Под Милостивым Покровом

Милостиво-Богородицкий Кадомский женский монастырь

К 20-летию возрождения Милостиво-Богородицкого Кадомского женского монастыря Рязанской области публикуем статью об истории и современной жизни обители.


Основание Кадомской женской обители было положено в последних годах XVIII столетия. В 1793 году при соборной Димитриевской церкви города Кадома собралось десять девиц во главе с Еленой Филипповной Рожновой. Они договорились жить вместе, соблюдая монастырский устав, и обратились к игумении Рязанского Богоявленского женского монастыря с просьбой отпустить к ним для начальствования послушницу Екатерину Варфоломеевну Горскую. 3 июня 1797 года указом из Рязанской духовной консистории сестрам разрешено было устроить женскую богадельню. Духовной жизнью насельниц руководили саровские старцы: прп. Назарий (1735–1809), прп. Серафим (1754/9–1833) и иеромонах Иларион (1771–1841).

К 1849 году в Кадомской богадельне собралось до ста двадцати пяти сестер. 12 ноября 1849 года определением Святейшего Синода она была переименована в женскую общину и принята под покровительство духовного и гражданского начальства. Жизнь общины строилась по Саровскому уставу.

В 1856 году на доброхотные пожертвования для общины был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая». Через год он был освящен епископом Тамбовским и Шацким Макарием (Булгаковым;  впоследствии митрополитом Московским и Коломенским). В 1860 году храм был расширен по проекту архитектора А.С. Четверикова, выполненному в русско-византийском стиле. С южной стороны пристроили придел Преображения Господня, с северной – преподобного Сергия Радонежского.

Тогда же была построена двухпрестольная домовая теплая деревянная церковь с позолоченными резными иконостасами. 4 августа 1861 года епископ Тамбовский и Шацкий Феофан (Говоров) – будущий святитель Феофан Затворник – освятил престолы в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и пророка Божия Илии. Служба в этом храме совершалась в зимнее время. 

В двенадцати верстах от Кадома, в деревне Никиткине, была устроена сельскохозяйственная дача общины, на которую сестры выезжали в летнее время для земледельческих работ. В 1866 году на Никиткинской даче по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия II (Шаповаленко) был возведен деревянный двухэтажный пятикупольный храм с двумя престолами: внизу – Казанской иконы Божией Матери, наверху – преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. 

К 1868 году в общине было уже около двухсот сестер. 25 февраля 1868 года при ней открыли женское училище с воспитательным заведением для девочек-сирот духовного звания.

18 мая 1868 года с Высочайшего соизволения Кадомская община была преобразована в общежительный женский Милостиво-Богородицкий монастырь. Торжественное открытие монастыря состоялось 17 августа 1868 года. К праздничному богослужению было приглашено духовенство всех семи кадомских церквей. 
Монастырь до революции.jpg

В 1882 году на доброхотные пожертвования в монастыре был выстроен еще один каменный храм. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый придел в честь Архистратига Божия Михаила, а левый – апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 

Главной святыней монастыря являлась икона Божией Матери «Милостивая» – образ византийского письма «в сребропозлащенной ризе», украшенной разноцветными каменьями и жемчугом. Другая чтимая икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» была дарована монастырю в 1820 году благотворительницей Феодосией Михайловной Богдановой. Эту икону особенно почитал преподобный старец Серафим Саровский; неоднократно он присылал для нее масло и свечи. В 1870 году при игумении Магдалине для образа была сделана украшенная каменьями серебряная риза. 

Еще одной святыней Кадомской обители была сохранившаяся и поныне икона святого великомученика Пантелеимона. На обратной стороне ее находится надпись, свидетельствующая, что образ был написан для Кадомской обители в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, «по усердию монахинь Виталии и Евфросинии… в благодатную помощь и заступление всем, с верою и усердием прибегающим к св. Пантелеимону и умильно молящимся…» 

Перед революцией Кадомский монастырь был обширной обителью с тремястами шестьюдесятью пятью насельницами, с крепким монашеским устроением и небогатым, но налаженным хозяйством. 

Весной 1920 года началось целенаправленное разрушение монастыря безбожной властью. Священников, монахинь и детей-сирот (всего около четырехсот человек) выселили. Имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли ценная монастырская библиотека и архив. Были утеряны иконы «Милостивая», «Неувядаемый Цвет», особо почитаемая храмовая Казанская икона из Никиткинской церкви. Уничтожили зимний храм и храм на Никиткинской даче. В других церквях и прочих зданиях монастыря разместились различные хозяйственные предприятия, конторы, учебные заведения.

Насельницы разошлись кто куда, большинство были подвергнуты гонениям, претерпели тюрьмы и ссылки. Одна из сестер – преподобномученица Анастасия (Камаева) – прославлена в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. 

Преподобномученица Анастасия (в миру Анастасия Леонтьевна Камаева) родилась в 1879 году в мордовской бедной крестьянской семье, в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинский район Мордовии). После закрытия Кадомского монастыря Анастасия вернулась в родное село, где поселилась вдвоем с сестрой. Занимаясь крестьянским трудом, она сохраняла строго монашеский образ жизни. Будущей преподобномученице было поручено руководство церковным советом; особенной ее заботой стало попечение о благоукрашении храма и обо всем необходимом для богослужения.

В 1937 году монахиню Анастасию арестовали как члена «контрреволюционной церковно-монархической группы» и обвинили «в организации контрреволюционных нелегальных сборищ, на которых [она]  систематически вела антисоветскую агитацию террористического характера». Матушка виновной себя не признала. 10 августа 1937 года она была расстреляна по приговору «тройки» при НКВД МАССР.

1.JPGВ 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви монахиня Анастасия (Камаева) была прославлена в лике святых новомучеников Российских. Память ее совершается 10 августа (н. ст.). В Кадомском монастыре особенно почитается память преподобномученицы Анастасии. Каждый вторник в 16.00 в монастырском храме ей служится молебен. В этом году исполнилось  восемьдесят лет со дня кончины святой. 10 августа в монастыре торжественно отметили память его постриженицы.  Одна из сестер обители носит в монашеском постриге имя преподобномученицы Анастасии.

Возрождение Милостиво-Богородицкого Кадомского монастыря началось по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона в 1997 году. Огромный вклад в восстановление монастыря и возрождение его духовной жизни внес духовник сестер архимандрит Афанасий (Культинов), который и по сей день несет свое послушание в обители Пресвятой Богородицы.

31 августа 1997 года был освящен северный придел храма иконы Божией Матери «Милостивая» – в честь преподобного Сергия Радонежского. Эта дата считается днем возрождения монастыря.


Икона Божией Матери Милостивая.JPGПостепенно собирались сестры, налаживалась монастырская жизнь, восстанавливались утерянные традиции. В 2003 году для Кадомской обители был написан и освящен на Кипре список «Милостивой» (Киккской) иконы Божией Матери. Каждое воскресенье перед Божественной литургией перед этой иконой поется Параклисис с акафистом Божией Матери, совершаемый в монастыре по завету преподобного Серафима Саровского. 24 июля 2004 года в честь преподобного Серафима был освящен южный придел Милостиво-Богородицкого храма, а 24 декабря того же года состоялось освящение главного престола в честь иконы Божией Матери «Милостивая».   

Из дореволюционных святынь Кадомской обители сохранился чтимый афонский образ великомученика Пантелеимона – он и ныне пребывает в монастыре. В обители есть частица мощей великомученика, а также частицы мощей многих других угодников Божиих.


Сейчас в возрожденной Милостиво-Богородицкой обители подвизается шестнадцать насельниц во главе с игуменией Иустиной (Свиряевой). 

День сестер начинается с общего молитвенного правила. В 6.00 утра в храме совершается полунощница, читаются утренние молитвы и помянник. Заканчивается правило пением тропаря, кондака и величания Божией Матери перед Киккской иконой.  

Кадомский - матушка.JPGЕжедневно в обители совершается полный суточный круг богослужения. Церковное богослужение является важнейшей частью монастырской жизни, поэтому участие в нем обязательно.

В 21.00 в храме читается вечернее правило. В него входят три канона, молитвы на сон грядущий, пение стихир Кресту и молитв Пресвятой Богородице.

Каждая сестра по благословению духовника имеет дополнительное правило. Оно включает в себя определенное количество Иисусовых молитв, молитв Богородице, чтение Евангелия, Псалтири, Житий святых. Сестрами обители также читается Неусыпаемая Псалтирь. В кельях сестры живут по двое, а мантийные монахини – по одной.

Насельницы Кадомской обители несут послушания в храме, в трапезной, на скотном дворе и огороде, пекут просфоры, льют свечи. Послушания, которые не требуют особых навыков и умения, меняются. При монастыре действует воскресная школа для детей, где трудятся сестры и сотрудники монастыря. Обитель имеет несколько постоянных сотрудников.

Желающие поступить в Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь зачисляются в него по благословению правящего архиерея после прохождения испытательного срока.

Кадомский - панорамный вид.JPG

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра