4 ноября 2021 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, на 88-м году жизни отошел ко Господу схиархимандрит Власий (Перегонцев), духовник Пафнутиево-Боровского мужского и Свято-Никольского Черноостровского женского монастырей Калужской епархии
Всегда была очевидна особая любовь батюшки к Божией Матери. Может быть, поэтому день его встречи с Вечностью пришелся на Ее особенный праздник – память иконы, столь почитаемой в России, и столь значимой в ее истории.
Для сестер Свято-Никольского Черноостровского монастыря схиархимандрит Власий был не только всегда исполненным радости и любви батюшкой, но и духовником, священнослужителем, к которому относятся с огромным благоговением, так как принимают от него постриг. В его приезды в монастырь часто звучало песнопение, начинающее монашеский постриг: «Объятия Отча отверсти ми потщися...», напоминающее о том, что монашеский постриг – это покаяние и обращение блудного сына, возвращение к Небесному Отцу, Чье наследство – Божественную славу и красоту – мы растратили в «стране далече» ‒ в обмане этого мира. Поэтому батюшка Власий для сестер – дорогой сердцу духовный отец, который вместе с матушкой игуменией – восприемницей при постриге, своими молитвами, духовными советами, самим таинством пострига вел нас через исповедь и покаяние к Небесному Отцу, к Царствию Небесному.
Как духовный наставник отец Власий учил сестер монастыря в первую очередь исполнению заповедей о любви. О любви к Богу, к Божией Матери. О необходимости прибегать к молитве в любой сложной ситуации и скорби. О любви к ближнему – во всём. От отношений между сестрами, отношения к матушке игумении, до служения нуждающимся, до патриотического воспитания детей и молодежи и сохранения исторической памяти о событиях воинской славы.
В каждой из своих проповедей, в наставлениях при постриге, в духовных советах батюшка Власий говорил о покаянии и молитве. Но в образе покаяния, который он нам указывал, не было ни мрачности, ни уныния – в нем была радость обретения Христа, радость освобождения от греха, радость встречи с Вечностью.
Каждый приезд батюшки в наш монастырь приносил пасхальную радость. По его всегда веселому виду, лицу, буквально светящемуся радостью и любовью, сложно было понять, как тяжело он болен. И это тоже многому учило: пониманию, что нужно стараться отдавать ближнему лучшее – свои улыбки, добрые слова, молитву. И это понимание, и его наставления укрепляли в вере, обновляли надежду на свое исправление, как будто заново наполняли любовью к Богу и людям.
Во время проповеди он часто читал духовные стихи о душе, о молитве, о Боге. Часто отвечал на вопросы сестер, заданные, или порой даже еще не высказанные, ‒ стихами, ‒ своими, или отца Николая Гурьянова, стихотворными строчками-советами преподобного Амвросия Оптинского. Вот строки одного из его стихотворений:
…Когда тебя достанет лихом жизнь,
Не суетись, не сетуй, помолись.
Прочел молитву ‒ как открыл окно,
И Бога в небе зришь ‒ и сердцу не темно!
Благодаря этим полным отеческой заботы проповедями-наставлениям и ответам на вопросы сестер исчезали или становились незначимыми проблемы, проходило уныние и нерадение и в сердце вселялась радость жизни во Христе – как частичка Рая на земле, образ Царствия Небесного.
Царствия Небесного дорогому батюшке и милости у Господа ‒ молиться перед Престолом Всевышнего и о нас грешных.
***
Когда надежду потеряешь
На кровных, близких и друзей,
И помощи найти не чаешь
В миру от суетных людей,
Взгляни тогда духовным оком
Во глубину больной души,
И в тайнике ее глубоком
Увидишь искорки в тиши.
Молитвой тихой и слезами
Раздуй забытый огонек
И сам увидишь ты очами,
Что в мире сем не одинок.
Есть Кто-то там, в небесной дали,
Есть Кто-то любящий тебя,
Тот подкрепит тебя в печали,
И сострадая, и любя.
И вновь тогда из райской сени
Хранитель Ангел твой сойдет
И за тебя, склонив колени,
Молитву Богу вознесет.