О важных вехах архипастырского служения
13 января 2017 года митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий отмечает свое 80-летие. Специально для сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Владыка кратко написал о важных этапах своей жизни. Предлагаем эти заметки вниманию читателя.
О моем дне рождения, что был восемьдесят лет назад, мне трудно что-то рассказать, а родителей, Василия и Наталию, уже почивших, теперь не спросишь. В нашей семье было десять детей. Родительнице нашей присвоили звание «Мать-героиня». Награждали ее в Москве, прямо в Кремле. Награду вручал Н.М. Шверник, Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Это было после войны – году 1946-м или в 1947-м. Местные власти в Кемерове, где мы тогда жили, выдали нашей семье большие семейные пособия.
В те годы в центре Кузбасса не было ни одного храма. Все святыни безжалостно снесли. Но стоило с благословения правящего архиерея – митрополита Новосибирского Варфоломея – прибыть сюда священнику, как народ тотчас ожил. Вскоре после приезда батюшка пришел к нам домой. Он крестил сразу пятерых человек, в том числе и меня – шестилетнего мальчика. Это был игумен Феодосий (Борисов), вернувшийся из ссылки в районе Ачинска (Сибирь). С ним находилась монахиня Раиса (Кривошлыкова), тоже побывавшая в долгой изнурительной сибирской ссылке. Оба они – люди, прямо скажем, необыкновенные. И игумен Феодосий, и монахиня Раиса блистали живой верой, став тогда первыми учителями православной жизни для нас.
В десять лет Бог сподобил меня побывать в Москве вместе с матерью, получившей в качестве награды льготу от правительства – бесплатный проезд по железной дороге на пять лет. В Москву мы попали в юбилейный год, столица отмечала тогда свое 800-летие.
Когда я уже был воспитанником Духовной семинарии, что в стенах Лавры преподобного Сергия, очень сильное впечатление произвела на меня служба в Елоховском соборе. Служил Патриарх Алексий I. А спустя несколько лет, в 1967-м году, в этом же соборе, я был рукоположен Патриархом Алексием I во иеромонаха. Его Святейшеству тогда было почти девяносто лет. Такую важную веху в жизни нельзя забыть.
В то время я преподавал в Московских духовных школах. В 1975-м году защитил магистерскую работу на тему: «Православное монашество в служении Церкви и миру». В 1980-м мне предоставили в МДА научную кафедру по истории Балканских Православных Церквей с присуждением звания профессора Церковной истории.
В 1983-м году по Указу Святейшего Патриарха Пимена я получил новое послушание – наместника Свято-Данилова монастыря. К 1000-летнему юбилею Крещения Руси необходимо было восстановить монастырь, на территории которого было запланировано создание Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. Это событие – открытие первого московского монастыря после шестидесятилетнего периода запустения – стало сверхвосхитительным для всех, переживавших последствия безбожных лет в стране. Несомненно, возрождение древнейшего монастыря явилось чудом того времени. В нем возникла монашеская обитель, разместилась резиденция Патриарха и Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата.
В 1986-м я был направлен на восстановление Оптиной пустыни, совершенно заброшенной в советские годы, несмотря на огромную высоту ее духовной и общественной деятельности в прошлом.
11 ноября 1990 года был совершен епископский акт рукоположения меня во архиерея Владимирского и Суздальского, коим и состою по милости Божией до сего дня и года. Хиротонию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Свято-Успенском соборе города Владимира в сослужении пяти епископов.
Жизнь наша, что бурная река, из года в год представляет все новое и неожиданное для живущих. Человек призван многое познать. Но над нами всегда – Солнце вечной Правды – Христос Бог наш, Его святые и верные Ему души, ангелы небесные, служащие Ему в деле домостроительства рода человеческого. Благодаря силе Духа Святого, наполняющего Собою Церковь Божию, происходит незримо спасение этого мира, в котором она обитает. Наше священство востребовано каждым человеком, приходящим в эту земную жизнь, ибо через служителя Церкви он узнает об Истине вечного бытия и вступает на путь духовной жизнедеятельности, сочетая свои силы души с Божией благодатью. Побеждая зло как в себе, так и вокруг, христианин видит смысл в добре, что сообщает ему вера, чему научает его закон Божий.
По истечении двадцати шести лет своего пребывания на Владимирской кафедре могу сказать, что Промысл Божий о нас не ослабевал в сем месте и над нами, немощными Его людьми: Он усиленно проливал свои благие силы, устраивая эту древнюю землю в христианское благолепие и само спасение народа Божия. Революционная буря хотя и смела сотни храмов и десятки монастырей на Владимирской земле, однако вера людей чудом восстановила ее прежнее лицо, украсив землю храмами и монастырями, Духовными школами.
В рамках митрополии живут и действуют свыше 400 приходов, 30 святых обителей, 5 духовных школ, 12 православных гимназий, 450 священнослужителей и около 500 лиц иноческого чина. О людях как таковых нужно говорить отдельно, разумея, чего больше в нас – доброго или злого. Это ведомо только Богу как Всесвятому. Если мир еще стоит при всей тяжести известных всем обстоятельств, то, несомненно, благодаря светлым и добрым людям, угодным Богу, твердо верящим одному – всесильной и всемогущей воле Божией над человечеством, измеряемой не количеством, а совершенным качеством своих велений, полных неиссякаемой любви и добра ко всему, что только живет и дышит в этом мире.
Что касается меня лично, то в связи с немалыми уже летами жизни и служения в стенах нашей Церкви остаюсь весьма признательным ко всем и сыновне благодарным к тем, кто меня вывел на эту большую дорогу жизни для служения Богу и людям, начиная со школьной скамьи, с трехгодичной службы в армии, со времени обучения в Духовных школах Церкви. Особенно захватила меня Лавра преподобного Сергия Радонежского, где я прошел все послушания, в том числе и эконома (в течение десяти лет).
Трудно передать свои чувства в связи с открытием двух известных российских монастырей – Данилова в Москве и Оптиной пустыни, где с благословения Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II проходило мое послушание по их восстановлению. Весьма памятны стали приезды в епархию Патриархов наших Святейших Отцов Алексия II и ныне здравствующего Кирилла, внесших живую струю в жизнь владимирцев. Но здесь нет никакой моей заслуги, говоря светским языком. Здесь есть одно Божие Провидение, Божие снисхождение к нам, грешным людям, оказавшимся в руках Его для свидетельства о Нем перед миром в целях его обновления и Славы Божией.