Предлагаем вниманию читателей статью-исследование, написанную настоятельницей Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Смоленской епархии игуменией Ангелиной (Нестеровой). За скрупулезным изложением сведений об обителях Вяземской земли – найденных в архивах, извлеченных из сохранившихся воспоминаний – встает достоверная, наполненная жизнью картина, ярко характеризующая подлинную историю России, в далеком и недавнем прошлом теснейшими узами связанную с ее духовными светочами – монастырями.
Западный форпост Московского княжества – Вяземская земля на протяжении второго тысячелетия от Рождества Христова многократно исполняла почетную обязанность: в качестве православного воина защищать Русскую землю от духовной, военной и политической экспансии западных соседей. Монастыри как оборонительные сооружения и духовные крепости известны здесь с первых веков христианства на Руси. В житии преподобного Аркадия Вяземского (ХI век) упоминаются обители, существовавшие в то время – Верхне-Спасская на Московской дороге и Нижне-Спасская в городской крепости.
В начале ХХ века на Вяземской земле было три мужских и семь женских монастырей (два из них сейчас находятся на территории Московской области). Ныне в Вяземской епархии действуют один мужской и два женских монастыря.
Иоанно-Предтечев монастырь
Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь основан преподобным Герасимом Болдинским, который в 1535 году с учеником своим Симеоном «поставил к западу от города Вязьмы, на высоком холме, недалеко от реки Бебри келью и начал подвизаться на поприще духовной жизни» [1]. За несколько лет вокруг праведников собралось много братии. Они строили келии рядом и оставались в послушании у преподобного Герасима. В начале 1542 года преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословения и грамоты на устроение церкви и основание обители у «Государя Великого Князя Иоанна Васильевича и митрополита Макария».
Возвратившись в Вязьму, преподобный Герасим немедленно приступил к возведению деревянного храма в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Уже в 1542 году трудами монастырской братии и «доброхотным пособием некоторых боголюбивых окрестных поселян» был возведен и освящен храм. С тех пор обитель по имени главного престола называется Предтечевой, а по городу Вяземской [16]. Располагался монастырь поблизости от Старой Смоленской дороги. На протяжении столетий обитель посещали известные государственные и церковные деятели России: Иоанн IV Васильевич Грозный (1566 год), Борис Феодорович Годунов (1598 год), митрополит Ростовский и Ярославский – будущий патриарх Филарет (1619 год), царь Алексей Михайлович (1654–1657 годы), Святейший Патриарх Никон (1656 год), святитель Питирим Тамбовский (1663–1684 годы), преподобный Макарий Алтайский (в 1800–1803 годах учился в духовном училище), священномученик Макарий (Гневушев) (1918 год), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1993 год), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (2015 год).
В 1739 году при монастыре была учреждена Крутицкая семинария, переведенная спустя пять лет в Москву, в Покровский монастырь (до 1764 года Вязьма со всем ее округом входила в состав Крутицкой епархии). С 1745 года при монастыре было устроено училище для детей духовенства, просуществовавшее до 1918 года. С 1665 по 1742 год монастырь имел подворье в Москве в приходе церкви Космы и Дамиана на Покровке. В 1812 году монастырь был разорен, восстановление шло более тридцати лет.
В начале ХХ века в обители действовали три каменных храма: соборный в честь иконы Божией Матери Одигитрии, с приделами в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца, построенный в 1635–1638 годах; надвратный храм в честь Вознесения Господня с колокольней (1650), теплый храм во имя иконы Знамения Божией Матери с приделом в честь святителя Николая Чудотворца (1750). Были настоятельские и братские каменные кельи, двухэтажный гостиничный корпус, монастырь был обнесен каменной стеной. Обитель относилась к второклассным, необщежительным, число братии около десяти. В 1912 году известным русским архитектором-реставратором П.Д. Барановским в монастыре были проведены исследования, материалы которых легли в основу реставрационных работ 1970–1980 годов. Решением исполкома горсовета в августе 1929 года храмы монастыря были отобраны у верующих, оставшиеся монахи выселены или арестованы, имущество разграблено. Впоследствии в монастыре размещались спичечная фабрика, цеха общества слепых, пивоваренный завод.
К 1989 году в монастыре были отреставрированы фасады храмов Одигитрии и Вознесения, частично восстановлена монастырская стена и гостевой корпус. В конце 1980-х годов вязьмичи неоднократно обращались к церковным и светским властям всех уровней с просьбой открыть мужской монастырь на историческом месте. Были собраны тысячи подписей жителей города. В июне 1990 года решением Священного Синода Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был открыт. Со дня открытия братия стала заниматься издательской и просветительской деятельностью. В 1994 году при монастыре был создан Центр духовного просвещения, проводилась большая работа со школьниками близлежащих школ и прихожанами. Храм Вознесения Господня был освящен 11 августа 1991 года. В 1995 году монастырь был преобразован в женский. 12 августа 2001 года митрополит Кирилл освятил главный престол храма Одигитрии [2]. В настоящее время в монастыре ежедневно совершается Божественная литургия.
Колочский монастырь
Гжатский Колочский Успенский мужской монастырь (историческое название, ныне – Свято-Успенский Колоцкий женский монастырь) основан в 1413 году князем Андреем Дмитриевичем Можайским, по случаю явления на реке Колочи иконы Божией Матери. Монастырь стоял вблизи Старой Смоленской дороги. До 1609 года в обители было два каменных храма: Успения Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая Чудотворца и Богоявления Господня, и храм святителя Алексия митрополита Московского под колокольней. В 1612 году обитель была сильно разрушена и долгое время пребывала в сильном запустении. В 1724 году она была приписан к Новоспасскому монастырю Москвы. В 1764 году была причислена к третьему классу. В 1785 году построена каменная ограда, в 1794-м – обновлен Успенский собор с приделами святителя Николая и пророка Илии. С 1787 года монастырь перешел в ведение Смоленской епархии. В 1812 году находился в эпицентре Бородинского сражения. В нем размещалась ставка фельдмаршала М.И. Кутозова (20–21 августа, ст. ст.), а затем штаб Наполеона. При отступлении французы разграбили обитель, сожгли все деревянные постройки. В 1818 году монастырь посетил Государь император Александр I, а в 1837-м – цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). В начале ХХ века монастырь относился к разряду третьеклассных, необщежительных. Число братии было невелико. В обители находилась чудотворная икона Божией Матери Колочской.
После закрытия монастыря в 1920-е годы Успенский собор стал приходским храмом и действовал до 1934 года. В селе Колоцкое стали селиться насельницы других закрытых монастырей. После закрытия храма чудотворный образ Колочской Божией Матери был перенесен в Гжатск (ныне Гагарин). В конце 30-х годов ХХ века территория, где расположен Колоцкий монастырь, отошла к Московской области.
В 1993 году уцелевшие здания обители были переданы в ведение Спасо-Бородинского монастыря для устроения подворья. В келейном корпусе была обустроена домовая церковь с престолом во имя преподобномученицы Елисаветы. В 1997 году решением Священного Синода был открыт Успенский Колоцкий женский монастырь. Продолжаются реставрационные и ремонтные работы в Успенском храме, налаживается монастырское хозяйство. На месте обретения чудотворной иконы над святым источником установлена деревянная надкладезная часовня. Возобновлен крестный ход от монастыря к святому источнику в день празднования Колочской иконы Божией матери (22 июля, н.ст.). В июле 1999 года монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II [3]. В настоящее время в монастыре несут послушание пятнадцать насельниц.
Сычевский Казанский мужской монастырь
Монастырь основан в 1864 году. Расположен на левом берегу реки Вазузы, в полутора километрах от города. В монастыре было три храма: в честь Казанской иконы Божией Матери, с приделами во имя преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца; в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских; домовая церковь во имя Архангела Михаила. Закрыт монастырь в двадцатые годы ХХ века. К началу ХХI века материальных следов от монастыря не осталось.
Князь-Владимирский мужской монастырь
Основан и открыт в 2015 году. Монастырь находится на истоке Днепра. На открытии монастыря 28 июля 2015 года присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Церкви освятил Владимирский храм монастыря и часовню на истоке Днепра.
Вяземский Аркадиевский девичий монастырь
В 2017 году исполнилось 185 лет со дня открытия монастыря (открыт 1 октября (ст.ст.) 1832 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, на базе общины сестер упраздненного в 1779 году Вяземского Ильинского девичьего монастыря). В 1780 году сестрам общины было разрешено поселиться у древнего храма Всемилостевейшего Спаса, приписанного к Троицкому собору. Место расположения храма было очень живописным, на высоком холме над рекой Вязьмой. По преданию, здесь совершал свои молитвенные подвиги преподобный Аркадий Вяземский (ХI век), а впоследствии находился «нижний» Спасский монастырь. Основательницей общины была Наталья Павловна Кириллова, прожившая первую треть своей жизни в Ильинском монастыре, а затем посвятившая 68 лет жизни становлению Аркадиевского монастыря, став его первой настоятельницей. В 1833 году, в возрасте девяноста двух лет она была пострижена в монашество с именем Нимфодора и назначена настоятельницей монастыря, которым управляла до 1847 года. Умерла Матушка Нимфодора на сто девятом году жизни. По смерти первой настоятельницы в обитель была назначена игуменией казначея Вознесенского Смоленского монастыря монахиня Августа из рода князей Ширинских-Шихматовых, родная сестра иеромонаха Аникиты, основавшего церковь в честь святителя Митрофана Воронежского в русском Ильинском скиту на Святой горе Афон [21]. Иромонах Аникита (в миру князь Сергей Александрович) посещал Вяземский Аркадиевский монастырь 26–28 мая 1834 года, служил в нем всенощное бдение, Литургию, молебен преподобному Нилу Столобенскому и панихиду по своей сестре монахине Агафоклии, скончавшейся в Аркадиевском монастыре в 1833 году. Игумения Августа пожертвовала все свое имение на строительство монастыря. При ней был расширен соборный храм, к которому с севера были пристроен двухэтажный придел с престолами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Ахтырской иконы Божией Матери. Монастырь был обнесен каменной стеной. Игумения Августа организовала при монастыре училище для девочек.
На начало ХХ века в Аркадиевском монастыре несли послушание более ста восьмидесяти насельниц, в том числе 19 монахинь и 62 послушницы [4]. Обитель относилась к разряду не штатных, общежительных. Сестры преподавали в монастырской школе, занимались рукоделием (вышивкой), огородничеством, садоводством – при монастыре был замечательный розовый сад. Монастырь был закрыт в 1918 году, шестипрестольный Спасский храм закрыли в 1929-м.
В начале ХХI века из монастырских построек остались храм Всемилостевейшего Спаса, в котором находилась городская библиотека, здание богадельни, в котором размещался литературный салон, хозяйственный корпус с просфорней и погребами, принадлежащий в настоящее время частным лицам. Частично сохранилась монастырская стена со Святыми вратами и одна из башен ограды. В 2017 году здания храма Всемилостивейшего Спаса и богадельни переданы образованной двумя годами ранее Вяземской епархии.
Женская община во имя иконы «Всех скорбящих радость»
Община основана в 1901 году крестьянской вдовой Анастасией Федоровной Кудряшовой в сельце Булгаково, ныне Темкинский район. Для устроения обители А.Ф. Кудряшова пожертвовала около 27 гектаров земли и мукомольную мельницу на реке Воре и все принадлежащие ей жилые и хозяйственные постройки. В 1902 году в общине был построен храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», двухэтажный келейный корпус, в котором проживали более сорока насельниц. Строились помещения приюта для глухонемых детей [5]. В наше время из материальных следов этой обители можно увидеть лишь старый монастырский липовый парк.
Ризская женская община
Основана в 1911 году в имении дворян Энгельгардов Ризское под Вязьмой. Это имение было куплено купеческой дочерью Зинаидой Николаевной Вашковой для открытия в нем женской общины. В имении был домовый храм в честь Положения Ризы Господней (освящен 6 ноября 1774 года), поэтому, обращаясь к священноначалию, Зинаида Николаевна просила назвать общину «Ризоположенской», а «так как она желала открыть общину и в память избавления от потопления во время плавания на “Штандарте” в Финляндских походах в 1907 году 29 августа Государя Императора и всего Его Августейшего семейства, просила усвоить наименование сей общине “Алексеевской” в честь Св. Алексия, имя коего носит наследник цесаревич и Великий князь Алексий Николаевич» [6]. Архимандрит Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря Дионисий в рапорте от 16 мая 1911 года на имя преосвященного Феодосия, епископа Смоленского, отмечал, что местность для устроения монастыря «возвышенная, сухая, здоровая, окружена с трех сторон проточной водой, лесистая, уединенная …постройки по своей прочности и массивности напоминают здания древнего монастыря. Семь зданий каменных, устроенных в 1768 году и весьма хорошо сохранились» [7]. Зинаида Николаевна Вашкова, кроме движимого и недвижимого имущества, находящегося в имении Ризское, передавала монастырю 52 десятины 1040 сажен (около 53 гектаров земли). Крестьянская девица Ксения Дементьева пожертвовала монастырю 12 десятин (более 13 гектаров) земли, на которой произрастал смешанный лес [8]. Указом Государя императора от 5 июня 1912 года Ризская Алексеевская община была утверждена. В это время в ней проживало 56 насельниц. Закрыта обитель в 1928 году.
В настоящее время об обители напоминают развалины храма и остатки фундаментов некоторых построек.
Иверская женская община
Основана, вероятно, в начале ХХ века в селе Малое Азарово (Зеленая Горка), в километре от села Ахтырка, ныне Пигулино. О том, что в живописном месте, на высоком холме, у подножия которого протекала река Вязьма стоял монастырь, местные старожилы помнили, но найти документальных подтверждений этому не удавалось. Сейчас нам известен всего один документ, в котором упоминается эта обитель. Это письмо начальника управления Бельской уездной милиции начальнику управления Вяземской уездной милиции. Соглашение составлено 30 апреля 1921 года «…между гражданами Коммуны Иверской общины и Бельским Совдепом». От общины соглашение подписал: «Священнослужитель Иверской церкви Смоленского Троицкого монастыря иеромонах Мартиниан» [9].
К 2017 году от монастыря материальных следов не осталось. Срыт даже высокий холм, где красовалась обитель. Теперь здесь котлован, из которого берут песок.
Ново-Покровский Владимиро-Екатерининский женский монастырь
Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом великомученицы Екатерины в селе Ново-Покров Гжатского уезда был построен в 1820 году, на правом высоком берегу реки Москвы, на средства графа Петра Андреевича Ефимовского [10].
В июне 1893 года московская мещанка Екатерина Алексеевна Терихова обратилась с прошением на имя преосвященного Гурия (Охотина), епископа Смоленского и Дорогобужского, – разрешить открыть женскую общину в ее имении, при селе Ново-Покровском Гжатского уезда, находившемся в 35 верстах от уездного города (37, 34 км) и в 20 верстах (21, 2 км) от станции Уваровской Московско-Брестской железной дороги. Она объясняла, что целью создания общины на правах женского монастыря являлось ее желание увековечить память «благополучно царствующего Государя императора Александра Александровича и чудесное спасение от опасности в Японии Наследника Его, Цесаревича Николая Александровича». Е.А. Терихова просила назвать общину «Владимирскою», в честь Владимирской иконы Божией Матери. В трудные минуты своей жизни и во времена радости она с особенным усердием обращалась с молитвой к чудотворной иконе. Устроительница монастыря пожертвовала для общины два участка земельных угодий: первый – при селе Покровском, и второй – в пустоши Столбиной; всего 555 десятин 168 кв. сажен земли (556 гектаров) «пахотной, луговой, сенокосной и под строевым и дровяным лесом, со всеми находящимися на этой земле жилыми и хозяйственными постройками, большей частию каменными» и просила назначить ее попечительницей. Эта земля была свободна от всяких «исков, споров, взысканий и недоимок» и достаточна для обеспечения существования общины. Попечителями общины были также и сестры Екатерины Алексеевны Пелагея и Анна и брат Иван. 3 февраля 1895 года в Святейшем Синоде слушали представление Преосвященного Гурия. К этому времени император Александр III скончался и на престол вступил Николай II. Поэтому община учреждалась уже «в память в Бозе почившаго Государя Императора Александра Александровича и чудеснаго спасения ныне благополучно царствующаго Государя Императора Николая Александровича». Было решено учредить при селе Ново-Покровском женскую Владимирскую общину с числом сестер, которое она сможет содержать. Назначить попечительницей общины Е.А. Терихову, а после ее смерти – вышеназванных родственников. Для совершения богослужений в церкви общины направлять священников из соседних приходов. Об учреждении общины напечатать в Церковных Ведомостях и Правительственном Вестнике. Определение Синода пропущено к исполнению 11 февраля 1895 года [11]. Определение Святейшего Синода об учреждении Владимирской общины напечатано в Официальном отделе Смоленских епархиальных ведомостей в марте 1895 года [12]. Первой начальницей общины назначена монахиня Серафима, бывшая насельница Московского Страстного монастыря. Владимирская община была устроена в 10 саженях от действующей Покровской церкви. В конце XIX века в ней служил священник Григорий Николаевич Каверзнев. В сельской церковно-приходской школе учились 78 детей.
Весной 1895 года был заложен каменный фундамент деревянного храма в честь иконы Знамения Божией Матери. 17 сентября 1896 года храм был торжественно освящен Преосвященным Никанором (Каменским), епископом Смоленским и Дорогобужским. На построение храма, устройство иконостаса и приобретение утвари Е.А. Терихова пожертвовала около семнадцати тысяч рублей. Освящение произошло при большом стечении народа. На всенощном бдении и Литургии пел хор из Московского Страстного монастыря. Епископ Никанор благословил в монастырь икону Божией Матери, привезенную из Соловецкого монастыря. При осмотре территории владыка Никанор благословил место для возведения соборного храма обители. Богослужение в общине совершал священник о. Иаков Попов [13]. В 1896 году Московским купцом Сергеем Кирсановым, членом общества хоругвеносцев Троицкого Посада, в общину была пожертвована икона святителя Феодосия Углицкого, Черниговского чудотворца, с частицей мантии этого угодника Божия, полученной при обретении его мощей 9 сентября 1896 года. Во время молебна святителю Феодосию во Владимирском храме в октябре 1896 года крестьянка деревни Ульяново Ново-Покровской волости Евдокия Волкова получила исцеление от зубной боли.
В начале ХХ века община духовно и материально укрепилась. Указом Святейшего Синода, от 31 марта 1907 года № 3926, Владимирская женская община обращена в общежительный женский монастырь с присвоением ему наименования Владимирско-Екатерининского, с таковым числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства. При монастыре был открыт штат причта из священника и псаломщика, с отнесением содержания их исключительно на местные средства [14]. В Епархиальных ведомостях опубликовали информацию о вакантных местах, и вскоре причт в обители был укомплектован. Священник получал от монастыря квартиру, жалованья 320 рублей в год и земельный участок 3,5 десятины. По ходатайству преосвященного Петра (Другова), епископа Смоленского и Дорогобужского, указом Святейшего Синода от 23 августа 1907 года № 9568 в должности настоятельницы новооткрытого Владимиро-Екатерининского монастыря, с возведением в сан игуменьи была утверждена единогласно избранная сестрами бывшая начальница общины монахиня Серафима [15].
В начале ХХ века при монастыре действовало две школы, в которых обучалось более ста учеников. В феврале 1913 года монастырь праздновал 300-летний юбилей царствования Дома Романовых. Он прошел под покровительством игумении Владимирского монастыря Серафимы, священника Покровского храма М. Лызлова и при участии монастырского священника Михаила Клитина. Перед началом Литургии был совершен крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери. В 7 часов вечера собрались учащиеся обеих школ и все прихожане. Перед ними выступил хор девочек под руководством регента монастыря монахини Наталии, а также силами учащихся этих школ проведен патриотический литературно-вокальный вечер [16]. Монастырь закрыли в 1928 году. Сестры и игумения подверглись гонениям. В начале октября 1928 года был ликвидирован Гжатский уезд, его территория вошла в Вяземский уезд. В октябре 1929 года образована Западная область с центром в городе Смоленске. Тогда же на части территории бывшей Московской губернии и Гжатского уезда был создан Уваровский район. В мае 1930 года Уваровский район Вяземского округа Западной области передан в Московскую область, а с ним и село Ново-Покровское.
В начале ХХI в селе Новопокров все монастырские постройки утрачены. В сохранившемся монастырском храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы с 2000 открыт приход [17].
Свято-Троицкий женский монастырь
Свято-Троицкий женский монастырь в Вяземском уезде основан как община в 1898 году священником Павлом Троицким. Как писал епископ Смоленский и Дорогобужский Петр Священному Правительствующему Синоду: «… поступив священником в приход села Леонтьево, он (о. Павел) обратил свое пастырское внимание на селения, удаленные от приходской церкви и школы на 10 верст, в центре их он устроил школу, приезжая в которую для занятий, поближе знакомился с духовной стороной не только детей, но и родителей. Видно было, что отдаленность храма и редкое его посещение наложили печать духовного усыпления, он всеми силами старался вывести народ из такого состояния: ездил в забытый край весьма часто, вел собеседования, приучал народ к общему духовному пению, образовал постоянный женский хор, совершал всенощное бдение сначала под открытым небом, под прикрытием трех щитов». Желающих участвовать в богослужениях, совершаемых отцом Павлом, и присутствовать на его внебогослужебных собеседованиях становилось все больше, так что через полгода отец Павел на собранные пожертвования на земле, пожертвованной Вяземской купчихой Анной Яковлевной Паниной (47 десятин), приступил к строительству храма. В течение года был выстроен большой двухэтажный корпус, второй этаж которого занимала церковь с престолом освященным во имя святителя Николая Чудотворца; на первом этаже располагалась богадельня.
Отец Павел приобрел в 1900 году около 100 десятин земли с лесом, смежной с землей, пожертвованной до этого, чтобы здесь устроить женский монастырь с приютом и школой для девочек и богадельней. Местность отличалась уединенностью от больших населенных пунктов, красотой ландшафта, наличием двух источников с хорошей водой. К 1900 году было уже построено двенадцать зданий, среди которых, кроме храма и богадельни, – кирпичный завод, склад, две кузницы, сарай для выделывания щепы, сестринский корпус под железной крышей. Налажено кирпичное, ковровое, чулочно-вязальное и швейное производство. Устроены иконописная и столярная мастерские, открыты иконописная и бакалейная лавки. Шла подготовка к строительству Троицкого храма. Благочинный Вяземского округа протоиерей Николай Черской писал епархиальному руководству: «Слух об открытии женского монастыря возбудил народ в окружающих селениях настолько, что он безвозмездно и с усердием исполняет всякое предложение священника Троицкого, так например, весь деревянный материал для возведенных зданий был представлен народом окружающих селений безвозмездно».
Указом Священного Синода от 9 июня 1901 года община была открыта [1]. В общине в это время уже проживали 16 насельниц, управляла которыми монахиня Параскева (Троицкая). В 1910 году в монастыре трудились 115 сестер, построен Троицкий храм. В трех верстах от монастыря был построен скит с небольшой церковью и домом. В монастыре к этому времени была своя мельница и процветали все начатые при основании общины производства. Монастырь имел три гостиницы для паломников. Во всех зданиях и храмах царил образцовый порядок и особый уют. В то же время главной целью монастыря было воспитание бедных детей. В марте 1902 года постановлением школьной комиссии при епархиальном Совете, школа грамоты при Троицкой общине была преобразована в церковно-приходскую, с назначением отца Павла заведующим и преподавателем Закона Божия, а учительницей стала насельница монастыря Ксения (Николаева). Обучалось в школе 50 девочек. В мастерских под руководством сестер 11 девочек обучались шитью. В построенном детском доме жили 14 воспитанниц.
В начале августа 1907 года сестры Троицкого монастыря приступили к очистке от мусора фундамента древнего Борисо-Глебского собора, построенного в 1145–1150 годах князем Смоленским Давидом Ростиславовичем на Смядыне – месте вероломного убийства Муромского князя Глеба – и входившего впоследствии в состав Смядынского Борисо-Глебского монастыря. Земля была куплена отцом Павлом Троицким в собственность Троицкого монастыря для строительства на древнем фундаменте нового деревянного храма. Но совершить задуманное отцу Павлу не удалось. Трагична судьба основателя обители, который за чуть более чем двадцатилетний срок существования монастыря оставил глубокий духовный след в сердцах жителей окрестных мест и вязьмичей. Отец Павел (Павел Григорьевич Троицкий) был арестован в Вязьме 29 октября 1937 года и расстрелян. В постановлении «тройки» от 20 ноября 1937 года сказано: «…обвиняемый виновным себя не признал, приговорить к высшей мере наказания». Сын отца Павла Николай Павлович Троицкий, военный врач, офицер расстрелян в 1938 году.
В наше время в материальном мире от этого монастыря почти ничего не сохранилось. Даже место, где он находился, определяется с большим трудом: дороги заросли, из всех окружающих деревень только в деревне Минино осталось несколько домов. Но в народе еще живет память о Свято-Троицкой обители: существуют духовные стихи (псальмы), посвященные монастырю и его основателю. У жителей деревни Минино сохранилось несколько монастырских икон.
Троице-Сергиевская община
Троице-Сергиевская община в Сычевском уезде была открыта решением Святейшего Правительствующего Синода от 23 сентября 1903 года, в котором указывалось: «…вблизи г. Сычевок, за рекою Вазузою, на земле, отводимой Сычевскою Городскою Думою, учредить на средства, указанныя в представлении Преосвященного, женскую общину с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». В создании этого монастыря приняли участие два человека. Священник села Борисоглебского – Василий Троицкий, родной брат основателя Свято-Троицкого монастыря в Вяземском уезде, и монахиня Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Сергия. Монастырь был основан в Борисовском – пригородном селе города Сычевка, на противоположном городу берегу реки Вазузы. Монахиня Санкт-Петербургского первоклассного женского монастыря Сергия в мае 1902 года обратилась с прошением к епископу Петру Смоленскому и Дорогобужскому о создании вблизи города Сычевки женского монастыря на собственные средства и средства известных благотворителей. В своем прошении монахиня Сергия писала: «В городе Сычевках и его уездах гнездится раскол, твердыми ревнительницами которого являются главным образом женщины».
Матушка Сергия обратилась к Сычевской городской думе с просьбой об отводе для обители подходящего участка земли. Городская дума 15 ноября 1901 года согласилась «отвести вблизи города, за речкой Вазузой, участок в три десятины, весьма удобный для основания женской обители». В прошении на имя епархиального епископа от 15 января 1903 года монахиня Сергия предоставила проекты Троицкого храма и келейного корпуса. Получив одобрение проектов, решением Смоленской Консистории от 3 марта того же года приступили к строительству. Вторым основателем монастыря по праву можно считать священника Василия Троицкого. Он пожертвовал монастырю более 118 десятин земли, активно участвовал в строительстве храма и организации духовной и хозяйственной жизни зарождающейся обители. Есть предположения, что отец Василий получил благословение на основание обители у святого Иоанна Кронштадского. В ноябре 2013 года в наш монастырь пришло письмо из города Иваново от Елены Николаевны Артамоновой. Елена Николаевна прислала фото отца Василия и сообщила о последних годах жизни этого угодника Божия. Из письма Е.Н. Артамоновой: «Отец Василий был репрессирован и выслан в ссылку. Последние годы жил в селе Ярышево, Гаврило-Посадского района, Ивановской области. Отошел ко Господу отец Василий на Пасху (8 апреля) 1934 года. Местные жители почитали отца Василия, считали его учеником Иоанна Кронштадского и прозорливым, после кончины народ приходил на могилку о. Василия со своими житейскими нуждами, с верою, что по его молитвам Господь поможет им»[19].
В 1906 году храм был построен и освящен, построены жилые корпуса, собирались сестры [20]. Закрыт монастырь был в 20-е годы.
В наше время на месте монастыря зеленеет сосновый лес.
Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь под городом Вязьма
Основан на месте кровопролитных боев в октябре 1941 года. Монастырь открыт решением Святейшего синода от 25 июля 2014 года. Монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы освящен епископом Смоленским и Вяземским Исидором (ныне митрополитом Смоленским и Дорогобужским) 1 декабря 2013 года. Храм имеет придел в честь мученика Иоанна Воина. В настоящее время завершается строительство надвратного храма в честь Спаса Нерукотворенного Образа, келейного и административного корпусов. Монастырь имеет скит с храмом в честь великомученика Феодора Стратилата.
Более чем тысячелетняя история православной России неразрывно связана с огромной ролью наших монастырей в освоении русского пространства. Влияние иноческого идеала на формирование мировоззрения русского человека, на уклад всей его жизни невозможно переоценить. Монастыри, являясь местом синтеза духовной жизни, богословия, художества, песенного творчества, науки и литературы, определяли культурный уклад общества, принципиальные основы государственного устройства.
Начало ХХI века отмечено возрождением монастырей на всем пространстве нашего Отечества. Сложность их становления и развития в настоящее время, определяемую всей историей ХХ века, еще предстоит осмыслить, чтобы определить достойное и необходимое место монастыря в современном обществе и государстве.
Литература:
1. Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь. 2001. С.4.
2. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 2001. № 4. С. 20–21.
3. РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 374. Л. 27.
4. РГИА. Ф. 796. Оп.182. Д. 1968. Лл. 2–4.
5. РГИА. Ф. 796. Оп. 192. Д. 2039. Л. 7.
6. Там же. Л. 8.
7. Там же. Л. 9 об.
8. ФГАСО г. Вязьмы. Ф. 739. Д. 22. Л. 32, л. 35 об.
9. Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск, 1897. С. 214–215.
10. РГИА. Ф.796. Оп. 175. Д.1110.
11. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1895. № 6. С.3.
12. Там же. 1896. № 19. С. 984–989.
13. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1907. № 7. С. 163.
14. Там же. 1907. № 17. С. 373–374.
15. Там же. 1913. № 6. С. 337–338.
16. Подмосковье. Монастыри, храмы, источники. М., 2006. С. 328.
18. РГИА. Ф. 796. О. 181. Д. 1930. Л. 44.
19. Артамонова Е.Н. Письмо от 14.11.2013 г. Рукопись.
20. РГИА. Ф. 796. О.184. Д. 1932. Лл. 1–7 об.
21. Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока 1834–1836 годы. Дневник. Индрик. М., 2009, С. 24–26.