Осваивать язык, чтобы говорить о Боге. Соцсети как инструмент христианской проповеди

IX Международный фестиваль «Вера и слово»

C 18 по 22 октября 2021 года в Москве и Подмосковье проходил IX Международный фестиваль «Вера и слово». На этот раз тема фестиваля была определена как «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации».

Главным событием форума, как и в предыдущие годы, стала встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с православными журналистами в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя 21 октября. В Первосвятительском слове, обращенном к делегатам, Предстоятель Церкви, в частности, говорил об изменившихся в период ограничительных карантинных мер условиях жизни церковных людей. Его Святейшество поблагодарил всех, кто не растерялся в это время, смог организовать трансляцию богослужений и приходские мероприятия с использованием средств связи. Предстоятель Церкви также напомнил, что новые технологии стали неотъемлемой частью жизни человека, особенно в области коммуникации. Для молодого поколения цифровое виртуальное пространство является естественной средой обитания, что бывает очень трудно понять поколению старшему, для которого она по-прежнему остается чужой. По мнению Его Святейшества, в настоящее время, когда первая волна вхождения церковных людей в пространство социальных сетей завершается, Церковь, свидетельствуя о Христе в современном мире, призвана уделять особое внимание языку как словесному, так и визуальному.

О языке общения блогеров со своими подписчиками, участники фестиваля говорили в предыдущие дни форума в формате мастер-классов, практикумов и круглых столов, которые проходили в подмосковном пансионате «Клязьма». Священники и миряне, чья аудитория составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек, делились опытом, рассказывали, что следует узнать всем желающим вести блог прежде, чем приступить к делу; описывали особенности работы на разных платформах, отвечали на вопросы делегатов форума. Собравшиеся обсуждали как различные способы общения с аудиторией, так и необходимость говорить понятным языком о сложных и важных вещах. Часто задаваемым был вопрос о том, можно ли при помощи блогов в социальных сетях собирать пожертвования на строительство храмов и дела милосердия.


Одним из самых запоминающихся стало выступление священника Павла Островского, настоятеля Георгиевского храма в поселке Нахабино Красногорского района Московской области. Во второй день форума священник-блогер провел мастер-класс, посвященный сети Instagram. Будем надеяться, что со временем организаторы выложат в сеть запись этого мероприятия, мы же постараемся кратко передать основные тезисы, которые могут оказаться полезными для тех, кто пока не чувствует себя уверенно в пространстве социальных сетей.

Для чего Instagram?

По словам отца Павла, перед началом ведения блога, его автору важно понять, для чего создается страница и какова ее целевая аудитория. Иначе подписчики, не понимая, что хочет донести до них автор, быстро потеряют к нему интерес. В качестве примеров отец Павел привел блоги, в которых человек (священник) демонстрирует идеальную картину семейной жизни – семейный блог, или занимается просветительской деятельностью: публикует молитвы, святоотеческие высказывания, информацию о праздниках. Однако, ориентируясь на подобный формат, следует понимать, что такой блог предназначен только для «внутреннего пользования» (церковной аудитории), поскольку общение священника со своими подписчиками происходит в характерном для воцерковленного человека жанре. Имеет смысл учитывать и то, что церковнославянские слова, которые часто использует батюшка, не всегда понятны светским людям. И в таком случае блогера не должно удивлять отсутствие притока людей извне. Отец Павел обратил внимание участников мастер-класса на сетевые миссионерские проекты, наиболее успешным из которых, по его мнению, является портал Экзегет.ру. На его страницах в YouTube и Instagram собраны толкования на Библию, ответы отцов Церкви на разные вопросы, в большинстве случаев изложенные простыми, понятными даже неверующему человеку, словами. Цитировать Священное Писание в соцсетях, полагает отец Павел, лучше в современном русском переводе.


Сколько должно быть подписчиков

Что касается количества подписчиков, то ориентироваться на их быстрый прирост, по мнению отца Павла, неправильно. Ведь «накручивать» (искусственно увеличивать. – Ред.) число подписчиков для удовлетворения собственного тщеславия можно и платно, однако «накрутка» мешает объективному анализу своего блога. С помощью специальных программ любой человек сумеет вычислить, сколько на самом деле человек подписаны на ту или иную страницу. «А кроме того, если не брать в расчет «накрутку», то за цифрами стоят живые люди. И даже 100 человек – это очень большая аудитория», – говорит священник-блогер. В его приходской практике бывали случаи, когда на занятия по изучению Библии, которые батюшка проводил в храме, не приходил никто из прихожан или приходили 1-2 человека. Отец Павел поделился тем, как в 2009 году радовался, что впервые на занятия пришло 20 человек. Сейчас на его занятия в храме собираются около 30 человек. Однако теперь, когда аудитория страницы отца Павла в Instagram составляет более 500 000 человек, батюшка уверен, что у автора блога и его читателей должно быть реалистичное понимание числа подписчиков. В том числе и потому, что общение блогера с аудиторией зависит от ее объема. Например, сам отец Павел не имеет возможности читать личные сообщения в Instagram, поскольку каждый день туда приходит больше сотни вопросов. А если у священника, например, 700 подписчиков, он может напрямую общаться с теми, кто его читает или смотрит.

При небольшой аудитории блога или страницы отец Павел рекомендует автору выводить ее из текстового формата в формат видео, потому что переписка – это все-таки лишь некое подобие реального общения. По мнению священника, проповедь в видео-формате – лучший вариант проповеди в Instagram. Не каждый человек может написать хороший текст, который бы заинтересовал читателя. А видео (прямые эфиры) очень приближает священника к народу. Однако надо помнить, что пастырю во время общения с аудиторией нельзя нервничать. От священника ждут спокойной, мягкой и где-то даже нежной интонации. Не стоит выходить в эфир при отсутствии внутренней готовности к нему.


Быстро ли приходит успех

Про свой блог отец Павел рассказал, что создал его с целью изучения Священного Писания. Позднее начал вести трансляции в Periscope для тех, кто болеет дома. В Periscope отец Павел появился после того, как одна молодая прихожанка из храма, где он служил, приняла ислам. Батюшка знал, что многие мусульмане были подписчиками Periscope, и надеялся таким образом помочь девушке вернуться в лоно Церкви.

Около 10 лет священник Павел Островский не имел никакой материальной выгоды от своей деятельности в соцсетях. В то же время финансовые вложения собственных средств были порой значительными. Например, приходилось тратить деньги на хорошие телефоны, чтобы делать качественные фотографии. А вот вложения в рекламу, отец Павел считает бессмысленными, потому что они не принесли его блогу никакой пользы.

Доход от блогерской деятельности у священника появился сравнительно недавно, но теперь свой деревенский храм батюшка содержит на пожертвования подписчиков. И все же цель заводить страницу в социальной сети для улучшения материального благополучия представляется отцу Павлу странной.

Священник также рассказал о том, что приводит к сокращению аудитории, как избежать блокировки аккаунта и где все заинтересованные в улучшении качества своего блога могут узнать больше об Instagram.

Отвечая на вопрос из зала по поводу количества блогов, которые может вести один человек в разных соцсетях, отец Павел сказал, что в основном блогеры присутствуют в 1-2 соцсетях, в остальные просто автоматически переносят свои посты. Батюшка также отметил необходимость преобразования видео-проповедей священников в формат подкастов (аудио-формат. – Ред.), которые можно размещать, например, ВКонтакте и на других платформах, где такой контент очень востребован.


О монетизации, сборе средств и искусстве заголовка

На этот раз кроме мероприятий, посвященных соцсетям, присутствие в которых уже стало важной составляющей частью информационной работы многих монастырей и храмов, на фестивале были представлены мастер-классы по таким относительно новым платформам, как Яндекс.Дзен и TikТоk. Среди их преимуществ первыми были названы возможности быстрого охвата большой аудитории и выхода на монетизацию, а также возможность дискутировать с людьми, чье мировоззрение отличается от мировоззрения православного христианина. Люди с готовностью подписываются на каналы, авторы которых не боятся говорить на разные темы; овладели «искусством заголовка» и имеют представление о том, что из церковной тематики может заинтересовать обывателя.

Представлявший свой блог в TikТоk священник Константин Мальцев (около 370000 подписчиков) рассказал, как, используя возможности платформы, можно собрать средства на строительство храма (блогер призвал размещать банковские реквизиты в комментариях), не бояться негативных комментариев, потому что количество просмотров каждого поста увеличивается в том числе благодаря им.

Как и большинство участников фестиваля, отец Константин говорил, что социальные сети функционируют таким образом, что за любую так называемую «нетолерантность» канал может быть заблокирован, а потому имеет смысл избегать прямого обличения и научиться делать это завуалированно, чтобы не лишиться возможности говорить с современными людьми о вере и Церкви.

Хочется поблагодарить организаторов фестиваля за предоставленную возможность узнавать все то новое, что происходит в информационном пространстве, пользоваться успешным опытом священников и мирян, у которых получилось стать интересными и востребованными для сотен тысяч подписчиков, и пожелать всем, кто занимается просветительской и информационной деятельностью в лоне Русской Православной Церкви не терять желания осваивать новые полезные для христианской проповеди инструменты.


Материал подготовил Даниил Орлов
Фото: Владимир Ходаков
В материале также использованы фотографии с сайта пресс-службы
Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Публикации

Мастер-класс для администраторов монастырских страниц в интернет-пространстве
Мастер-класс для администраторов монастырских страниц в интернет-пространстве

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марфо-Мариинская обитель милосердия
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь