Пробудить генетическую память русского человека

Калужская Свято-Тихонова пустынь

Нынче такое благоприятное время, что во многих российских обителях появились музеи, посвященные как великим угодникам Божиим, чья жизнь была тесно связана с монастырем, так и значимым историческим событиям, в которых монастырь сыграл немаловажную роль. Каждый такой музей уникален. И все же музей-диорама «Великое стояние на Угре» занимает в их ряду особое место. Находится он на территории Владимирского скита Калужской Свято-Тихоновой пустыни. О процессе создания совсем еще молодого музея, его целях и задачах наш рассказ.

Великое стояние на Угре – окно в живую историю

В школьных учебниках истории об этом событии 1480 года, приобретающим для современной России в наш век раздоров, клеветы и агрессии чрезвычайную актуальность, написано коротко и сухо – всего несколько фраз. И, по словам наместника мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни архимандрита Тихона (Завьялова), эта тема, к сожалению, мало изучена историками. Нельзя  предавать забвению тот наиважнейший факт, что Великое стояние на Угре повлияло на весь ход русской истории, навсегда освободив Русь от ига Большой Орды. Впрочем, к этому следует привлекать внимание не одних только историков.

– Если спросить, зачем мы сделали диораму, какое отношение она имеет к Церкви и непосредственно к нашему монастырю, отвечу так: во-первых, она посвящена событию, связанному с прославлением Божией Матери, Ее Владимирского образа. Во-вторых, принимаясь за дело, мы не сомневались, что братия древней обители, подвизавшаяся под духовным водительством преподобного Тихона Калужского, оказывала духовную поддержку армии Великого князя Московского Ивана III, защищавшей границы Московского государства от ордынских полчищ, двинувшихся на Русь. Без сомнения, монахи монастыря, который находился в двух верстах от линии фронта, исповедовали православных воинов, идущих в бой, причащали их, помогали раненым, отпевали почивших бойцов,– рассказывает отец Тихон: – Цель нашей диорамы – воцерковление современного человека. Ведь многие люди сегодня живут по-мирски и не желают слушать наши слова о молитве, о христианских заповедях. Они ставят высокую преграду между собой и Церковью. Немало их приезжает на диораму поначалу из чистого любопытства: с мыслью увидеть стилизованное под то время поле сражения, орудия конца XV века и колоритные фигуры персонажей – как на холсте, так и  манекены воинов в доспехах. Историческое событие, отображенное на диораме, наполнено религиозным содержанием. Здесь показано, что победа над ордынцами была возможна только благодаря Церкви. Чудо свершилось по непрестанным молитвам русского народа к Пресвятой Богородице... Иными словами, через диораму мы можем доносить людям смысл христианских заповедей.

Длившееся несколько месяцев Великое стояние на Угре не принесло русскому воинству серьезных потерь, как правило, неизбежных в широкомасштабной военной кампании,  благодаря заступничеству Божьему и предстательству Царицы Небесной. Имеются исторические свидетельства того, что 6 июля (23 июня по старому стилю) 1480 года, накануне грозных дней, из Владимира в Москву была принесена почитаемая чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Долгое время этот образ, по преданию написанный евангелистом Лукой, хранился в Киеве, пока князь Андрей Боголюбский не перевез его во Владимир. 6 июля 1480 года эта святыня была принесена на постоянное хранение в Успенский собор Московского Кремля, где перед нею непрерывно стали совершаться молебны. С тех пор и до настоящего времени чудотворная икона Богоматери «Владимирская» пребывает в престольном граде. Во время ордынского нашествия святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси, и духовник Ивана III архиепископ Ростовский Вассиан молитвой, благословением и советом подкрепляли русских воинов, противостоявших корыстолюбивому ордынскому хану Ахмату, желавшему жить за чужой счет. Архиепископ Вассиан отправил Великому князю Ивану III свое знаменитое «Послание», в котором от имени всего духовенства призывал его не отступать, а, уповая на помощь Заступницы Небесной, одержать победу над иноплеменниками.

Подведя нас к иконе Владимирской Божией Матери на первом этаже музейного комплекса, экскурсовод диорамы Ольга Лареева напомнила, что чуть ранее, в XIV веке, при нашествии Тамерлана, наводившего на всех ужас своими опустошениями и жестокостью, русские люди так же со слезами на глазах молились перед чудотворным образом, который по повелению Великого князя Московского Василия Дмитриевича был привезен в Москву из Владимира. Тогда жестокий полководец Тамерлан увидел сон: Лучезарная Жена (как ему растолковали приближенные, то была Матерь Бога Христианского, Заступница русских) отдает строгое приказание оставить пределы России.  И непобедимый завоеватель, «бич народов», дальше Ельца не пошел, а повернул свои полки обратно.

– Отступление татар от Угры, не дождавшихся подкрепления – войска польского короля Казимира, народное сознание тоже прочно связало с помощью Пресвятой Богородицы, – продолжила экскурсовод диорамы. – В летописях можно найти записи: «Татары бежали с Угры босыми и нагими, обдирая на пути свое тело. Складывалось ощущение, что они увидели что-то такое, что испугало их до смерти». В те непростые времена представители власти и простые люди относились к вере, как к живой и действенной, и во время экскурсии мы предлагаем тем, кто считает для себя важным, помолиться перед иконой Владимирской Божией Матери, чтобы границы нашего государства и сегодня остались непреодолимыми а Русская земля – не разоренной. После этого обращения многие экскурсанты начинают молиться, некоторые впервые накладывают на себя крестное знамение. Хочется думать, что эти экскурсии на диораме не пройдут для них бесследно: услышанное и увиденное в музее проникнет в глубину их душ, они потянутся к вере и следующим их шагом станет осознанный приход в храм, радость богопознания и богообщения.

Множество отзывов в Интернете свидетельствует о сильном воздействии диорамы на посетителей. Люди пишут: «Посетили это святое место. Слов нет... Замечательно!», «Очень мощно», «Впечатлений – масса». Но есть и «ложка дегтя». Некий Александр выражает недовольство тем, что рассказ экскурсовода «постоянно сваливался в религиозную тематику». По его убеждению, экскурсовод должен быть «не религиозен». Хотя бы на время экскурсии, добавляет Александр в скобках! Что ж, это и есть наглядный пример того, о чем с печалью говорил наместник обители отец Тихон: современные люди часто ставят между собой и Словом Божиим преграду. Им без Бога комфортней жить, наслаждаться земными благами, мирскими увлечениями. И как много духовных усилий нужно приложить, чтобы эта зияющая пропасть между человеком и Творцом была преодолена и погибающий успел отскочить от края бездны, спастись для жизни будущего века!

Работал самоотверженно, истово...

Чтобы духовно прославить подвиг наших предков во время исторического события на Угре, между которым существует наипрочнейшая связь с днем сегодняшним, братия Свято-Тихоновой пустыни решила построить храм в честь Владимирской иконы Божией Матери на территории, которая в 1480 году была занята войсками, участвовавшими в Великом стоянии на Угре. Дальнейшим этапом стало основание на этом месте Владимирского скита, где был вначале создан небольшой музей. Но этого показалось мало. У наместника, архимандрита Тихона, появилось огромное желание привлечь к историческому событию 1480 года внимание как можно большего числа людей.   Однажды он услышал произнесенные кем-то вскользь слова о диораме и задумался о возможности ее создания. И когда в Свято-Тихонову пустынь приехал губернатор Калужской области, отец Тихон сказал ему об этом. Губернатор, разумеется, поинтересовался стоимостью будущего проекта. Наместник обители навскидку назвал сумму в несколько миллионов. Однако в ходе работ оказалось, что реальная стоимость намного  превышала предполагаемую.

– Но Господь все может, – произнес отец Тихон. – И с помощью Божией нам удалось найти средства и создать уникальный музей-диораму. Это первая диорама в истории Русской Православной Церкви, которая является ее собственностью. Кроме того, я не знаю случаев, чтобы в других Поместных Церквях имелись диорамы, отражающие эпохальные исторические события. Думается, что наш замысел по созданию диорамы возник не без Промысла Божия.

Разузнав, что такие диорамы делают на студии военных художников имени Митрофана Грекова, отец-наместник поехал в Москву. Директор студии Андрей Петрович Соколов, человек опытный, скептически улыбнулся и задал батюшке вопрос, что называется, в лоб: откуда небольшой монастырь возьмет десятки миллионов рублей? Директор  позвал одного из ведущих мастеров студии – Павла Рыженко, чтобы тот прикинул смету. Вскоре после произведенных в его присутствии подсчетов отец Тихон услышал, что для заграницы это стоило бы намного дороже, однако родному российскому монастырю здесь готовы сделать значительную скидку. Батюшка с оптимизмом заявил, что хотя денег сейчас нет, он твердо верит в Божественную помощь.

Строительство здания для музея-диорамы еще не началось, имелись лишь его чертежи, а заслуженный художник России Павел Рыженко уже загорелся идеей. Уроженец Калуги, горячий патриот России, для которого, как писали в прессе, русские князья, полководцы, святые становились живыми людьми со своей болью, переживаниями, сомнениями, страданием и решимостью к подвигу, он признался наместнику полюбившейся ему обители, что десять лет мечтал об этой работе. Вскоре приступив к ней (горячо помолившись, раскинув руки на размещенном в студии Грекова огромном холсте – как бы распяв себя на нем), он назвал предстоящий труд своим личным стоянием на Угре. Длилось оно около двух месяцев. Отец Тихон говорит, что работал художник по 10-12 часов в сутки, а то и больше. И это после инфаркта! Не щадил себя. Причем в монументальных работах обычно принято, что мастер делает эскиз, главные зарисовки, затем подмастерья дорисовывают мелкие фигуры, фон, траву, небо. А Павел  все рисовал один. Даже грековцы удивлялись такой работоспособности и колоссальной творческой энергии маститого собрата по цеху. Он же чувствовал, что благодать Божия окрыляет его, придает силы. Руки, по словам художника, сами рисовали. В итоге на полотне длиною в 23,6 метра и высотой в 6,7 метра  разместились 155 персонажей. Среди которых Павел Викторович изобразил и себя – в облике могучего воина в доспехах, с саблей в руках. Богатырь стоит к нам вполоборота – мы видим рану на его голове, обмотанную белой повязкой, через которую просачивается кровь... Изобразил он на полотне и наместника Свято-Тихоновой пустыни архимандрита Тихона, исповедующего раненого воина. Видно, ощутил  художник исповеднический дух современного монастыря, в который сегодня приезжают люди из разных мест, жаждущие очистить душу от греха. В монастыре принято выслушивать исповедь столько времени, сколько человеку требуется, чтобы тот почувствовал: он принес искреннее покаяние Богу за содеянное и совесть его больше не терзает. Нередко исповедь переходит в духовную беседу между батюшкой и мирянином, которая также дает свои плоды. В этом Павел Рыженко убедился на собственном опыте, когда только начал работать над монументально-историческом полотном, и были у него в то время духовные проблемы.

– Плохо, когда человек не находит ответов на смущающие его вопросы, – заметил архимандрит Тихон. – Мы с Павлом долго беседовали, и, слава Богу, многое удалось ему объяснить, разрешить недоумения, и уже с мирным духом он стал трудиться.

6.jpg

Те, кто видел Павла за работой, оценили прекрасную его черту: он умел слушать! Этот замечательный художник, мастер исторической композиции прислушивался  к советам и замечаниям других людей и во время согласования эскизов, макета диорамы, и в самом процессе работы. Оценивая диораму с духовной точки зрения, отец Тихон и другие монашествующие высказывали свое мнение , как изобразить преподобного Тихона Калужского, как разместить на полотне некоторые фигуры. Мирские люди тоже что-то дельное советовали. Так что по сути это был совместный труд, даже, можно сказать, коллективное творчество. В документальном фильме режиссера Л.К.Шапран «Великое стояние на Угре» есть кадры с Павлом Рыженко. Мы слышим его голос, его слова, что внутри каждого русского человека живет генетически, по зову крови, воин с поля Куликова, воин с Бородина, с Первой Отечественной и Великой Отечественной войн. Диорама, посвященная знаковому для России событию, призвана пробудить генетическую память нашего народа. В современном человеке – может, и спившемся, опустившемся, безыдейном, безынициативном, должен ожить ген богатыря. По словам наместника обители отца Тихона, художник поставил перед собой сверхзадачу: показать величие русского духа и постараться донести до современников мысль, что никто нас не победит, если мы будем с Богом.

В другом документальном фильме (снятом Калужской телекомпанией «НИКА»), – «Ополченец светлого воинства», для зрителя, умеющего сострадать, особо пронзительным может стать кадр: могучий с виду Павел Рыженко, действительно, напоминающий былинного богатыря, стоит на фоне почти написанного им полотна и тяжело вздыхает. Слышен чей-то голос: «Устал?» – «Есть немного», – отвечает художник, затем как-то невесело смеется и говорит: «Что-то устал!»  К марту 2014 года он закончит в своей мастерской холст диорамы, а установят его в музейном здании Владимирского скита в начале июня того же года, за полтора месяца до смерти художника. На 44-м году жизни Павел Рыженко закончил свой земной путь, уйдя от нас, как писали его друзья, в расцвете сил и таланта. Предметный план, инсталляции придется доделывать уже без мастера. Но мастер успел озвучить свои замыслы, и молодые художники-грековцы старались соблюсти их с максимальной точностью. А 9 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил здание монастырского музея-диорамы «Великое стояние на реке Угре в 1480 году». Предстоятель почтил память талантливого православного художника Павла Рыженко. Обращаясь к участникам церемонии открытия диорамы, Святейший Владыка сказал: «Дай Бог, чтобы все это работало на исцеление и преображение наших душ».

Это место должно стать притягательным для России

Как особенно важный факт, архимандрит Тихон (Завьялов) назвал то, что удалось сохранить ландшафт святого намоленного места, где в XV веке произошло судьбоносное  событие для русского народа. Сегодня эти земли не застроены предприятиями или особняками. Живописные Залидовские луга, над которыми Дамокловым мечом нависала угроза создать карьер по разработке крупного месторождения песчано-гравийных смесей, к счастью, избежали печальной участи. И, по словам батюшки, вдоль  Угры можно долго ходить, смотреть на раскинувшиеся просторы и молиться под открытым небом, набираясь сил. В самом монастырском музее-диораме экскурсантов ждет много чего интересного, зрелищного, побуждающего к размышлениям. Стоя перед диорамой, человек не просто смотрит на представшую перед ним картину жизни русского лагеря. Он еще слышит разные звуки: удары молота о наковальню и цокот копыт, пение птиц и карканье лютых воронов, звон колоколов и монашеские напевы. Более того! Посетитель чувствует, как легкий ветерок доносит запах лошадей и осенней листвы. Экскурсоводы диорамы обращают особое внимание на символические фигуры, которые так важны были для художника при создании им эпического произведения! Фигура преподобного Тихона Калужского на холсте намеренно едва заметна и расположена будто в конце всей представшей перед нами истории. Это единственная из 155 фигур, над чьей головой светится нимб. Преподобный держит в руках икону и благословляет русское воинство. Через 12 лет, в 1492 году, он отойдет ко Господу и станет небесным ходатаем о Калужской земле и всей России, помогая на протяжении веков всем, кто к нему с верой обращается. Архитектор Свято-Тихоновой пустыни Полина Гридасова рассказала, что почти в последний момент на полотне диорамы появился еще один персонаж – девочка с румянцем на щеках. В ответ на ее вопрос, что означает эта девочка,  Павел Рыженко пояснил, что она олицетворяет собой русского человека, у которого нет злобы к своим врагам. Девочка на картине несет пленным татарам еду...

И, конечно, взгляд невольно охватывает всю Угру. На холсте, как и тогда в  XV веке, река разделяет ордынскую рать и московские полки. Из летописей известно, что многие чудесные события во время Великого стояния произошли под покровительством Божьей Матери. Именно поэтому Угра после победы над ордынцами стала называться Поясом Пресвятой Богородицы. Летописец так сообщает об этом: «…и могу нарещи ту реку (Угру) пояс самыя Пресвятыя Богородицы, аки твердь от поганых защищающу Русскую землю». Почему же это великое событие на Угре до сего времени относится к разряду недооцененных в истории? Лишь потому, что земля глубоко не пропиталась кровью погибших за Отечество его сынов, или потому, что тогда не случилось жестоких сражений? Но ведь огромная ценность самой военной кампании в том и заключается, что благодаря искусной оборонительной стратегии Великого Московского князя Ивана III, который вынуждал хана Ахмата вступать в бой в невыгодных для ордынцев условиях, удалось сохранить многие тысячи жизней русских защитников!

Интерес для обсуждения во время экскурсии представляет и тема русского оружия: на Угре появились не датские, не немецкие, а свои, русские пушки. Причем довольно легкие, маневренные, которые можно было за уключину перетаскивать с места на место. Заранее готовясь к войне с Ордой (она была неизбежна, так как Русь уже 10 лет не платила дань Орде), Иван III построил в Москве Пушечный двор. Именно на Угре впервые полутораметровые пушки и другое огнестрельное оружие были использованы так, что хан Ахмат не смог найти слабое место в нашей обороне. В Угорских событиях проявилось торжество русского духа, торжество русского оружия при чудесном заступничестве Царицы Небесной. Велика и значима была победа! Сегодня мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь старается обратить внимание современников на эту важную веху  отечественной истории. В монастырском скиту построен красивый белоснежный храм в честь Владимирского образа Божией Матери, создан уникальный музей-диорама «Великое стояние на Угре». В дальнейшем, если будет на то воля Божия и помощь неравнодушных людей, братия обители планирует установить на территории музейного комплекса памятник великому государю Ивану III, за 40 лет своего правления  «собравшему» Великую Русь. Ведь это при нем Новгородская земля, Вятская, Пермская, Ярославское, Ростовское и Тверское княжество стали одной державой. Выразительный макет будущего памятника первому государю единой Руси можно увидеть в зале музея-диорамы. Что касается музейного комплекса, то все больше и больше он начинает приобретать известность. В среднем его ежемесячно посещает до 5 тысяч людей, хотя потенциал музея значительно выше. Здесь бывают люди самого разного возраста – от воспитанников детских садов и школьников до солдат, которым предстоит отправиться служить в горячие точки, и ветеранов Великой Отечественной войны...  

– Сами видите, какое это значимое для Отечества место, – сказал на прощание наместник обители отец Тихон. – Хочется, чтобы оно стало общероссийским духовно-историческим центром, куда смогут приезжать не только калужане и москвичи, но и жители других регионов России.

Автор: Нина Ставицкая

Снимки фотографа Владимира Ходакова и из архива Калужской Свято-Тихоновой пустыни 

 

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.