«Огневая монахиня»

Варвара Каширина

В мае 2019 года в издательстве «Правило веры» вышла новая книга, знакомящая читателей с духовной традицией русского монашества и духовничества XIX века. Книга носит заглавие «Огневая монахиня». Именно так именовал святитель Феофан свою любимую ученицу – монахиню Елецкого Знаменского монастыря Магдалину (Иванову), отмечая, что она «дошла до огненного возгорения благодати» [1].

В подготовке книги, создававшейся полтора столетия назад (ныне выпущено научное переиздание текста XIX века), принимали участие сам святитель Феофан [2], настоятельница Елецкого Знаменского монастыря игумения Клеопатра (Головачёва) и духовный писатель и историк Макарий (Миролюбов), епископ Орловский и Севский.

Жизнеописание и письма к схимонахине Магдалине были первоначально опубликованы в 1876 году в журнале «Странник» [3], в том же году вышли отдельным изданием [4], которое до революции выдержало несколько переизданий (1879, 1884, 1903), что свидетельствовало о его востребованности. В книге были опубликованы письма двух духовных наставников монахини Магдалины: 15 писем архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа (Богословского; письма за период 1853–1864 гг.) и 53 письма святителя Феофана. Письма к монахине Магдалине вошли также в 4-й том Собрания писем святителя Феофана [5].

Внешняя жизнь монахини кратко представлена в скупых строках жизнеописания. София Михайловна Иванова родилась в 1827 году в обедневшей дворянской семье. Рано осиротев, получила воспитание в Московском Николаевском сиротском институте, по окончании коего служила гувернанткой. По благословению духовника семь лет готовилась к поступлению в монастырь, живя рядом с Елецким Знаменским монастырем. Поступила в обитель в 1862 году. Занималась составлением жизнеописания затворницы монастыря Мелании. Приняла монашеский постриг с именем Магдалины. Служб церковных не пропускала, знакомых по монастырю не имела и по чужим кельям не ходила; знала только своею келью и храм Божий. Спала на досках, подушкой служил камень, покрытый войлоком. Простудившись, заболела скоротечной чахоткой и скончалась в 1869 году в апреле, в день памяти преподобной Марии Египетской.

Жизнь внутренняя, жизнь ее духа раскрывается перед нами через письма к ней ее духовных наставников – архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа (Богословского) и святителя Феофана Затворника.

Из писем святителя Феофана только первые четыре относятся к мирской жизни будущей монахини. Остальные написаны после ее вступления в обитель.

В первом же письме святитель Феофан пишет о духовной переписке и о своем руководстве: «Ответы на вопросы ваши доставят мне удовольствие. Как жизнь течет, так и вопросы идут из сердца, без остановки. На иные оно же дает и ответ, или Ангел Господень влагает в него в час молитвы; а иные остаются нерешенными и тревожат. Се участь всех, идущих не совсем ясным для ума путем Богопреданности! Вот в сии-то минуты взаимная беседа очень дорога и благовременна. Если встретится такая нужда, я охотно буду говорить с вами» [6].

Святитель Феофан называл сердце «центром сил существа человеческого» [7], в котором находятся духовные, душевные и животно-чувственные чувства. Именно за движениями сердца необходимо следить, так как в нем рождаются помыслы и укореняются страсти: «Смотрите за движениями сердца. И приветы и огорчения принимайте, как от руки Господни. Когда приходит из-за отказов недоброе движение в сердце, исповедуйтесь Господу внутренне и браните себя и укоряйте до тех пор, пока из сердца выгоните чувство недовольства и поместите противоположное чувство, – что так надо, что не того еще стоите, – и возблагодарите Господа за сей случай, посланный к вашему очищению. Занозы же в сердце никогда не оставляйте. Она отгонит молитву и покой, и много мрака поселит в душе» [8].

Как отмечает святитель, «одно и то же дело бывает и приятно и неприятно Богу, судя по помыслам» [9]. Необходимо различать помыслы, одни – пустые, другие могут оставлять след и укореняться: «Остается одна борьба с помыслами, которые то и дело будут жужжать, как комары безотвязные. Учитесь сами, как с ними управляться. Опыт – наука. Одно скажу. Обычно помыслы кружатся в голове. Это пустые. Но вы смотрите за теми, которые как стрелою пронизывают сердце, и оставляют там след, как царапину. Тотчас возьмитесь и изгладьте след сей молитвою, восставив на место его противоположное чувство. Когда хранится теплота, эти случаи редки и слабы» [10].

Чтобы страсти не укоренялись в сердце, хорошо прибегать не только к Таинству исповеди, но и к откровению помыслов, без которого «душа завянет» [11]: «Как будете, когда придут смутительные помыслы; по разным обстоятельствам жизни монастырской? Ведь они душу вашу изгложут, пока не переговорите о них с кем-нибудь. А страстные помыслы придут – самовозношения, презорства, осуждения, недовольства, серчания, подозрения и другие, – что вы будете с ними делать? Их надо сказать кому-либо: иначе они засядут внутри и будут там расти и стареть» [12].

В письмах много внимания уделяется воспитанию христианской добродетели смирения и борьбе с гордостью и тщеславием. Смирение является добродетелью, противоположной гордыне, от которой пал денница, и которую необходимо возгревать и воспитывать в своем сердце: «Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Оно есть след Христов, благоухание Христово, одеяние Христово! Ради его все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет; а без него никакие строгости не помогут» [13].

Смирение не должно быть показным, не должно быть фарисейским. От этого предостерегает свою ученицу святитель Феофан: «Нечего вам повторять, что несокрушимое оружие против врагов есть смирение. Смирение трудно достается. Можно считать себя смиренным, не имея и тени смирения. Одним размышлением не усмиришь себя. Лучший, или единственный верный путь к смирению есть послушание и отречение от своей воли. Без сего можно развить в себе сатанинскую гордыню, смиренничая в слове и положении тела. Остановитесь, пожалуйста, на этом пункте, и со всем страхом разберите порядки жизни вашей. Есть ли в ней послушание и отречение от своей воли?» [14]

Чтобы проверить, насколько крепко достигнутое смирение, святитель советует поступить следующим образом: «Называете себя худшею всех сестер. Слава Богу, если это не один язык говорит. Но если какая сестра придет и разбранит вас, да еще понапрасну, что с вами будет? Если почувствуете, что этого мало, удесятерить следует, – это будет значить, что вы и в чувстве грешница; а если не будет сего, сердце значит полно чувства праведности. Много есть добрых чувств, но чувство негожества есть основное; так что коль скоро нет его, все не в прок. Заучите сие хорошенько» [15].

Гордость и тщеславие врачуются духовным бодрствованием и самоуничижением, о чем написано и в житиях святых угодников: «О смирении больше всего надобно заботиться. И не заметишь, как залезет гордыня. Да ведь она так многообразна, и так многосплетна! Оттого у всех святых сколько предостережений против нее. <…> Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб. В Киеве кто-то много постился и уединенно себя держал. Пришел помысл тщеславия, а за ним следом и другие искушения. Сказал он об этом покойному старцу Парфению. Тот дал ему денег и послал на базар. Купи, говорит, печенку и съешь ее там при всех. Он сделал так, и все искушения прошли. Вот как отцы боялись и бегали тщеславия» [16].

В то же самое время в подвигах все святые отцы советуют соблюдать средний путь как наиболее беспреткновенный, также и святитель Феофан предостерегает свою ученицу от больших подвигов, ибо «не убивать тело призваны, а только не творить плоти угодия в похоти (Рим. 13:14). Закон – разумное содержание тела без поблажек» [17].

Любые подвиги необходимо совершать прикровенно, не раскрывая их другим людям: «Всякого рода подвиги надо так нести, чтоб про них в монастыре никто не знал. Коль скоро узнают о чем, уж это дурно. Не подумайте, что спрятанность (чтоб не видали и не знали) не строго необходима. Нет: строго-настрого. Подвиг, о коем звонят, есть пустой, – гроша не стоит» [18].

Самое главное, как пишет святитель, избегать «сытости», то есть внутренней успокоенности и довольства собой: «Бегайте сытости, – такое состояние, в коем лукавое сердце говорит в себе: довольно, ничего больше не требую; потрудились, поустановились порядком, можно и льготу себе дать» [19]. По его молитвам мать Магдалина избежала этого, именно поэтому он называл ее «огневой монахиней».

Когда инокиня собралась на богомолье в Киев и даже в Иерусалим, святитель Феофан, несмотря на ее настойчивые просьбы, благословения не дал, отметив, что для нее это будет «разорительно» [20].

Семь лет монахиня Магдалина подвизалась в обители, во время предсмертной болезни приняла схиму. Скончалась 1 апреля 1869 года.

После выхода книги о схимонахине Магдалине, в начале 1877 года, святитель так отзывался о своем духовном чаде: «Какая живая душа была эта Магдалина! Удержи нет. Такую Бог дал ей благодать! А все от веры и решения… Ибо решившись однажды, она не ворочалась назад, даже помыслами» [21].

В современном издании представлено не только научное переиздание текста XIX века, но и обширная статья публикатора – доктора филологических наук В.В. Кашириной, в которой атрибутированы имена духовных наставников схимонахини Магдалины, представлена история первой публикации книги и даны материалы по истории Елецкого Знаменского монастыря.

Надеемся, что эта книга станет небольшим дополнением к истории русского женского монашества, принесет читателям духовную пользу и отраду, поможет утвердиться на спасительном пути шествия за Христом Спасителем, ибо, по слову святителя Феофана: «Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе. Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит, хоть и близ есть» [22].


Библиографическое описание книги:

«Огневая монахиня». Жизнеописание монахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины, в миру Софии Михайловны Ивановой. Письма к ней святителя Феофана Затворника / Подготовка текста, Комментарии, Приложение В.В. Кашириной. – М.: Правило веры, 2019. –320 с.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС Р19-906-0216.

Утверждено к печати Ученым советом Института мировой литературы им. А.М. Горького.

Рецензенты: доктор филологических наук Э.Л. Афанасьев; доктор филологических наук Е.В. Николаева.


[1] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Собр. писем. М.: Правило веры, 2009. С. 123.

[2] 21 ноября 1873 г. в одном из писем святитель Феофан сообщает: «А я не мог кончить жизни матери Магдалины. Все, что было у меня, отослал игумении Елецкой, прося ее докончить. Она умница (игумения-то Клеопатра) и настоящая подвижница…» См.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I–VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. III. С. 45. Письмо № 400.

[3] Жизнеописание монахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины, в мире Софии Михайловны Ивановой. Сообщено преосвященным Макарием, епископом Орловским // Странник. 1876. Т. 2. Июль. С. 18–52. Авг. С. 78–107. Сент. С. 137–184. Окт. С. 3–30.

[4] Жизнеописание монахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины, в мире Софии Михайловны Ивановой. СПб: тип. духовного. журн. «Странник», 1876.

[5] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I–VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. IV. С. 159–245. Письма №№ 698–750.

[6] Там же. Вып. IV. С. 159. Письмо № 698.

[7] Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. М.: Правило веры, 2008. С. 352.

[8] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I–VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. IV. С. 161. Письмо № 700.

[9] Там же. Вып. IV. С. 173. Письмо № 705.

[10] Там же. Вып. IV. С. 177. Письмо № 706.

[11] Там же. Вып. IV. С. 169. Письмо № 703.

[12] Там же. Вып. IV. С. 163. Письмо № 702.

[13] Там же. Вып. IV. С. 199. Письмо № 716.

[14] Там же. Вып. IV. С. 162. Письмо № 702.

[15] Там же. Вып. IV. С. 180. Письмо № 707.

[16] Там же. Вып. IV. С. 195. Письмо № 714.

[17] Там же. Вып. IV. С. 164. Письмо № 702.

[18] Там же. Вып. IV. С. 167. Письмо № 702.

[19] Там же. Вып. IV. С. 182. Письмо № 707.

[20] Там же. Вып. IV. С. 205. Письмо № 721.

[21] Там же. Вып. II. С. 206. Письмо № 336. От 14 февраля 1877 г.

[22] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: Правило веры, 2007. С. 192 (Поучение на Неделю 7-ю по Пятидесятнице).                  

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Макарьева пустынь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь