущности праздника Пасхи и его значении в нашей жизни прп. Амвросий писал: «Светлый праздник Воскресения Христова из всех духовных праздников называется торжеством торжеств. Посему праздновать его и торжествовать следует нам не плотски, а духовно. Св. апостол Павел пишет: ”Аще живем духом, духом и до ходим; не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5, 25–26). И паки: ”Вы, духовнии, исправляйте такового духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши” (Гал. 6, 1).

Апостольски сии слова ясно показывают нам, что значит духовно жить и как духовно праздновать христианские праздники, т.е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстьми» (из послания 1876 г.).


Особенно назидательным чтением являются те строки, в которых старец на основе своего молитвенного опыта истолковывает слова пасхальных песнопений. «Воскресения день, просветимся, людие. То есть, просветим ум и мысль нашу от мрака попечений житейских, и особенно от мрака греховного, чтобы достодолжно понять значение праздника Пасхи Христовой и достодолжно праздновать знаменательный для всех христиан день сей. Слово пасха значит преведение.

Празднование ветхозаветной Пасхи означало преведение Моисеем израильтян чрез Чермное море и избавление их от тяжкой египетской работы фараону. Празднование же новозаветной Пасхи христианской означает избавление нас Спасителем нашим Господом Иисусом Христом от тяжкой работы мысленному фараону, т.е. диаволу, и преведение нас от смерти к жизни и от земли к небеси.

Велика и несказанна была радость изведенных Господом душ из ада, испытавших многолетнее тяжкое заключение во мраке преисподнем, как описывает это св. Иоанн Дамаскин в пасхальном тропаре 5-й песни: Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хвалящее вечную. Не менее, а может быть еще и более, бывает радость душе христианской, сподобляющейся взыти в горния обители и вкусить тамошнего блаженного наслаждения. Словом это выразить невозможно…» (из послания 1883 г.).

Преподобный Амвросий часто писал о необходимости борьбы со страстями – осуждением ближних, завистью и др., – которые мешают достойно, с радостным сердцем встреть главное христианское торжество. О грехе осуждения ближних старец писал: «Св. Димитрий Ростовский грех осуждения уподобляет седмигравному змию, который хоботом своим отторг третью часть звезд небесных, т.е. ангелов. И грех осуждения, по слову сего угодника Божия, отторгает от неба третью часть и добродетельных людей, которые без греха осуждения просияли бы как звезды.

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частию подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией…» (из послания 1887 г.).

Рождественские и пасхальные послания прп. Амвросия всегда публикуются отдельно от остальных писем. И это совершенно обоснованно. В них описано существо христианского праздника, его духовное осмысление и переживание. Попробуйте перечитать эти послания накануне праздника, и тогда сердце по-особенному расположится и настроится на встречу с главными христианскими торжествами.

 

ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛАНИЕ АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Пасхальное послание 1891 года 

Братие о Господе, и сестры и матери!

Поздравляю вас со светлым праздником Воскресения Христова и приветствую всех вас радостным христианским приветствием: Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

По великому значению своему Светлый праздник Воскресения называется Праздником праздников. Торжеством торжеств христианских, Пасхою Христовою, которая означает преведение от смерти к жизни и от земли к небеси. В этот Праздник обрадованные христиане братски приветствуют друг друга, Воскресением прощая все и ненавидящим их.

По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю на разсмотрение псаломския слова, которыми молился св. Давид Богу: Благости и наказанию и разуму научи мя (Пс. 118).

Если св. Давид, будучи пророк, имел нужду молиться Богу о даровании ему означенных качеств, то тем более всякому христианину, человеку обыкновенному, необходимо заботиться о приобретении этих качеств, моляся Богу о помощи свыше.

Благости научи мя. Благость и милосердие есть главная часть любви, а любовь есть главная добродетель и заповедь, как сказано в Евангелии: Возлюбиши Господа Бога твоего от всея души твоея, а ближняго яко сам себе. На сих двух заповедях весь закон и пророцы висят.

Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостию и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: Будите милосерди, якоже Отец ваш Небесный милосерд есть, и еще сказано в Евангелии: Милости хощу, а не жертвы. Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: Аще убо принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой иметь нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5, 23).

Любовь к Богу доказывается любовию и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются чрез смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем разсуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который Правды Божией не соделывает.

Страшны слова апостола Иоанна: Не любяй брата, т.е. всякаго ближняго, пребывает в смерти, и во тьме ходит, и не весть камо идет; а ненавидяй брата, человекоубийца есть (3, 15).

Наказанию научи мя. В славянском наречии слово «наказание» означает душеполезное наставление, как деятельно проходить путь добродетели в страхе Божием согласно заповедям Божиим и постановлениям Церкви. Еще в Ветхом Завете сказано: Сын ненаказанный скорбь отцу и печаль матери, т.е. сын не наставленный в страхе Божием и законе Господнем. В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но нерадят о том, чтобы наставлять детей страху Божию и исполнению заповедей Божиих и соблюдению постановлений единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большею частию бывают непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для Отечества непотребны, иногда и зловредны.

Разуму научи мя, т.е. разуму истинному и правильному. В Св. Писании сказано: Взыщите разума да поживете и исправите разум в ведении, т.е. старайтесь разуметь Св. Писание не кое-как и как вам вздумается, а разуметь как следует, правильно и истинно. Доказательством тому служит то, что все народы читают одно Евангелие, а разумеют различно. Не одинаково понимают православные и католики, иначе понимают армяне, копты и ариане, иначе реформаты и лютеране и подобные им. Такое различие происходит оттого, что не все обращают должное внимание на значение Евангельских слов Самого Господа: Шедше, научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. Одна Православная Церковь принимает писание ветхое и новое все вполне, а несогласные с Православною Церковию принимают по выбору из Писания только те места, которыя им нравятся, и за это причисляются к еретикам, потому что слово «еретик» происходит от греческаго слова ereo (выбираю). О таких людях апостол Павел пишет так: еретика человека, по первом и втором увещании, отрицайся, ведый яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден.

Подобно св. Давиду, будем молиться и мы, чтобы Господь имиже весть судьбами помог нам научиться благости, и милосердию, и наказанию душеполезному, и разуму истинному, без которых сомнительно и ненадежно вечное наше спасение, если не прибегнем в покаянии со смирением к Пострадавшему за нас и Умершему на кресте тридневно Воскресшему Господу нашему Иисусу Христу, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

Каширина В.В. 



[1] Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. – М., Мартис, 1997. С. 243.

[2] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 3-х ч. – М., 1995. Ч. II. С. VIII.

[3] Григорий (Борисоглебский), архим. Сказание о жизни оптинского старца Амвросия. – М., 1893. С. 64.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Леонид Александрович Михайлов
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Леонид Александрович Михайлов
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь