Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Новгородской епархии был основан в середине XII века. Его основатель – преподобный Варлаам Хутынский (†1192 г.) – почитается, наряду с преподобным Антонием Римлянином, отцом иночествующих в пределах Новгородских. Обитель, славная именами многих подвижников, в XХ веке была закрыта и разрушена. Молитвами преподобного игумена Варлаама, мощи которого пребывали в монастыре даже в годы запустения, за последние двадцать два года обитель восстала из руин.
Монастырь возобновлен как женский решением Священного Синода от 20 апреля 1994 г. Его начальницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).
Сейчас в монастыре несут послушания пятьдесят пять сестер. Более половины из них живут в обители пятнадцать-двадцать лет, с первых лет восстановления. Многие сестры, как прежде, так и теперь, становятся послушницами, потрудившись вначале в числе монастырских паломников.
В обитель, по благословению Матушки, принимают всех, истинно желающих спасения. Матушка свято чтит завет прп. Варлаама, заповедавшего принимать странников и соблюдать любовь друг ко другу. Поэтому возможность «испытания» себя в монастырской жизни получают все, но не все в этой необычной жизни находят себе место.
Нередко у желавших поступить в обитель не оправдываются надежды на «тихую пристань», «упокоенную старость». Ведь возрождающийся монастырь неизбежно нуждается в сестрах, готовых и способных к физическому труду, без саможаления. И дело даже не в «хорошей физической форме», а именно в самоотверженности, жертвенности. И телесно слабый, но горящий любовью, заботой, усердием, конечно, будет рад жизни в обители, несмотря на многочисленные трудности.
Распорядок дня сестер таков.
6.30 Утренние молитвы, полунощница (по желанию сестры могут совершать утреннее правило келейно).
7.20 Часы. Божественная Литургия. Во время полевых работ не все сестры имеют возможность молиться на Литургии.
8.00 Завтрак для тех, кто несет послушание на огородно-полевых работах, на скотном дворе. После завтрака – послушания. Конечно, в дни двунадесятых праздников и празднования почитаемых икон Божией Матери, несмотря на «горячую пору», все сестры молятся на Литургии. Когда заканчиваются уборочные работы, все насельницы присутствуют на Литургии ежедневно (в период с ноября до Пасхи).
14.00 Обед. Далее продолжение послушаний.
18.00 Вечерняя служба (в зависимости от дня, совершается священником обители или вычитывается чередными чтецами). Участвуют в ней не все сестры – большинство продолжает трудиться.
20.00 (летом) / 19.00 (зимой) Ужин. Свободное время.
Послушания в монастыре благословляются Матушкой, в зависимости от способностей каждой сестры. Такие послушания, как певчая, швея можно назвать «пожизненными» – их несут насельницы, имеющие определенные дарования. Но это не означает, что швея только шьет, а певчая только поет. Все сестры, исключая самых пожилых, участвуют в общих работах. Весной, летом и осенью это полевые работы, зимой – уборка снега; также чистка рыбы, грибов и т. п.
Традиционные монастырские послушания: в храме, на кухне, на скотном дворе насельницы несут в течение продолжительного времени. Такие послушания требуют особой ответственности от старшей сестры, которую назначает Матушка. Старшей сестре нужно хорошо, досконально знать тонкости порученного ей дела. Для этого, конечно же, необходимы время и опыт.
В зимнее время способные к различным рукоделиям сестры занимаются поделками: шьют мешочки для просфор, лепят из глины, расписывают игрушки. Все изделия поступают в монастырскую церковную лавку.
Монастырь принимает множество паломников, для которых всегда открыта платная гостиница и общая паломническая келья. Сестры круглый год несут там послушание.
Еще одно послушание сестер – в монастырской канцелярии. Это обширная переписка – ответы на поданные в монастырь поминовения.
В обители действует своя пекарня – это отдельное послушание.
Все многоразличные труды, которые несут сестры, подчинены главной цели – через служение ближним работать над собой: ведь неизбежно сталкиваешься со своим «я», «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Стараясь очищать сердце от страстей, насельницы святой обители учатся всегда быть пред Богом, с Богом, стремятся к самосовершенствованию, чтобы достичь Царствия Небесного.
Осознать цель монашеского подвига нуждающейся сестре всегда поможет Матушка – игумения Алексия. К ее совету и помощи обращаются не только монахини и послушницы, но и многие прихожане Варлаамо-Хутынской обители. Отношения между Матушкой и сестрами не «регламентируются» часами приема и заданными темами. Со своим сомнением или вопросом сестра может обратиться к Матушке просто, например, встретив ее идущей из храма.
Все сестры, поступившие в монастырь, становясь послушницами, начинают исполнять келейное правило, назначенное игуменией, оставив те правила, что были в миру. Для послушниц это утренние, вечерние молитвы, глава Евангелия, глава Апостола, кафизма. Для монахинь добавляются три канона, акафисты Спасителю и Божией Матери, пятисотница. По усердию и желанию все сестры читают акафист прп. Варлааму Хутынскому.
Обитель прп. Варлаама Хутынского любима новгородцами и многочисленными паломниками из других городов, поэтому сестрам неизбежно, по послушанию, доводится общаться с мирянами. Сестры проводят экскурсии, принимают паломников в трапезной. В монастырь нередко приезжают гости светских властей Великого Новгорода, участники различных семинаров и конференций. Особым почитанием у представителей управления юстиции пользуется могила погребенного в монастыре Г.Р. Державина, поэта и первого министра юстиции России. Для помощи сестрам в организации приема «высоких гостей» Матушка привлекает помощников-мирян, много лет окормляющихся в обители. На средства благотворителей ведутся ремонтно-восстановительные работы. На монастырском подворье в деревне Быково Валдайского района на ферме с сестрами трудятся рабочие-миряне. Предоставляя местным жителям работу, монастырь помогает этим людям, не давая им пропасть в сложной жизненной ситуации. Духовную и материальную помощь обитель оказывает многим семьям прихожан. Уже несколько лет в Варлаамо-Хутынском монастыре существует традиция: совместные трапезы с прихожанами на Пасху, на Рождество Христово, на Преображение, в дни памяти святого основателя обители.
Монастырь преподобного Варлаама Хутынского стал родным домом не только для сестер, ищущих спасения в иноческом чине, но и для большой дружной общины верующих, составляющих сплоченную православную духовную семью.