«Огневая монахиня»

Варвара Каширина

В мае 2019 года в издательстве «Правило веры» вышла новая книга, знакомящая читателей с духовной традицией русского монашества и духовничества XIX века. Книга носит заглавие «Огневая монахиня». Именно так именовал святитель Феофан свою любимую ученицу – монахиню Елецкого Знаменского монастыря Магдалину (Иванову), отмечая, что она «дошла до огненного возгорения благодати» [1].

В подготовке книги, создававшейся полтора столетия назад (ныне выпущено научное переиздание текста XIX века), принимали участие сам святитель Феофан [2], настоятельница Елецкого Знаменского монастыря игумения Клеопатра (Головачёва) и духовный писатель и историк Макарий (Миролюбов), епископ Орловский и Севский.

Жизнеописание и письма к схимонахине Магдалине были первоначально опубликованы в 1876 году в журнале «Странник» [3], в том же году вышли отдельным изданием [4], которое до революции выдержало несколько переизданий (1879, 1884, 1903), что свидетельствовало о его востребованности. В книге были опубликованы письма двух духовных наставников монахини Магдалины: 15 писем архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа (Богословского; письма за период 1853–1864 гг.) и 53 письма святителя Феофана. Письма к монахине Магдалине вошли также в 4-й том Собрания писем святителя Феофана [5].

Внешняя жизнь монахини кратко представлена в скупых строках жизнеописания. София Михайловна Иванова родилась в 1827 году в обедневшей дворянской семье. Рано осиротев, получила воспитание в Московском Николаевском сиротском институте, по окончании коего служила гувернанткой. По благословению духовника семь лет готовилась к поступлению в монастырь, живя рядом с Елецким Знаменским монастырем. Поступила в обитель в 1862 году. Занималась составлением жизнеописания затворницы монастыря Мелании. Приняла монашеский постриг с именем Магдалины. Служб церковных не пропускала, знакомых по монастырю не имела и по чужим кельям не ходила; знала только своею келью и храм Божий. Спала на досках, подушкой служил камень, покрытый войлоком. Простудившись, заболела скоротечной чахоткой и скончалась в 1869 году в апреле, в день памяти преподобной Марии Египетской.

Жизнь внутренняя, жизнь ее духа раскрывается перед нами через письма к ней ее духовных наставников – архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа (Богословского) и святителя Феофана Затворника.

Из писем святителя Феофана только первые четыре относятся к мирской жизни будущей монахини. Остальные написаны после ее вступления в обитель.

В первом же письме святитель Феофан пишет о духовной переписке и о своем руководстве: «Ответы на вопросы ваши доставят мне удовольствие. Как жизнь течет, так и вопросы идут из сердца, без остановки. На иные оно же дает и ответ, или Ангел Господень влагает в него в час молитвы; а иные остаются нерешенными и тревожат. Се участь всех, идущих не совсем ясным для ума путем Богопреданности! Вот в сии-то минуты взаимная беседа очень дорога и благовременна. Если встретится такая нужда, я охотно буду говорить с вами» [6].

Святитель Феофан называл сердце «центром сил существа человеческого» [7], в котором находятся духовные, душевные и животно-чувственные чувства. Именно за движениями сердца необходимо следить, так как в нем рождаются помыслы и укореняются страсти: «Смотрите за движениями сердца. И приветы и огорчения принимайте, как от руки Господни. Когда приходит из-за отказов недоброе движение в сердце, исповедуйтесь Господу внутренне и браните себя и укоряйте до тех пор, пока из сердца выгоните чувство недовольства и поместите противоположное чувство, – что так надо, что не того еще стоите, – и возблагодарите Господа за сей случай, посланный к вашему очищению. Занозы же в сердце никогда не оставляйте. Она отгонит молитву и покой, и много мрака поселит в душе» [8].

Как отмечает святитель, «одно и то же дело бывает и приятно и неприятно Богу, судя по помыслам» [9]. Необходимо различать помыслы, одни – пустые, другие могут оставлять след и укореняться: «Остается одна борьба с помыслами, которые то и дело будут жужжать, как комары безотвязные. Учитесь сами, как с ними управляться. Опыт – наука. Одно скажу. Обычно помыслы кружатся в голове. Это пустые. Но вы смотрите за теми, которые как стрелою пронизывают сердце, и оставляют там след, как царапину. Тотчас возьмитесь и изгладьте след сей молитвою, восставив на место его противоположное чувство. Когда хранится теплота, эти случаи редки и слабы» [10].

Чтобы страсти не укоренялись в сердце, хорошо прибегать не только к Таинству исповеди, но и к откровению помыслов, без которого «душа завянет» [11]: «Как будете, когда придут смутительные помыслы; по разным обстоятельствам жизни монастырской? Ведь они душу вашу изгложут, пока не переговорите о них с кем-нибудь. А страстные помыслы придут – самовозношения, презорства, осуждения, недовольства, серчания, подозрения и другие, – что вы будете с ними делать? Их надо сказать кому-либо: иначе они засядут внутри и будут там расти и стареть» [12].

В письмах много внимания уделяется воспитанию христианской добродетели смирения и борьбе с гордостью и тщеславием. Смирение является добродетелью, противоположной гордыне, от которой пал денница, и которую необходимо возгревать и воспитывать в своем сердце: «Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Оно есть след Христов, благоухание Христово, одеяние Христово! Ради его все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости не помогут» [13].

Смирение не должно быть показным, не должно быть фарисейским. От этого предостерегает свою ученицу святитель Феофан: «Нечего вам повторять, что несокрушимое оружие против врагов есть смирение. Смирение трудно достается. Можно считать себя смиренным, не имея и тени смирения. Одним размышлением не усмиришь себя. Лучший, или единственный верный путь к смирению есть послушание и отречение от своей воли. Без сего можно развить в себе сатанинскую гордыню, смиренничая в слове и положении тела. Остановитесь, пожалуйста, на этом пункте, и со всем страхом разберите порядки жизни вашей. Есть ли в ней послушание и отречение от своей воли?» [14]

Чтобы проверить, насколько крепко достигнутое смирение, святитель советует поступить следующим образом: «Называете себя худшею всех сестер. Слава Богу, если это не один язык говорит. Но если какая сестра придет и разбранит вас, да еще понапрасну, что с вами будет? Если почувствуете, что этого мало, удесятерить следует, – это будет значить, что вы и в чувстве грешница; а если не будет сего, сердце значит полно чувства праведности. Много есть добрых чувств, но чувство негожества есть основное; так что коль скоро нет его, все не в прок. Заучите сие хорошенько» [15].

Гордость и тщеславие врачуются духовным бодрствованием и самоуничижением, о чем написано и в житиях святых угодников: «О смирении больше всего надобно заботиться. И не заметишь, как залезет гордыня. Да ведь она так многообразна, и так многосплетна! Оттого у всех святых сколько предостережений против нее. <…> Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб. В Киеве кто-то много постился и уединенно себя держал. Пришел помысл тщеславия, а за ним следом и другие искушения. Сказал он об этом покойному старцу Парфению. Тот дал ему денег и послал на базар. Купи, говорит, печенку и съешь ее там при всех. Он сделал так, и все искушения прошли. Вот как отцы боялись и бегали тщеславия» [16].

В то же самое время в подвигах все святые отцы советуют соблюдать средний путь как наиболее беспреткновенный, также и святитель Феофан предостерегает свою ученицу от больших подвигов, ибо «не убивать тело призваны, а только не творить плоти угодия в похоти (Рим. 13:14). Закон – разумное содержание тела без поблажек» [17].

Любые подвиги необходимо совершать прикровенно, не раскрывая их другим людям: «Всякого рода подвиги надо так нести, чтоб про них в монастыре никто не знал. Коль скоро узнают о чем, уж это дурно. Не подумайте, что спрятанность (чтоб не видали и не знали) не строго необходима. Нет: строго-настрого. Подвиг, о коем звонят, есть пустой, – гроша не стоит» [18].

Самое главное, как пишет святитель, избегать «сытости», то есть внутренней успокоенности и довольства собой: «Бегайте сытости, – такое состояние, в коем лукавое сердце говорит в себе: довольно, ничего больше не требую; потрудились, поустановились порядком, можно и льготу себе дать» [19]. По его молитвам мать Магдалина избежала этого, именно поэтому он называл ее «огневой монахиней».

Когда инокиня собралась на богомолье в Киев и даже в Иерусалим, святитель Феофан, несмотря на ее настойчивые просьбы, благословения не дал, отметив, что для нее это будет «разорительно» [20].

Семь лет монахиня Магдалина подвизалась в обители, во время предсмертной болезни приняла схиму. Скончалась 1 апреля 1869 года.

После выхода книги о схимонахине Магдалине, в начале 1877 года, святитель так отзывался о своем духовном чаде: «Какая живая душа была эта Магдалина! Удержи нет. Такую Бог дал ей благодать! А все от веры и решения… Ибо решившись однажды, она не ворочалась назад, даже помыслами» [21].

В современном издании представлено не только научное переиздание текста XIX века, но и обширная статья публикатора – доктора филологических наук В.В. Кашириной, в которой атрибутированы имена духовных наставников схимонахини Магдалины, представлена история первой публикации книги и даны материалы по истории Елецкого Знаменского монастыря.

Надеемся, что эта книга станет небольшим дополнением к истории русского женского монашества, принесет читателям духовную пользу и отраду, поможет утвердиться на спасительном пути шествия за Христом Спасителем, ибо, по слову святителя Феофана: «Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе. Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит, хоть и близ есть» [22].


Библиографическое описание книги:

«Огневая монахиня». Жизнеописание монахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины, в миру Софии Михайловны Ивановой. Письма к ней святителя Феофана Затворника / Подготовка текста, Комментарии, Приложение В.В. Кашириной. – М.: Правило веры, 2019. –320 с.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС Р19-906-0216.

Утверждено к печати Ученым советом Института мировой литературы им. А.М. Горького.

Рецензенты: доктор филологических наук Э.Л. Афанасьев; доктор филологических наук Е.В. Николаева.


[1] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собр. писем. М.: Правило веры, 2009. С. 123.

[2] 21 ноября 1873 г. в одном из писем святитель Феофан сообщает: «А я не мог кончить жизни матери Магдалины. Все, что было у меня, отослал игумении Елецкой, прося ее докончить. Она умница (игумения-то Клеопатра) и настоящая подвижница…» См.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I–VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. III. С. 45. Письмо № 400.

[3] Жизнеописание монахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины, в мире Софии Михайловны Ивановой. Сообщено преосвященным Макарием, епископом Орловским // Странник. 1876. Т. 2. Июль. С. 18–52. Авг. С. 78–107. Сент. С. 137–184. Окт. С. 3–30.

[4] Жизнеописание монахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины, в мире Софии Михайловны Ивановой. СПб: тип. духовного. журн. «Странник», 1876.

[5] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I–VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. IV. С. 159–245. Письма №№ 698–750.

[6] Там же. Вып. IV. С. 159. Письмо № 698.

[7] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. М.: Правило веры, 2008. С. 352.

[8] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I–VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. IV. С. 161. Письмо № 700.

[9] Там же. Вып. IV. С. 173. Письмо № 705.

[10] Там же. Вып. IV. С. 177. Письмо № 706.

[11] Там же. Вып. IV. С. 169. Письмо № 703.

[12] Там же. Вып. IV. С. 163. Письмо № 702.

[13] Там же. Вып. IV. С. 199. Письмо № 716.

[14] Там же. Вып. IV. С. 162. Письмо № 702.

[15] Там же. Вып. IV. С. 180. Письмо № 707.

[16] Там же. Вып. IV. С. 195. Письмо № 714.

[17] Там же. Вып. IV. С. 164. Письмо № 702.

[18] Там же. Вып. IV. С. 167. Письмо № 702.

[19] Там же. Вып. IV. С. 182. Письмо № 707.

[20] Там же. Вып. IV. С. 205. Письмо № 721.

[21] Там же. Вып. II. С. 206. Письмо № 336. От 14 февраля 1877 г.

[22] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: Правило веры, 2007. С. 192 (Поучение на Неделю 7-ю по Пятидесятнице).                  

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
Памяти лаврского архимандрита Виталия (Мешкова)
Монахиня Феофания (Тупеко)
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь