25 марта отмечается память преподобного Феофана Сигрианского, летописца и исповедника, небесного покровителя святителя Феофана, Затворника Вышенского.
По неизреченному Промыслу Божию Господь наделил двух святых, Феофана Сигрианского и Феофана Затворника – равными дарами: как церковных писателей, стойких борцов с ересями и лжеучениями, как любителей молитвы Господней. О даре писательства впоследствии святитель Феофан говорил, что «писать – это служба Церкви нужная».
Святитель Феофан принял монашеский постриг 15 марта 1841 года в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря в возрасте 26-ти лет. Вместе с Феофаном постриглись в монашество Макарий (Булгаков), впоследствии митрополит Московский, и Михаил (Монастырев).
Для каждого монаха день пострига – особенное событие, день второго рождения, когда человек заново рождается для жизни неземной – Небесной. Сердце всегда хранит это необыкновенное чувство радости и ощущения явного присутствия Божия. После произнесения монашеских обетов послушания, целомудрия и нестяжания постригаемому нарекается новое имя. Какое будет это новое имя, с которым человек будет рожден в новую жизнь, не зависит от его воли. В XIX веке новое имя для монаха старались избирать или по святому дня, в который совершался постриг, или начинающееся с той же буквы, что и мирское имя постригаемого.
Новопостриженные иноки-студенты по обычаю испросили благословение у Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова), монахолюбивого архипастыря, который, занимая высокий церковно-административный пост, в августе того же 1841 года тайно принял постриг в схиму. Владыка напутствовал молодых монахов: «Храните больше всего чистоту души и тела: это должно быть вашим главным отличием от прочих людей; если сохраните вашу чистоту, Господь Иисус Христос вселится в вашем сердце, и тогда вам больше ничего не нужно, ничто не повредит вам, ничто не обременит вас. Для сего будьте трезвы, воздерживайтесь не только от хмельных напитков, но и от многоядения, во всем наблюдайте умеренность. Предайте себя в волю Божию, совершенно предайте. Не думайте о возвышениях, не позволяйте мечтам входить в голову; не оскорбляйтесь, если возвышают человека, по вашему мнению, недостойного. Будьте там, где поставят; будьте довольны тем, что дадут. Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит: это невозможно, невозможно! Молитесь как можно чаще, всегда молитесь, если можно, имейте Господа Бога в сердце и на устах – и Он будет с вами всегда» [1].
Имя, которое в постриге получил Георгий Говоров, переводится с греческого как «Богом явленный». Молодой монах прочитал житие святого исповедника Феофана, который жил в конце VIII – начале IX вв. Впоследствии о своем святом святитель писал: «Феофан Сигрианский был дивный муж и в подвижничестве, и в страдальчестве от иконоборцев. – И ученый был, и царского рода. – Его молитвами спаси меня Господи!» [2].
Преподобный исповедник Феофан Сигрианский родился в Константинополе в 758 году в знатной семье. Отец Феофана был в родстве с византийским императором Львом Исавром (717–741).
Мальчик лишился отца в трехлетнем возрасте, и был воспитан в благочестии под руководством добрых наставников и под надзором своей матери. Феофан вырос при дворе и стал сановником императора Льва Хазара (775–780). Положение обязывало его вступить в брак. Бог послал Феофану супругу благонравную, по взаимному согласию они решили хранить целомудрие, жить как брат с сестрой, имение употреблять на бедных, а по времени совсем оставить мир и поселиться в пустыне.
Посетив однажды с супругой монастыри в Сигрианской области (Малая Азия), Феофан встретил прозорливого старца Григория Стратигия, который предсказал супруге Феофана, что ее муж будет удостоен мученического венца. Через некоторое время супруги оставили мир. Бывшая супруга Феофана была пострижена в монахини в одном из монастырей Вифинии, а Феофан принял иноческий постриг от старца Григория. По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келье, занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства. Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом Мегагрит – «Великое село», и стал его игуменом. Преподобный сам принимал участие во всех монастырских работах и для всех был примером трудолюбия и подвига. За свою благочестивую и подвижническую жизнь преподобный Феофан был прославлен от Бога многими дарами. Он исцелял тяжелобольных, изгонял нечистых духов, владычествовал над стихиями природы, имел дар прозрения и пророчества. В 787 году в Никее собрался VII Вселенский собор, который осудил ересь иконоборчества. На Собор был вызван и преподобный Феофан. Он прибыл в заплатанном рубище, но просиял богодухновенной мудростью в утверждении догматов истинного православия.
Феофан Сигрианский – автор грандиозного по своему объему и значению труда «Хронографии» («Жизнеописание византийских царей»), которая повествует о времени с 284 года, правления Диоклетиана, и доходит до 813 года, времени вступления на престол Льва V. Сочинение претендует на всемирный охват: Феофан Сигрианский говорит о событиях, происходивших у персов, арабов и других варварских народов. В 70-х годах IX в. папский библиотекарь Анастасий перевел «Хронографию» на латинский язык. Этот перевод дошел до нас в рукописях более древних, чем оригинал. Обращались к труду Феофана Сигрианского многие историки: младший современник Феофана Георгий Монах, Симеон Логофет (X в.), Кедрин (XI в.), Иоанн Зонара (XII в.). Позднейшие историки начинали изложение событий с того времени, каким кончил Феофан, что свидетельствует о пиетете, который питали они к «Хронографии». Скилица (XI в.) начинает «Обозрение истории» 811 годом, сославшись на то, что предшествующий период исчерпывающе описан Георгием Синкелом и Феофаном. По инициативе императора Константина VII (913–959) были составлены начинающиеся с 813 г. анонимная хроника, приписываемая Генесию, и компиляция, известная под названием «Продолжатель Феофана».
С воцарением нечестивого императора Льва Армянина, как ревностный иконопочитатель, преподобный Феофан претерпел двухлетнее темничное заключение, где был жестоко побиваем, томим жаждой и голодом. Затем он был сослан на Самофракийский остров в Эгейском море, где, прожив всего 23 дня, преставился ко Господу. Мученическая кончина его последовала в 818 году. После смерти императора Льва Армянина обитель «Великое Село» была восстановлена, и туда были перенесены святые мощи исповедника, которые были прославлены многими чудесами.
Именно в день памяти своего небесного покровителя – Феофана Сигрианского, 12 марта 1866 года, отслужив Божественную литургию, святитель Феофан подал прошение об увольнение на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни.
30 мая 1866 года в письме к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Исидору (Никольскому) святитель Феофан объяснял причину своего ухода на покой: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, – не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить» [3].
Многие тогда не поняли решения владыки, но душа святителя стремилась к уединенному образу жизни. И здесь мы снова вспоминаем житие Феофана Сигрианского и его затворнический подвиг на острове Калоним, где он занимался переписыванием книг.
Святитель Феофан желал в вышенском уединении послужить Православной Церкви даром духовного писательства, – даром, который он по милости Божией получил свыше. Через творения святителя и сейчас многие приходят к вере, открывают для себя мир православия, святоотеческой традиции, обретают путь ко спасению и христианскому совершенствованию.
В первые годы после пострига у святителя Феофана появилась и необычная тройственная икона, на которой были изображены Феофан Сигрианский – его покровитель в монашестве, Георгий – покровитель в мирской жизни, Ангел Хранитель, а в облаках благословляющий Отрок-Спаситель [4]. Но при своих бесконечных переездах святитель ее кому-то подарил, и, находясь в затворе, просил прислать ему икону святого Феофана Сигрианского.
После кончины святителя Феофана в его кельях была найдена икона Спасителя, преподобных Симеона Нового Богослова и Феофана Сигрианского – на одной доске, размером 6x5 вершков (т.е. 26,7х22,2 см) [5].
Памятью о небесном покровителе святителя является сохранившаяся фреска Феофана Сигрианского в Казанском храме Вышенского монастыря, которая расположена около иконостаса в южной стороне храма. Казанскую церковь расписывали в 1875 году, тогда же был также устроен иконостас с позолоченной резьбой. В иконостасе были и три иконы кисти святителя – Воскресения Христова, – в центре, в особой нише, с правой стороны – икона Распятия Спасителя, с левой – положение Христа Спасителя во гроб. Святитель из своего затвора следил за тем, как идут работы, по окончании которых он писал: «Церковь холодную как раскрасили и поновили… Прелесть, как хороша! [6]
По неизреченному Промыслу Божиему мощи святителя Феофана Затворника покоятся в Казанском храме недалеко от фрески Феофана Сигрианского. Тот святой, в честь которого был наречен святитель Феофан и которому горячо молился в течение всей жизни, невидимо и сейчас рядом со святителем.
Когда будете в Вышенской обители, поклонитесь двум святым Феофанам – преподобному Феофану Сигрианскому и святителю Феофану Затворнику.
[1] ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1967. Л. 17–17 об
[2] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. V. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Письмо № 885. 1891 г. С. 154–155.
[3] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. V. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Письмо № 759. От 30 мая 1866 года. С. 11.
[4] См.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. VI. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Письмо № 996. От 9 июля 1886 года. С. 131.
[5] Кондратов А. По святым обителям и богоспасаемым градам: Путевые заметки // Душеполезное чтение. 1896. Март–Апрель. С. 695.
[6] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собр. писем: Из неопубликованного. М.: Правило веры, 2001. Письмо к А.Д.Т. № 57 от 25 авг. 1876 г. С. 60.