По словам священномученика Иакова Шестакова, священника, краеведа, писателя и издателя, который в начале XX века внес большой вклад в дело изучения и описания православных обителей Прикамья, появление монастырей на Пермской земле содействовало развитию благотворительности и духовному просвещению многих людей: «…обители, служа рассадником христианства, сделались в то же время убежищами сирых и неимущих и народной школой… Будучи разбросаны на огромной территории епархии, одни из монастырей находятся в городах, другие в селах, третьи в совершенном удалении от мира. В обителях все дышит святой простотой и патриархальностью, здесь душа человеческая становится чище и спокойнее; словом – обитель способна навеять на душу человека, что-то свое, самобытное, своеобразное, чего не может дать мир со всеми его прелестями. Люди благочестивые, желая отдохнуть от житейских забот, текут толпами под мирную сень уединенных обителей и действительно находят здесь удовлетворение своей душевной жажде».
За все время существования Пермской епархии, на ее территории было основано более тридцати монашеских обителей, история возникновения и существования которых весьма разнообразна и интересна.
В настоящее время на территории Пермской митрополии действует тринадцать монастырей, из них - пять мужских и восемь женских. Кроме того, в Пермском крае существует несколько новообразованных общин, которые в дальнейшем могут стать новыми центрами монашеской жизни в Прикамье.
Без сомнения первой иноческой обителью на территории Перми Великой стал Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь, основанный в 1463 году святителем Ионой Пермским. На устройство этой обители щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода. Согласно историческому повествованию, деятельную помощь Пермскому святителю Ионе оказали иноки Троицкой Печорской пустыни (ныне не действующей, некогда находившейся на территории современной Республики Коми). Со святителем Ионой прибыли опытные иноки, которые знали обычаи пермяков-язычников и были способны продолжить дело просвещения новообращенной паствы в Чердыни. Возможно, именно монахи Печерской пустыни стали первыми насельниками Иоанно-Богословского Чердынского монастыря.
Спустя сто лет после основания Иоанно-Богословского мужского монастыря начался расцвет монашеской жизни на территории Прикамья. Здесь во второй половине XVI века было образовано сразу несколько крупных мужских монастырей.
В этот период были основаны Пыскорский Спасо-Преображенский и Соликамский Вознесенский монастыри. Пыскорский монастырь был образован около 1560 года по инициативе создателя солеваренной промышленности в Сольвычегодске и в Перми Великой – Иоанникия Строганова. Сохранилось предание, «что Иоанникий Строганов, обозревая пожалованные ему необитаемые места по реке Каме, увидел людей, облаченных в монашеские одежды... Узнав, что люди сии отшельники, жившие в глубине леса в маленьких шалашах, он захотел бедные шалаши... обратить в удобные кельи и из ничтожного скита создать монастырь». К середине XVII века Пыскорский монастырь стал одним из богатейших в России. Ему был присвоен статус Ставропигиального. Кроме богатого хозяйственного имущества и солеварен, монастырь имел два подворья в Москве и одно в Соликамске. В XVIII веке обитель была перенесена на берег реки Лысьва, а затем из-за непрочности зданий братия обители была переведена в Соликамск, а вся ризница, утварь, колокола и строительный материал доставлены в Пермь, где предполагалось устроить новую Спасо-Преображенскую обитель с прежним штатом монастыря.
Точная дата основания Соликамского Вознесенского мужского монастыря не известна. По данным священномученика Иакова Шестакова монастырь уже существовал к 1579 году. Однако, в писцовой книге И. Яхонтова 1579 года обитель не упоминается. Впервые Соликамский монастырь описан в купчей грамоте 1591 года. Некоторые исследователи относят время основания обители к 1589-1591 годам. По времени своего основания Вознесенская обитель, скорее всего, занимает третье место после Чердынской и Пыскорской.
Примерно к этому же периоду времени относится основание Осинского Спасо-Преображенского мужского монастыря, о постройке которого есть указание в писцовой книге 1596 года.
Во второй половине XVI века трудами преподобного Трифона Вятского на территории Пермского края были основаны еще две мужских пустыни – Успенская Чусовская и Мулянская. Известно, что покидая берег реки Чусовой, подвижник оставил там своего ученика – Иоанна, который и занялся обустройством Успенской пустыни, в дальнейшем получившей название Трифоновой.
В XVII веке на Пермской земле было образовано еще семь мужских обителей: Троицкая Варлаамова Плесенская пустынь, располагавшаяся в с. Монастырь, близ Чердыни, которая после была подчинена Пыскорскому монастырю; Введенский Верх-Яйвенский мужской монастырь; Воздвиженская пустынь близ г. Кунгура, устроенная игуменом Соликамского Вознесенского монастыря Максимом; Богородице-Успенская Введенская Соловецкая пустынь в Оханске; Спасский Рождественский монастырь на Сылве; Богородицкая пустынь в Шерье, состоящая в ведении Вятских епископов и Богородице Успенский Верх-Язвенский монастырь, основанный по поводу явления иконы Успения Пресвятой Богородицы близ с. Обвинск.
В период с XVIII по конец XIX века в Прикамье не было основано ни одного мужского монастыря. Это связано с секуляризационной реформой 1764 года, проведенной в Российской Империи императрицей Екатериной II, целью которой было изъятие церковных владений и земель. Многие пермские монастыри в этот период были упразднены и разорены.
Лишь в конце XIX – начале XX века в Прикамье появляется два новообразованных мужских монастыря – Белогорский Свято-Николаевский миссионерский и Гороблагодатский общежительный. Обе эти обители просуществовали недолго. В 1918 году большая часть братии Белогорской обители вместе с настоятелем архимандритом Варлаамом (Коноплевым) была убита большевиками, а оставшимся насельникам пришлось покинуть монастырь.
Монашеская жизнь в Прикамье стала восстанавливаться лишь к концу XX века. В период восстановления церковной жизни было образовано две мужских обители – Пермский Свято-Троицкий Стефанов монастырь, основанный в 1995 году, и Пермский Богоявлений монастырь, который был основан в 2004 году.
Отдельной темой является возникновение на Пермской земле женского монашества. Основание женских обителей в Прикамье происходило вскоре после основания первых мужских монастырей. Интересен и тот факт, что первые женские общежительные обители начали появляться в тех районах Пермского края, где ранее были образованы крупные мужские монастыри – в Чердыни, в Пыскоре и в Соликамске. Таким образом, есть основание предполагать, что женские монастыри стали образовываться из общин, которые сформировались в центрах миссионерского просвещения – при действующих мужских монастырях. Со временем новообразованные общины получили статус женских обителей.
Большие сложности возникают с датировкой первого на Пермской земле женского монастыря.
В дошедших до нас летописях и писцовых книгах существуют упоминания лишь об уже действующих женских обителях. Но какая из них была образована раньше других – трудно сказать. Известно лишь, что к концу XVI – началу XVII веков в Прикамье уже существовало три женских монастыря – Чердынский Успенский, Пыскорский Введенский девичий и Соликамский Михаило-Архангельский. Чердынский и Пыскорский монастыри были основаны между 1579 и 1623 годами, а Соликамский женский монастырь впервые упоминается, как уже существующий в «Тарханной грамоте» великого князя Михаила Феодоровича 1625 года. В 1672 году Михаило-Архангельский монастырь сгорел. Вместо него в 1683 году в Соликамске был основан Спасо-Преображенский женский монастырь.
Следующий по времени основания был Кунгурский Тихвинский девичий монастырь. По разным данным время его основания приходится либо на 1695 год, либо на 1700-1718 годы.
Следующий этап активного становления женских обителей в Прикамье относится к XIX веку, когда последовательно были образованы Кунгурский Иоанно-Предтеченский монастырь, Пермский Успенский монастырь, Красносельский Иоанно-Предтеченский монастырь и Свято-Стефановская миссионерская обитель в Пешнигорте.
В начале XX века начался процесс преобразования некогда упраздненных мужских монастырей в женские: в 1905 году на месте упраздненного Успенского Верх-Язвенского мужского монастыря была образована Богородицкая Успенская женская обитель. Вслед за ним, в 1910 году на месте упраздненного Чердынского Иоанно-Богословского мужского монастырь был образован Чердынский Иоанно-Богословский женский монастырь.
В 1908 году был образован Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь в д. Бахаревка. В начале XX века была попытка также основать Ионо-Серафимовскую женскую инородческую миссионерскую обитель в Коче, Чердынского уезда, но этот замысел не был реализован. С началом революционных действий и периода красного террора в Пермской епархии не осталось ни одного действующего монастыря.
Монашеская жизнь в монастырях стала возрождаться лишь в конце XX века. В период с 1995 по 2000 годы было образовано четыре новых женских обители – Свято-Николаевский женский монастырь в Чернушинском районе, Богородице Казанская Трифонова пустынь в пос. Верхне-Чусовские Городки, Свято-Лазаревский женский монастырь в г. Верещагино и Спасо-Преображенский монастырь в г. Усолье. Также в этот период было восстановлено несколько ранее упраздненных женских обителей - Соликамский Красносельский и Кунгурский Иоанно-Предтеченские женские монастыри.