«Не может быть!»

Игумения Викторина (Перминова)

Посвящается 23-летию возрождения и 630-летию основания Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря

19 июля 2016 года, в день празднования Собора Радонежских святых, исполняется 23 года с момента открытия и начала возрождения Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. В этом году исполнилось 630 лет со времени основания обители. 

«Не может быть!» Такими словами выразил удивление Святейший Патриарх Алексий II, когда узнал, что осталась поставить одну-единственную подпись на Постановлении Правительства Москвы. Получив документ, можно было на заседании Священного Синода решать вопрос об открытии нашего монастыря. 

И было чему удивиться! В 1993 году, в самом центре Москвы, после стольких десятилетий государственного атеизма, возрождение обители казалось невозможным. Монастырская территория была занята различными организациями и заселена жильцами, а храмы и здания разрушались от самого основания. На каждом этапе возрождения монастырь встречал непреодолимые препятствия. Но они преодолевались самым удивительным образом.

Вспоминаю, как все начиналось. В начале 1993 года, по благословению Патриарха, мы с будущей казначеей обители приехали из Пюхтиц в Москву, в еще не утвержденный официально монастырь. Здесь нас никто не ждал. Если рассуждать по-человечески, нереально устраивать монастырь на месте, где в буквальном смысле негде приклонить голову. Еще сложнее нам представлялось наладить внутреннюю жизнь обители. Пришедшие в монастырь первые насельницы плохо понимали, что такое монашество и какова цель жизни вообще. Однако они стремились к добру, и это стремление необходимо было развивать. Наши духовные наставники имели доверие Богу и умели видеть лучшее в человеке.  Для Святейшего Патриарха Алексия и всех наставников, которых посылал и посылает нам Господь, не существовало слов «не могу» и «невозможно». Они молились и действовали с надеждой на помощь Божию, которая приходила по их молитвам.

Со всех сторон мы встречали противодействие, и это вполне объяснимо. Многие говорили прямо: «Монастыря здесь никогда не будет!» У нас не имелось никаких знакомств и в московских организациях; не было средств не только для возрождения обители, но и просто к существованию.

Территория монастыря напоминала проходной двор. Здания в большинстве своем находились в аварийном состоянии. Главный собор уже действовал как приходской храм, но его фундамент разрушался и ему грозило полное уничтожение. Самым же трудным было преодолеть недоброжелательное отношение людей и противостоять врагу рода человеческого, не желающего никому добра и спасения. Обстановка была сложная, но все же в монастырских стенах ощущалось нечто такое, что трудно выразить словами. Это был какой-то особый духовный мир, где чувствовалась молитва предшественников и наших наставников. Их молитва побеждала ненавистную рознь мира сего.

Власти города и округа должны были выразить согласие на открытие обители. Последняя подпись на Постановлении Правительства Москвы должна была быть поставлена в мэрии 19 июля в первой половине дня. В этот день празднуется Собор Радонежских святых, которым покровительствовала наша основательница княгиня Мария Серпуховская (в схиме Марфа), ведь монастырь преподобного Сергия основан на ее землях!

19 июля 1993 года в Чистом переулке должно было состояться заседание Священного Синода. Когда я по телефону докладывала Святейшему Патриарху Алексию о том, что необходимые документы для открытия собраны и осталась одна подпись, Его Святейшество очень удивился и сказал: «Не может быть!» Патриарх благословил привезти Постановление Правительства Москвы, если оно будет подписано, ко времени заседания. И Господь помог привезти документ к нужному времени.

Хорошо помню этот вечер. Шел сильный дождь. Мы приехали на Чистый переулок с матерью казначеей. Случилось так, что мимо нас проходил архипастырь, который был в курсе нашего дела. Увидев нас, он спросил: «Ну что, конечно же – нет?» – «Конечно да!» – ответили мы с матерью казначеей. Владыка повторил слова Святейшего Патриарха: «Не может быть!» Потом он взял у нас Постановление Правительства Москвы и отнес его на заседание Синода.

В этот памятный вечер Священный Синод принял решение о возобновлении монашеской жизни в Богородице-Рождественском монастыре и присвоил нашей обители статус ставропигиальной.

Так началась история возрождения монастыря. Предстояло и сейчас предстоит сделать еще очень многое. Его Святейшество ходатайствовал за обитель перед городскими властями и светскими организациями. Огромная заслуга Патриарха Алексия в том, что монастырю отдали все храмы и строения, а также и в том, что он благословил быть духовником обители опытного пастыря и исповедника протоиерея Бориса Николаева (1915-2005).

Мы чувствовали также молитвы наших почивших наставников игумена Исайи (Будюкина) и протоиерея Вениамина Румянцева. Помощь монастырю оказывали протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Даниил (Сарычев), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов) и другие духовники.

Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не оставляет ставропигиальный монастырь своей помощью, молясь за обитель и назидая ее насельниц духовным словом.

Все происходящее убеждает нас в том, что обитель созидает Сам Господь по молитвам Его Пречистой Матери и покровителей монастыря. Существование каждой обители – это милость Божия и самое настоящее чудо. Господь любит человека и желает, чтобы люди приближались к Нему и достигали духовного совершенства. Он предоставляет возможность еще на земле предвкушать небесную радость и созидать в душе Царствие Божие. В обителях можно достичь этой цели, если следовать тому, что заповедали Святые Отцы, поскольку правила монастырской жизни были открыты им Духом Святым. Разве это не чудо?

В этом году исполняется 630 лет со времени основания монастыря. Думаю, что в период тяжелого чужеземного ига и княжеских междоусобиц, даже и после победы в Куликовской битве, так же нелегко было устраивать монастырь, как и в наши дни. Хотя княгиня Мария Серпуховская и обладала достаточными средствами для строительства каменного храма и келий, но создание общежительной обители было делом совершенно новым. Общежительное монашество с его строгим уставом только еще начало распространяться на Руси. Созидать духовную жизнь в обители всегда трудно: этому противостоят и враг человеческого спасения, и наши страсти, и соблазны мира сего. Однако, молитвами первого духовника преподобного Сергия и всех Радонежских чудотворцев, совершилось чудо рождения нового монастыря.

Начиная с первых сестер – вдов и сирот погибших на Куликовом поле воинов, и на протяжении веков в монастыре следовали завету преподобного Сергия «Любовию и единением спасемся».  Дух любви Христовой и истинной молитвы чувствовался даже и в разоренной обители, хотя прошло более семидесяти лет после ее закрытия.

Удивительно, что всем наставникам монастыря близок завет преподобного Сергия о любви и единении. А где любовь и единство во Христе, там нет ничего невозможного, и совершаются настоящие чудеса. И если мы будем стремиться иметь тот же дух, то каждый из нас сможет видеть чудеса Божии и с благоговейным удивлением и радостью прославлять Бога.

Материалы по теме

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь