26 ноября исполнилось 120 лет со дня кончины подвижника благочестия, выдающегося общественного деятеля и мецената, крупного российского фабриканта, купца первой гильдии, легендарного городского головы города Егорьевска Никифора Михайловича Бардыгина (1835-1901). Никифор Михайлович похоронен в Свято-Троицком Мариинском женском монастыре, который построил, исполнив завещание своей супруги. Мария Владимировна Бардыгина была значительно моложе мужа, и уговорила супруга выделить средства на устройство женской обители в родном городе, полагая, что рано или поздно останется вдовой, а остаток дней она желала провести в монастыре. Останки Никифора Михайловича и Марии Владимировны, почившей прежде своего супруга, покоятся на территории обители Егорьевска, созданной почетным гражданином, кавалером различных орденов, купцом первой гильдии, городским главной – Никифором Михайловичем Бардыгиным, чью память благоговейно чтят сестры и прихожане возрожденного после богоборческого периода монастыря.
И спустя годы, в день кончины Никифора Михайловича Бардыгина, 26 ноября по новому стилю, его молитвенно поминают в Егорьевске. Его жизнь нераздельна с историей родного города. О его благих делах свидетельствуют красивые здания, музеи, парки, улицы, храмы, сам духовный уклад города.
Человек благочестивый, добрый, бескорыстный, Никифор Михайлович Бардыгин видел свое призвание в служении родному городу, искал все возможные средства для улучшения его облика. Он оставил о себе в сердцах жителей светлую память.
…Никифор Михайлович вышел из семьи мелкого торговца и не получил никакого официального образования, но будучи одарен ясным умом от природы, много читал, занимался самообразованием.
Острый ум, смекалка, огромная энергия и предприимчивость позволили ему выйти из мелких торговцев в солидные фабриканты. Н.М. Бардыгин построил в городе крупную ткацкую фабрику и красильное производство.
***
В 1872 году большинство жителей выбрали его на должность городского головы, потому что видели в нем справедливого и внимательного к нуждам людей человека. Городское хозяйство Егорьевска он принял в плохом состоянии.
За 29 лет служения Никифора Бардыгина на посту городского головы город кардинально изменился. Все сферы жизни Егорьевска были под неусыпным вниманием «отца города».
При нем, первом, легендарном городском голове, появились библиотека, клуб, общественный сад, пожарная команда, водопровод, телеграф, книжные лавки, школьные и церковные сооружения, выстроенные по проектам известных московских архитекторов.
По мысли Бардыгина, в городе должно быть место и дело дворянам и купцам, чиновникам и мещанам, белому духовенству и монашеству, учителям и художникам, библиотекам и клубам, рабочим и крестьянам, полицейским и солдатам, «убогим и сирым». В нем не должно было быть места пьяницам, ворам, жуликам и нищим.
Любой мог прийти к нему в дом, и он, не откладывая решения, направлялся с просителем в управу, требовал нужное дело и давал ему правильный ход.
Никифор Михайлович отдавал Егорьевску не только свою огромную работоспособность, душевные силы, но и свои материальные средства. Он превратил небольшой провинциальный Егорьевск в один из самых благоустроенных городов центральной России.
***
30 ноября (по новому стилю) 1901 года Егорьевск провожал Никифора Михайловича Бардыгина в последний путь. В похоронной процессии без преувеличения участвовал весь город.
Для служения по случаю упокоения Никифора Бардыгина в Егорьевск прибыл митрополит Рязанский и Зарайский Полиевкт. Всего год назад владыка освящал Свято-Троицкий Мариинский монастырь, останавливался в квартире Никифора Михайловича и участвовал в торжественной трапезе в его честь по случаю такого важного события. И вот, исполнив завещание почившей супруги – строительство женской обители в Егорьевске, Никифор Михайлович после непродолжительной болезни скончался.
…Торжественное перенесение покойного из его дома на соборной площади в Успенский собор совершалось в предстоянии множества священно- и церковно-служителей во главе с митрополитом Полиевктом. Всенощное бдение завершилось поздно вечером, в 22.00. За богослужением пело два хора – архиерейский и хор инокинь Свято-Троицкой обители. На литию выходили 30 священнослужителей во главе с владыкой Полиевктом.
В день погребения Никифора Михайловича на литургии митрополиту Полиекту сослужили настоятель Иоанно-Богословского монастыря архимандрит Виталий, протоиерей Феодор Толеров, егорьевский благочинный протоиерей Александр Светлов, наместник Николо-Радовицкого монастыря игумен Александр, эконом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Досифей и другие. По окончании чина погребения гроб с усопшим торжественным шествием, с иконами и хоругвями перенесли в Свято-Троицкий храм женской обители. Московская улица Егорьевска, задрапированная траурными лентами и флагами, была вся запружена людьми. Желающих понести усопшего было так много, что пришлось сделать большую платформу для гроба, под которой непрерывно чередовались люди, поддерживая её на своих головах.
В начале третьего часа дня процессия прибыла в женскую обитель. В Свято-Троицком храме, в правом приделе, у стены, гроб с телом усопшего был опущен в могилу и предан земле. Прощальное слово над могилой Никифора Михайловича произнес егорьевский благочинный, настоятель Успенского собора протоиерей Николай Светлов: «…Итак, прости, почивший брат наш Никифор! Забудут тебя близкие, забудут родные, но не забудет тебя Святая Церковь, об украшении которой, как ктитор, ты заботился постоянно и усердно. Не забудут тебя созданные тобою храмы, пока не распадутся в них камни, они не умолкнут вопить на небо о спасении души твоей. Блажен путь, в онь же идеши!».
…На могиле Н. М. Бардыгина в семейной усыпальнице в монастыре, в правом приделе Троицкого храма во имя святителя Никифора, Патриарха Царьградского установлен резной мраморный киот, в котором помещена семейная икона Бардыгиных. На арке киота начертаны слова Евангелия, избранные самим Никифором Михайловичем: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33). Этими евангельскими словами до самой своей смерти руководствовался егорьевский голова, его жизнь стала живым воплощением христианских идеалов и назиданием для потомков.
***
16 марта 2015 года, к 180-летию со дня рождения Никифора Михайловича Бардыгина, на доме №11/89 на улице Парижской коммуны в Егорьевске была торжественно открыта мемориальная доска. Барельеф выполнен с портрета из книги «Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин». Современники считали, что этот портрет передает наибольшее сходство и просто превосходен. Фотография была сделана в 1899 году издателем журнала «Русское дело» С. Ф. Шараповым, а гравюра по ней изготовлена в Лейпциге.
Автором барельефа на мемориальной доске стал член Союза художников СССР, мастер монументальных и декоративных скульптур Иван Захарович Милашевич. Он сумел воплотить в барельефе не только внешнее сходство, но и передать внутренний мир человека, ставшего примером безупречного служения родному городу. На мемориальной доске помещены слова из книги «Егорьевский Городской голова Никифор Михайлович Бардыгин», которые он оставил как завещание своим потомкам: «Молитесь, учитесь, трудитесь, служите родному вашему городу, а с тем вместе и великому нашему Отечеству».
***
19 августа 2021 года, в праздник Преображения Господня, в Егорьевске на площади перед Александро-Невским собором, состоялось освящение и открытие памятника Н. М. Бардыгину. Собор был построен по инициативе Никифора Михайловича в 1897 году в честь Небесного покровителя императора Александра II. Никифор Бардыгин в числе первых выделил личные средства на возведение святыни.
Один из авторов памятника – народный художник России Николай Иванов. Во время работы над памятником он изучал документы и экспонаты, хранящиеся в Егорьевском историко-художественном музее. По словам благочинного Егорьевского округа, настоятеля собора Александра Невского протоиерея Сергея Кожевникова, который освятил памятник, «жизнь праведных людей является примером для всех и освящает путь людей православных к спасению».
Материал подготовил Николай Головкин