29 августа 2022 года исполняется 20 лет со дня блаженной кончины одного из выдающихся пастырей Русской Православной Церкви конца XX-начала XXI века, известного далеко за пределами Донбасса схиархимандрита Зосимы (Сокура, 1944–2002)
Схиархимандрита Зосиму называют «пророком непокоренного Донбасса». Он был мудрым, прозорливым старцем, к которому обращались при жизни тысячи людей, строил храмы, принимал верующих, исцелял, исповедовал.
Выступая против автокефалии УПЦ, обращая свой праведный гнев на раскольников-автокефалистов, раздирающих Христов хитон, старец вынес на своих плечах борьбу за единство Русской Православной Церкви в 1990-е годы, грозно обличал страсти и пороки современного мира. Он горячо призывал православных твердо стоять в вере. Его подвиг засвидетельствован тысячами духовных чад.
Вокруг старца Зосимы выросло два монастыря – Свято-Успенский-Николо-Васильевский мужской и Свято-Успенский-Николо-Васильевский женский монастыри в селе Никольское Волновахского района Донецкой Народной Республики.
Четверть века служения Матери-Церкви отец Зосима призывал строго держаться Русской Православной Церкви, а предчувствуя скорую кончину написал духовное завещание:
«<…> В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или «законная», – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским.
Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно.
Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего (прошлого – Н.Г.) столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность <…>».
…Сбываются пророчества, высказанные им при жизни – в проповедях, в советах духовным чадам, в завещании. Это, увы, касается и трагических пророчеств старца, что основанные им обители будут разрушены укронацистами во время развязанной после его кончины войны в Донбассе.
***
Его отец погиб на фронте, так и не успев увидеть сына. Иван Алексеевич Сокур (так звали будущего старца в миру) родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Свердловской области. Произошло это в тюремной больнице.
Его мать, Мария Ивановна (будущая схимонахиня Мариамна), была простой крестьянкой Винницкой губернии. Ее арестовали по статье «религиозная пропаганда».
Вся вина Марии Ивановны состояла в том, что она ходила на тайные ночные моления монахинь, которые жили в их селе.
Младенца хотели наречь Фаддеем – в честь апостола, память которого совершается 3 сентября.
В то время знакомые матери, бывшие в Киево-Печерской лавре, молились там за семью Сокуров. Потом они встретились со схиигуменом Кукшей Одесским (причисленным ныне к лику святых), и он благословил назвать младенца Иоанном - в честь Иоанна Крестителя.
***
После освобождения Мария Ивановна с сыном переехала в небольшой шахтерский город Авдеевку Донецкой области Украинской ССР, где проживала ее родная сестра, монахиня Антонина, духовная дочь отца Иоанна Кронштадтского.
Иван рос глубоко верующим, имел монашеское устроение, с раннего детства прислуживал в алтаре.
В 1961 году Иван окончил с отличием среднюю школу №1 Авдеевки. Затем окончил Донецкий сельхозтехникум, потому что получить духовное образование сразу после школы было тогда запрещено.
После благословения своего духовника Иван поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, где его определили в келью, в которой жил до своей кончины схиигумен Кукша Одесский.
Там его духовником стал схиигумен Валентин. Спустя годы отец Зосима вспоминал, что это был старец, который рассказал ему наперед всю его жизнь.
***
С 1968 по 1975 год Иван учился в духовных семинарии и академии в Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата богословия, написав работу «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение».
Во время учебы в академии Ивану было чудесное явление праведного Иоанна Кронштадтского, который явился будущему подвижнику в огненном одеянии, в митре, с крестом и кропилом. Кронштадтский старец благословил Ивана и исчез так же внезапно, как и появился.
Праведный Иоанн тогда еще не был прославлен в лике святых, но почитался верующими, в том числе в семье Сокуров: о нем много рассказывала Ивану его тетя монахиня Антонина, духовная дочь отца Иоанна Кронштадтского.
В 1975 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) постриг студента четвертого курса академии Ивана Сокура в монашество в честь Савватия Соловецкого. Иван был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем – в иеромонахи.
***
Отец Савватий после учебы был направлен в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. В это время обострилась болезнь его матери – бронхиальная астма. Отец Савватий написал прошение о переводе в Ворошиловградско-Донецкую епархию.
25 декабря 1975 года он был принят в клир епархии и стал служить в храме благоверного князя Александра Невского в поселке Александровка Марьинского района Донецкой области.
Он выбрал путь простого сельского батюшки и ничем, кроме молитвы, не защищенный, начал свое служение.
Храм был очень беден, прихожан было мало. Молитвами и трудами отца Савватия здесь появились новый иконостас, иконы, были установлены кресты на храме.
В храм стали приезжать верующие из Донецка и других городов. Духовные чада старца вспоминают:
«Службы у него всегда были длинные, монастырские, но молился он пламенно… Денег за требы он не брал».
От долгих молитвенных бдений сначала у отца Савватия появилось варикозное расширение вен, а после этого на ногах открылись трофические язвы, которые стали мученическими веригами старца до самого конца его жизни.
В 1980 году отец Савватий был возведен в сан игумена.
***
Органы госбезопасности обратили внимание на «слишком активного» сельского священника в поселке Александровка. Ему угрожали и избивали, что на всю последующую жизнь сильно подорвало его здоровье – болели легкие, было рожистое воспаление ног, на которых открылись глубокие раны. Но это только усилило его пламенную молитву и дерзновенную веру.
Старец спустя годы так говорил духовным чадам:
«Если бы не Иисусова молитва, я бы сошел с ума».
Однажды врач, увидев раны старца, ахнула:
«Чем же вы ходите?!» – «Духом Святым», – ответил он.
…Под давлением КГБ отца Савватия переводили с одного прихода на другой, чтобы сломать несговорчивого священнослужителя: в 1985 году – настоятель храма в селе Андреевка около города Курахово, затем, после Пасхи, перевели в Макеевку и в том же 1986 году – в поселок Андреевка около города Снежное, настоятелем Покровского храма.
***
В 1986 году игумен Савватий (Сокур) был назначен настоятелем в Свято-Васильевский приход в селе Никольское Волновахского района. Село Никольское стояло на отшибе. Уж сюда-то к нему, как казалось властям, не будут ездить верующие.
А когда все-таки поехали, то власти стали отменять даже автобусные рейсы в райцентр. Но молва об удивительном старце расходилась все дальше и дальше.
…В 1912 году здесь на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви в селе Никольское был построен каменный храм с шатровой колокольней над входом, освящённый в честь Святителя Василия Великого.
После революции в селе жили монахини из закрытых монастырей Крыма. Они молились и совершали церковные обряды в храме и возле источников. В годы атеистических гонений власти пытались прекратить эту практику, засыпали родники землей, цементировали, методично стирая народную память, но вода вновь и вновь пробивала себе дорогу.
Пострадала и церковь, но в 1950-х она была вчерне восстановлена, и с тех пор больше не закрывалась.
Еще в 1920-е годы в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители.
Отец Савватий принял полуразрушенный Васильевский храм без иконостаса и обгоревший сарай вместо священнического домика. Его трудами храм был отреставрирован.
В 1988 году построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной.
В 1990 году игумен был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году – пострижен в схиму с именем Зосима.
В 1997 году был взят в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где была устроена богадельня по уходу за немощными и престарелыми.
Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличилось. В 1998 году был построен братский корпус, в 1999 году – сестринский.
В 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году – зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь, в центре которого построен огромный белый собор Успения Богородицы – копия одноименного собора Московского Кремля.
По завещанию старца Свято-Успенский собор, строительство которого не было окончено при его жизни, должен был освятить Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, но в связи с его кончиной в 2008 году собор освятил Патриарх Кирилл во время своего визита на Украину летом 2009 года.
«Меня всегда поражало его храмостроительство, – вспоминает митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало). – Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».
***
За чистоту жизни Господь дал Своему избраннику дары духовного рассуждения, исцеления душ и телес человеческих.
Отец Зосима любил людей, и люди шли к нему за духовной поддержкой. Одним своим благословением менял судьбы.
По воспоминаниям его духовных чад, отец Зосима стяжал дары прозорливости, знания сердец человеческих. Он духом знал скорби и испытания своих чад, говорил им:
«Когда тебе будет плохо, ты меня позови – и я услышу».
Отец Зосима обладал очень редким, особым Божиим даром молитвы. Перед его молитвой отступали смертельные и неизлечимые болезни.
А для себя у Бога ничего не просил – ни здоровья, ни достатка. Отец Зосима, как вспоминают его духовные чада, был крайне нестяжателен, ходил в старом полинявшем подряснике и старом полушубке, говорил:
«Я монах, мне ничего не надо».
Непрекращающаяся молитва. Строжайший пост. Спал по два-четыре часа в сутки, а иногда и совсем не ложился.
***
Последние годы жизни старец Зосима передвигался в инвалидной коляске. У старца полностью отказали простуженные почки. Ему все время нужно было делать диализ.
Как вспоминают его духовные чада, он держался только с Божией помощью. Не производил впечатления больного и немощного человека. Как только старцу становилась легче, он спешил в храм на богослужение.
А к нему шли и шли за утешением и помощью – больные и здоровые, верующие и не очень, рабочие и интеллигенты…
И для каждого он находил нужные слова. У людей изменялись характер, отношение к жизни. Проповеди старца трогали самые ожесточенные сердца.
***
Старец очень почитал Божию Матерь. Успение было его любимейшим праздником.
Господь открыл своему избраннику заблаговременно дату кончины. Отец Зосима говорил братии:
«Когда я умру, вы будете знать: часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся».
Так и произошло.
29 августа 2002 года, на второй день Успения Пресвятой Богородицы, в день Ее Погребения, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце схиархимандрита Зосимы – в это же время остановились и часы на молитвенном столике в алтаре.
Старцу Зосиме было 57 лет. Так закончилось время земной молитвы старца, и начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной Вечности.
***
«Еду в Никольское, к батюшке Зосиме», – так говорили до трагических событий в Донбассе верующие: как будто он жив, коснется именно твоей руки, благословит, ответит на вопрос, который ты еще и задать не успел.
Огромное количество страждущих продолжали обращаться к нему за помощью и после его смерти – ведь старец Зосима всегда говорил духовным чадам:
«А ко мне и после смерти приходите, как к живому, всё расскажите – и я услышу, помогу».
К часовне-усыпальнице у Свято-Успенского собора в Никольском, где покоится старец, струился нескончаемый человеческий поток. Перед входом люди снимали обувь и благоговейно проходили к лежащей на полу белой мраморной плите с высеченными на ней золотыми буквами:
«В сей усыпальнице покоится Всечестной отец наш схиархимандрит Зосима…».
***
Ныне, во время войны в Донбассе, старец Зосима принял под свой омофор и насельников и насельниц своих обителей, и беженцев, стекающихся сюда в эти трагические годы из разных городов и весей Донбасса и ближайших регионов Украины.
…Неонацисты из «Айдара», которые удерживали в заложниках насельников и жителей села, укрывавшихся в обители, собирались уничтожить его священнослужителей.
«Мирные жители села Никольское сообщили о подготовке националистической группировкой боевиков, находящихся в населенном пункте, к зачистке Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, обители Батюшки Зосимы», – отмечалось в сообщении штаба территориальной обороны ДНР в его Telegram-канале.
Как указывается в сообщении, боевики были «намерены убить священнослужителей, поскольку они отказались мобилизоваться и воевать с русскими».
***
Село Никольское и монастырь были освобождены союзными войсками в марте 2022 года. В обители были заблокированы более 450 мирных жителей.
Как во времена Средневековья, монастырь стал убежищем для насельников и насельниц и мирных жителей. В XXI веке, правда, защищаться пришлось, по сути, от своих же сограждан. Впрочем, здесь их своими давно не считают.
…В течение месяца жители села Никольское укрывались от обстрелов за стенами обители. Монотонно, по несколько часов укронацисты бомбили территорию монастыря.
Среди беженцев, находящихся там, было много раненых, стариков, детей. Им не хватало элементарного – лекарств, средств гигиены.
«Сидим, бомбят нас, живем в этой действительности, – рассказывали те, кто скрылся в обители. – Слава Богу, в монастыре помогают с пищей, помогают укрыться от бомбежек».
Укронацисты обстреливали единственную дорогу в монастырь, удерживая заложников в качестве «живого щита».
Все это время в Нижнем храме Успенского собора шли службы. Практически круглые сутки. Монахи, монахини и беженцы верили, что добро восторжествует.
Штурм монастыря союзными войсками грозил обернуться жертвами и разрушениями. Однако российские военные смогли освободить заложников, не повредив зданий обители.
После освобождения обители людям оказали первую помощь. Потом эвакуировали в пункты временного размещения в относительно безопасные районы ДНР.
Укронацисты отступили, но фактически взяли насельников монастыря в заложники, обстреливая подъезды к нему.
***
Никольское по-прежнему находится в ближней зоне от укреплений ВСУ. Это создает ощутимые проблемы для жителей. Люди, хоть их осталось здесь и немного, есть в Никольском. Они, рискуя жизнью, приходят в монастырь за водой и за помощью.
Когда же закончится эта трагедия?! Бог весть! А в монастыре молятся, чтобы она закончилась быстрее.
…Укронацисты постоянно подвергают монастырь обстрелам из реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град».
Два купола Успенского собора во время обстрела повреждены. Снаряды дважды прошили верхушку собора насквозь. Купола можно восстановить. То, что они не обрушились и не загорелись, в обители считают чудом.
В плачевном состоянии Васильевский храм. От него остались только стены. Кровли нет. Все сожжено. Рядом – обгоревшая келья старца Зосимы.
Разрушения в обители составляют не меньше 70 процентов. Варвары стирают ее с лица земли, но невозможно уничтожить святыню.
В июне 2022 года военнослужащие и спасатели Донецкой Народной Республики, находясь под плотным огнем ВСУ, провели сложнейшую операцию по эвакуации из монастыря стариков, монахинь и инвалидов.
Иеромонах Феофан (Кратиров), насельник монастыря (в марте 2015 года он был похищен из обители СБУ и обвинялся в передаче информации ополченцам ДНР; заключение длилось больше месяца), рассказывает:
«Монастырь сейчас частично разъехался, и мы думаем, как до осенних дождей хотя бы починить крыши и вставить двери да окна. Впереди – зима, и хорошо, если она будет теплой. А если нет?
Как будут зимовать сельчане, тоже неизвестно. Из двух тысяч населения там продолжают оставаться еще 30-40 человек. Дома разрушены. Поэтому если найдутся такие благодетели, которые готовы нам помочь, мы рады любой поддержке. Будет страшно, если людям придется встречать холода в подвалах!».
***
В настоящий момент мужскую часть Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря возглавляет архиепископ Волновахский Амвросий (Скобиола), а женскую – игумения Анна (Морозова).
В обители верят, что по молитвам старцу Зосиме, часовня-усыпальница которого, слава Богу, уцелела, после полного освобождения Донецкой Народной Республики, Победы над укронацистами монастырь будет возрождён.
И обитель старца Зосимы, принимавшая под его омофор и спасавшая людей во время войны, будет собирать вновь паломников, всех страждущих для молитвы.
Реквизиты для оказания помощи Свято-Успенскому Николо-Васильевскому монастырю:
2202 2036 2845 7311 – Сбербанк, (Юлия Сергеевна Г.)
1041 6363 2304 9957 – банк ЦРБ, (Юлия Сергеевна Г.)
5375 4141 2246 2475 – Монобанк (Олег М.)
PayPal – othelgi@gmail.com
Снимки взяты из открытых источников