С днем рождения, Ваше Святейшество!

20 ноября Русская Православная Церковь отмечает день рождения своего Предстоятеля – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Присоединяясь к поздравлениями, прозвучавшим в этот день в адрес Его Святейшества, предлагаем вспомнить слова Святейшего Патриарха, обращенные к монашествующим. Стараниями Синодального отдела по монастырям и монашеству выпущено семь томов проповедей, которые Предстоятель Церкви произносил, посещая наши обители. Насельники каждой из них бережно хранят в своих сердцах память об этих посещениях и совместных молитвах со Святейшим Владыкой. В слове Первосвятителя, обращенном к современному иночеству, всегда слышна особая забота, это слово объединяет и направляет, помогает усвоить уроки прошлого и избрать верный путь монашеского служения Богу и Церкви Христовой. Молитвенно пожелаем Его Святейшеству долгих лет жизни и постараемся исполнить отеческие наставления священноархимандрита, Святейшего Патриарха Кирилла.

 О первой встрече с монашеством

«Всякий раз, когда я вступаю на землю Успенского Псково-Печерского монастыря, сердце исполняется совершенно особыми чувствами, которые мне знакомы с раннего детства. Я имел возможность почти каждый год посещать Псково-Печерскую обитель вместе со своими благочестивыми родителями, а затем и самостоятельно. Многое из того, что возникло в моем уме и в моем сердце, подвигая на принятие священного сана и монашества, проистекает, в том числе, от соприкосновения со Псково-Печерским монастырем.

Именно здесь, в Успенском соборе, старец Марк символически прообразовал мое будущее иноческое житие. После Литургии Преждеосвященных Даров (по всей вероятности, в далеком 1955 году), выходя из храма, в ответ на просьбу моей благочестивой мамы о благословении старец покрыл меня своей мантией, что вызвало большое удивление у стоявших рядом людей. Помню как сейчас это мгновение, и глубоко убежден, что прозорливый старец предвидел мой жизненный путь.

Действительно, Псково-Печерский монастырь был той обителью, в которой произошла моя встреча с нашим русским православным монашеством. До Троице-Сергиевой лавры было далеко, а в Печоры из тогдашнего Ленинграда ездили часто. Именно здесь и формировалось, может быть, подспудно, не сразу осознанно, это сердечное восприятие монашеской жизни».

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь,

3 сентября 2014 года

 «Господь особым образом относится к каждому, кто посвящает Ему свою жизнь»

«Монашеская жизнь требует особого отношения к Богу, к людям и к самому себе. Монашеская жизнь предполагает отречение человека от того, что для обычных людей является очень важным, значимым, любимым, что является для них целью жизни. Но отречение происходит не потому, что для людей, вступающих на путь монашеского служения, ценности мира безразличны – совсем не так! Ведь все, кто приходит в монастырь, приходят сюда из мира. Это означает только то, что в какой-то момент жизни человек понимает: основным и главным для него является не то, что в мире, а то, что принадлежит Богу, и то, что Бог дарует людям. Вот для того чтобы обрести эти Божественные дары, и устремляются будущие иноки и инокини в святые обители. Наша Русская земля и в прошлом, и в настоящем прославляется монашеским подвигом <…> Дай Бог, чтобы примеры наших иночествующих укрепляли веру в нашем благочестивом народе и чтобы эта вера, уже выдержавшая испытания временем, и сегодня давала людям силы преодолевать скорби, стесненные обстоятельства жизни, а главное, те внутренние проблемы, которые, кроме как с помощью Божией, преодолеть невозможно.

Иверский женский монастырь в Ростове-на-Дону,

26 октября 2019 года

 

«В познании Божественной тайны бытия есть гении, которые не только умом, но опытом своей жизни поняли, что означает эта тайна богообщения. Это святые люди, часто внешне для мира ничем не приметные, скромные, нередко уединенно живущие от мира, надевающие на себя скромные монашеские одежды, пребывающие в затворе, в постничестве, в молитве. И внешнему человеку трудно понять даже эту сокровенную от него тайну, что происходит в душе человека, который главной целью своей жизни поставил общение с Богом. Но именно через это общение преображается жизнь человека. Он опытно понимает и даже чувствует, что есть цель человеческого бытия, он реально соприкасается со Творцом. И в ответ на это общение, которое человек напряжением своих сил, воли приуготовляет, Господь отвечает великим даром благодати. Эти люди как бы в своей личности преодолевают пространство и время. Еще живя на земле, они уже живут в вечности. Их имена сохраняются в памяти Церкви, даже если это были очень малоизвестные в то время люди… Одним из таких гениев духа, созерцателем Божественной тайны, Божественной премудрости, явленной Богом для славы человеческой, был преподобный афонский старец Силуан».

Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы,

24 сентября 2016 года

 

«Господь приклоняет милость пред монашествующими не только потому, что Он благой и любящий Отец, но и потому, что Он особым образом относится к каждому или каждой, кто посвящает Ему свою жизнь. А из этого проистекают и иные последствия. Если мы, облачаясь в монашеские ризы, себя не посвящаем полностью Господу, то подвергаемся особым наказаниям и особому Божиему суду. Вот почему перед тем, как принять постриг, нужно осознать, что через принятие обетов тот или иной человек входит в особые отношения со своим Творцом. Он или она отказываются от мира и от того, что в мире, ради любви ко Господу. Но этот отказ должен быть по-настоящему отказом. Этот отказ должен быть действительно шагом к особому общению с Богом. Если же этот отказ заключается лишь в том, что одна одежда сменилась на другую, а в целом образ жизни остается прежним, ничем нас не утруждающим, то особое отношение Господа не распространяется на таких иноков и инокинь, которые жизнью своею отрицают приносимые Ему обеты.

Вот почему всякий раз, когда я посещаю обители, я говорю о необходимости молитвенной жизни для каждого инока или инокини – тех, кто принес обеты Господу и кто спасается в обители. Молитва для вас должна быть не просто механическим исполнением церковного устава, монашеских правил. Она должна быть в центре вашей жизни, даже если какие-то молитвы вы не всегда успеваете дочитать до конца. Может быть, куда важнее, если уж совсем не хватает времени, – вместо тех молитв, которые вы автоматически прочитаете, с глубоким смирением и осознанием своего греха обратиться ко Господу. Каждая молитва, возносимая монахом, – это в первую очередь молитва покаяния. С этого нужно начинать, пред Господом раскрывать душу, каяться в своих грехах, сознавать их и стараться всеми силами притяжение греха преодолеть.

Собственного говоря, вся монашеская жизнь есть особое отношение к себе с точки зрения преодоления греха и через это – стяжание особой духовной мудрости, которой монашествующий призван делиться с теми, кто посещает святую обитель. Ведь люди приходят сюда именно для того, чтобы прикоснуться к величию монашеского подвига, к красоте монашеской жизни. И как важно, чтобы каждый монашествующий мог от своего сердца что-то сказать паломникам, поддержать в трудных обстоятельствах, помолиться и ни в коем случае не превозноситься над людьми мирскими, которые приходят в монастырь. Потому что неизвестно, кто будет первым в очереди на Суд Божий, кого Господь оправдает, а кого накажет. Поэтому со смирением, дорогие сестры, осуществляйте свое монашеское служение. Пребывайте в искренней молитве ко Господу, постоянно сознавайте свое несовершенство, кайтесь в своих грехах и любите всех, кто к вам приходит. Помогайте людям укрепиться в вере, разделяйте с ними их скорби, молитесь за них».

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь,

3 сентября 2018 года

 

«Несомненно, у монаха нет другой жизненной цели, кроме как достижение успехов в жизни духовной. Тех самых ценностей, о которых мы сегодня слышали у апостола Павла в Послании к Галатам (5:22 – 6:2). И радость, и любовь, и долготерпение, и милосердие, и вера, и кротость, и воздержание – все это и есть ценности духовной жизни, и монашествующий, конечно, устремлен к тому, чтобы их достичь. Но и в том, что касается хозяйственной деятельности, присутствует нечто очень важное. Ведь вся хозяйственная деятельность, в которую вовлекается монах, не имеет ничего общего с его личными материальными интересами. Монашествующие трудятся, возделывают землю, строят здания, участвуют в воспитании людей, делают еще очень много полезных дел, будто имеющих отношение только к горизонтальному измерению человеческой жизни, лишь для одной цели, – чтобы сохранялась доминанта жизни духовной.

Вот для того чтобы не потеряться в этих постоянных послушаниях, в совершении многих чисто земных дел, есть у монашествующих замечательная исходная позиция – ни один монах не совершает послушания ради своей собственной выгоды, ради своего обогащения, ради своего комфорта. Он совершает послушание для блага всей монашеской общины. В этом смысле послушание и участие в чисто земных трудах приобретают мощное духовное измерение, потому что направлены не на удовлетворение человеческого эгоизма, а на благо всей монашеской общины, на благо всех паломников, которые посещают монастырь. Поэтому исполнение послушаний, не имеющих прямого отношения ни к богослужению, ни к духовничеству, имеет большое духовное значение, так как содействует тому, чтобы монастырь, процветая, становился центром притяжения людей».

Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь,

11 июля 2018 года


«Научитесь носить тяготы друг друга»

«…если каждый будет стремиться к своему личному преображению, то изменится и жизнь человеческого общества. Примером такой устремленности к преображению является монастырская община. Вот почему такие серьезные требования предъявляются к монастырям – как к личной жизни монахов, так и к построению их отношений друг с другом. И каждый, кто переступает порог обители, с тем чтобы присоединиться к монашеской общине, должен помнить: он приходит сюда спасать свою душу, достигать своего личного преображения, но одновременно содействовать построению такой общинной жизни, которая устремлена к высочайшему идеалу Божественного преображения».

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь,

19 августа 2014 года


«…иногда и у монахов возникают борения, сомнения, несогласие с несением того или иного послушания. Не всегда это высказывается вслух, но в душе возникают мысли: ну почему я? Почему другого нельзя было найти? Почему именно мне нужно нести самое трудное послушание? Все это – от лукавого. Когда послушание кажется слишком трудным, когда кажется несправедливым то, что оно возложено именно на тебя, нужно вспомнить исполненные огненной силы слова преподобного Ефрема Сирина: вначале надлежит потрудиться и обрести венец подвига, а без подвига и труда не прикоснется к тебе Божия благодать. Труд есть непременное условие спасения, если жить в соответствии с монастырским уставом».

Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь,

11 июля 2015 года

«Как в древности, так и сегодня монастыри призваны быть местом образцовой жизни человека, потому что здесь есть все условия для того, чтобы гармонично сочеталось духовное с материальным, забота о своем теле, без которой человек жить не может, с заботой о духе. И, наверное, ни с кого так не спросится, как с монахов, если мы будем нарушать это здоровое, правильное и богоугодное соотношение, если мы будем предаваться тому, чтобы удовлетворять похоти плоти своей, потому что где как не в монастыре должна сегодня формироваться личность, способная давать пример современному человеку, в том числе в плане правильного отношения к телу и душе».

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Москвы,

15 марта 2016 года

 

«Обращаюсь к братии сей святой обители и ко всем монашествующим, кто меня сейчас слышит: научитесь носить тяготы друг друга. Исполните закон Христов, и обретете мир душевный, покой и подлинное благополучие, которое может быть только у монашествующего. Как важно, чтобы мы научились носить тяготы друг друга в Церкви, чтобы мы не только проповедовали Слово Божие и призывали людей к идеальной жизни, но сами эту идеальную жизнь старались воплотить, в первую очередь служа друг другу».

Свято-Троицкая Сергиева лавра,

8 октября 2016 года

 

«Когда мы строим, восстанавливаем, ремонтируем, мы должны в первую очередь помнить о том, что самое главное – строить, восстанавливать и ремонтировать свои собственные души. Вот ради этого монастырь и существует. И когда преуспевают в этом монашествующие, тогда и приходящие в обитель это чувствуют и прибегают с молитвой, с радостью, сердцем, умом воспринимая святость места».

Николаевский женский монастырь г. Арзамаса,

13 августа 2017 г.
 

Сила, которая должна послужить Церкви.
О предназначении монастырей

«Молитва, духовная жизнь в обителях, к которой я вас призываю, не должна быть только вашим достоянием. Вы должны копить внутреннюю силу, чтобы в любой момент эта сила могла послужить Церкви, преодолевая расколы, разделения, ереси, потому что монахи – хранители Православия. И эта сила должна сработать, если понадобится, в любой момент, чтобы объединить наш народ, чтобы преодолеть разномыслия и гражданские конфликты. Если подражать преподобному Сергию, то во всем подражать! Вот главный урок, который нам дает преподобный Сергий: как сила молитвы, сила духовного подвига способна преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь. И если следовать его примеру, то наши монастыри действительно будут иметь огромное значение для жизни всего народа, для спасения людей».

Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла «Вклад преподобного Сергия в устроение монашеской жизни и монастырей на Руси» на Собрании игуменов и игумений

Русской Православной Церкви в Свято-Троицкой Сергиевой лавре,

8 октября 2014 года

 

«Абсолютно недостаточно одной добродетели отречения от мира. И не только условного отречения от мира, при наличии современных всепроникающих средств информации, но даже полного отречения от мира недостаточно для спасения, как была недостаточна для спасения немудрых дев плотская чистота. Необходимы добрые дела. Поэтому ни священный сан, ни монашеский постриг автоматически нас не спасают, даже если мы живем по всем правилам иноческой жизни, полностью себя отдавая служению Господу, не имея ничего личного, стараясь всеми силами сохранять себя в целомудрии и в чистоте. Даже этого недостаточно для спасения – нужен елей в светильнике, нужны добрые дела. Вот почему сегодня Церковь, обращаясь к монашествующим, к монастырям, так настаивает на том, чтобы монашеские общины были лидерами в совершении добрых дел. Чтобы ни один монашествующий не прикрывался своим клобуком или мантией, думая, что их достаточно для спасения… Притча о десяти девах прямо адресуется, в первую очередь, к монашествующим. <…> Мы призываемся к интенсивной духовной жизни, в центре которой – совершение реальных добрых дел. Не таких, которые сегодня любят совершать люди, громогласно о них говоря, а тех дел, которые Господь призвал нас совершать втайне (см. Мф. 6:3). Именно такой елей и способен поддерживать огонь в светильниках нашей духовной жизни».

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Москвы,

15 апреля 2014 года


«Монастыри призваны в первую очередь молиться о мире. Молитва – великая сила. И люди чувствуют это, а потому приходят в монастыри с просьбой о молитве. Именно в монастыри нередко идут люди с просьбой принять исповедь в самых страшных грехах, когда самому себе стыдно признаться в тех ужасных поступках, которые ты совершил, или в тех страшных мыслях, которые тебя посетили. Именно в монастыри приходят люди с этими сокровенными мыслями, каются перед Богом, говорят об этом исповедующему иеромонаху, понимая, что у того должно хватить любви и мудрости, чтобы принять эту исповедь и помочь людям словом, а самое главное – своей молитвой. Поэтому монастыри всегда являлись светочами духовной жизни, центрами духовной жизни нашей России».

Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь Тобольской митрополии,

22 июня 2014 года

«Молитесь об Отечестве нашем, о всем мире, чтобы Господь пресек распространение зла в сем мире, вывел людей из-под страшного притяжения множества искушений и соблазнов и открыл пред ними великую перспективу вечной жизни. Эта молитва монахов о всем мире, даже безымянная молитва, имеет очень большое значение. Будьте особо внимательны к тем, кто будет приходить к вам на исповедь. Помогайте им найти путь к Богу, если этот путь еще не найден, укрепиться на этом пути, если человек встал на него. Будьте милостивы и любвеобильны, соединяйте здравое слово учения со снисхождением к людям. Помогите многим в течение Великого поста увидеть любящий лик Церкви, потому что иного лика у Церкви быть не может, потому что в этом лике отображается любящий Лик Самого Спасителя».

Данилов ставропигиальный мужской монастырь Москвы,

23 февраля 2015 года 

 

«Сегодня задачей номер один является проповедь Христа, которая будет понята и принята абсолютным большинством нашего народа. Такого рода деятельность требует затраты огромных духовных и интеллектуальных сил – собственно говоря, отдачи всей жизни. В первую очередь это, конечно, касается монашествующих, у которых и нет другой жизни, как только жизнь ради Церкви. Здесь и говорить не о чем – у инока нет никаких иных целей, никаких задач, никаких устремлений. Монах полностью посвящает себя Христу, и потому духовная, проповедническая, миссионерская работа монастырей сегодня должна быть на высоте. А это требует от каждого из нас духовного бодрствования, способности напрягать силы, самим духовно и интеллектуально возрастать, и с людьми делиться своим опытом и своими знаниями».

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Москвы,

4 марта 2017 года

 я

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь