Акатово. Лес и в самом деле будто окатил-окутал эту местность, где расположился Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь. У этой обители нет уходящей в глубину веков древнейшей истории, как нет величественных архитектурных комплексов и колокольни, подпирающей небо. Возможно, нет и других составляющих, которые отсылали бы нас к привычной уверенности в том, что наше историческое и культурное наследие находится здесь. Но не будем мыслить штампами.
Нам, живущим ныне, может показаться странным даже само основание обители. В ознаменование славного события – падения крепостного права – один из освобожденных крестьян выкупает у помещицы землю с целью устроения сестринской общины для молитв за государя-императора Александра II. Так не по повелению княжеской воли, не на месте явления чудотворного образа появляется обитель – боголюбивый человек устраивает место для молитвы, и из сестричества вырастает значительный монастырь, в котором подвизается около 200 насельниц.
Обитель стала возрастать после того, как настоятель Афонского подворья в Москве старец Аристоклий (ныне прославленный в лике Московских святых) благословил вновь устраиваемый монастырь иконой Божией матери «Скоропослушница».
Сам отец Аристоклий очень почитал этот образ Божией Матери, прославленный многочисленными чудесами на Святой Горе Афон. Тогда, в XIX веке, для храмов России и домов богомольцев афонские монахи делали многочисленные копии афонских икон, почитаемых образов Божией Матери. Ведь Афон – это удел Пресвятой Богородицы, Царица Небесная избрала это место для Своей проповеди. В XIX веке на Святой Горе сложилась целая иконописная школа, названная позднеафонской. Чудотворные списки почитались в России не менее первообразов. Их приносили в дома больных и страждующих. Так, однажды старец Аристоклий принес икону Божией Матери «Скоропослушница» в дом больной девочки Веры, и она получила помощь Богородицы. Именно этот образ Божией Матери отец Аристоклий преподнесет в дар недавно открытому монастырю в Акатове, а девочка Вера, впоследствии посвятившая свою жизнь служению людям и Богу, станет в этой самой обители матушкой Олимпиадой – последней настоятельницей перед закрытием в ХХ веке Троицкого Александро-Невского женского монастыря.
Много сил суждено было положить ей на устройство любимой обители, чтобы потом пережить и закрытие монастыря, претерпеть ссылку и гонения, потерю и обретение ставшего родным образа Божией Матери «Скоропослушница». Перед ним в нескончаемых молитвах пройдут годы жизни матушки Олимпиады.
К ее памяти бережно относятся нынешние сестры Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в Акатове. Они, как и первые насельницы, прибыли сюда на пустое место. Новейшая история монастыря начинается датой 16 января 2006 года. В тот год зима была с сильными морозами. Жить было, практически, негде. Вместе все ютились в маленькой комнатушке.
– Но нам так хотелось подвигов. Мы всему были рады. И многие трудности нас не пугали. Мы ели одну мороженую картошку. Но ведь все было по-монашески. Сразу началась молитва. Она нас всех и согревала, – вспоминает игумения Антония (Минина), настоятельница монастыря.
Чем только ни была Свято-Троицкая Александро-Невская обитель со времени закрытия! И складом, и санаторием, и, наконец, пионерским лагерем. В советские годы здесь произошло все то же, что и в многочисленных монастырях нашего Отечества: соборы взорвали, стены порушили… То, что осталось от когда-то процветавшей обители, было передано Русской Православной Церкви.
25 июня 2007 года монастырю был возвращен почитаемый образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». Сестры с матушкой Антонией (Мининой) во главе крестным ходом встречали у святых врат обители свою родную, такую долгожданную «Скоропослушницу», радуясь и удивляясь тому, что Матерь Божия благоволила вернуться в тот же день, в который первоначально икона была принесена в монастырь с Афона более ста лет назад. После смерти матушки Олимпиады икона находилась в Крестовоздвиженском храме с. Свердлово Конаковского района Тверской области, куда была передана по благословению игумении.
– Каким Вы сегодня видите Акатово? – спрашиваем мы матушку Антонию.
– Нужно, чтобы все здесь было в радость, без уныния. У приходящих в монастырь должно появляться ощущение, что это – наш общий дом. Мы, конечно, желаем и надеемся что-то сделать для Бога, для себя, своих душ и для других людей, которые приходят к нам помолиться. Здесь можно подумать о вечности, отдохнуть душой.
Но отдых тут только для приезжих богомольцев, которые в выходные дни оставляют Москву и едут в Акатово. Монастырское хозяйство большое: действует швейная мастерская, есть пекарня, молочный цех, летом прибавляются многочисленные огороды. Картошка в обители своя. Еще в самом начале возрождения у обители появился коровник.
– Сестры все делают сами. Мы сами расписывали храм. Благословили – надо делать, сила благословения велика. Все сестры поют на клиросе, учатся на катехизических курсах. Наместник Заиконоспасского монастыря архимандрит Петр подал нам мысль: чтобы люди узнавали о монастыре, надо печь хлеб. И мы устроили пекарню. Стали летом собирать, растущий в этих местах хмель и на собственной бездрожжевой закваске замешивать тесто. И к нам за хлебом, действительно, начали приезжать люди. Человек приедет хлебушек купить, а потом и в храм зайдет, – рассказывает матушка Антония.
Акатовский хлеб вкусный и пользуется большой популярностью у местных жителей. Он очень долго не черствеет. Так же, как и акатовские куличи, сделанные по-монастырскому рецепту на всем своем, монастырском. В хорошем качестве хлеба, сливочного масло, молока и творога мы убедились сами.
– В монастыре можно всему научиться, это наши университеты, – говорит нам послушница Татиана, которая подвизается в обители около девяти лет. Она старший трапезник, между делом учит нас готовить «архиерейский суп» из акатовских продуктов. – Из других не получится такого вкуса, – уверяет Татьяна.
Возьмем на себя смелость и порекомендуем вам собраться и съездить в Акатово, это удивительное место, где еще видна необходимость стройки, восстановления территории и многого другого. Дорога занимает чуть более часа. За святыми вратами паломников встречает храм в древнерусском стиле с многочисленными кокошниками. Рядом с храмом – православная гимназия для девочек. Пока в ней всего двадцать воспитанниц, но ведь это только начало.
Очень часто о монастырях говорят, что это особый мир, мир иных людей. Именно это, наверное, когда-то давно, сто лет назад, почувствовали такие же обычные люди, как мы с вами, и стали послушницами обители. Три из них в безбожный период истории нашего Отечества были брошены в землю Бутовского полигона и теперь предстоят за нынешних сестер у Престола Божия, молятся, мы верим, в Небесном Иерусалиме и за всех тех, кто сегодня приезжает в Акатово, в Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь.
Окатил, окутал лес это местечко, куда приезжают, чтобы помолиться, услышать тишину, побыть наедине с собой, купить вкусного хлеба или научиться готовить «архиерейский суп». Монастырь с нестандартной историей, где подвигов ищут до сих пор и многое из мечтаний уже воплощено в жизнь.
Юлия Стихарева