Самый близкий, самый ласковый и самый трогательный человек

Вот я серьезное и заключил смешным

Прп. Амвросий Оптинский

Читая житие и воспоминания о преподобном Амвросии, старце Оптинском, трудно сразу понять, что описываемый в некоторых главах согбенный и ходящий с палочкой больной «старичок» на самом деле – еще не достигший и сорока лет монах-подвижник: примерно, в этом возрасте у святого появились первые признаки болезни, которая не оставила его до самой смерти.

Сила в немощи

В последнем классе семинарии преподобный Амвросий (вмиру Александр Михайлович Гренков) сильно заболел неизвестной болезнью и дал обет Пресвятой Деве постричься в монахи, если получит исцеление. По выздоровлении он своего обета не забыл.

7 октября 1839 года согласно указанию троекуровского старца Илариона А.М. Гренков направился в Оптину пустынь Калужской губернии, где под руководством старца Макария (Иванова) начал свое монашеское служение. 29 ноября 1842 года молодой инок был пострижен в мантию и наречен  именем Амвросий. Но вот что было удивительно – вскоре после своего рукоположения он снова заболел…

В декабре 1845 года отец Амвросий отправился из Оптиной пустыни в Калугу для посвящения в иеромонахи. Как раз во время этой поездки 33-летний подвижник сильно простудился и «почувствовал сильную боль в желудке». После этого у него начали неметь руки, и он уже не мог долго стоять с потиром, причащая верующих. Молодой подвижник жестоко и терпеливо страдал от крайнего изнеможения, расслабления нервов, болей в груди, кашля, бессонницы и других  болезней, которые были настолько тяжелы и продолжительны, что навсегда подорвали здоровье преподобного и почти приковали его к постели. В возрасте 35 лет после медицинского освидетельствования он был признан полным инвалидом. А 29 марта 1848 года по его же собственному прошению освобожден от всяких обязанностей – его исключили из штата братии Оптиной пустыни, освободив от всяких обязанностей, оставив лишь на монастырском содержании.

К истинному счастью для России тяжелая  болезнь  будущего старца и чудотворца не имела смертельного исхода и Господь сохранил его жизнь еще на многие годы. Он выжил, но до конца своих дней страдал воспалением (катаром) слизистой оболочки желудка и кишечника, рвотой, кровотечениями и постоянной лихорадкой, сменявшейся ознобом. Вследствие своего болезненного состояния отец Амвросий до самой своей кончины не мог совершать Литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

С уверенностью можно сказать, что чрез тяжелое испытание болезнью  Всевышнему было угодно очистить Своего избранника от душевных страстей, чтобы явить миру ревностного делателя и «Ангелов собеседниче». Недаром впоследствии отец Амвросий  говорил: «Монаху полезно болеть. И в  болезни  не надо лечиться, а только подлечиваться!»

Сама жизнь подвижника была уже чудом. Трудно даже вообразить, как, будучи прикован к такому страдальческому одру и в полном изнеможении сил, мог он ежедневно принимать толпы людей и отвечать на десятки писем. Воистину на преподобном Амвросии сбылись слова: «Сила Божия в немощи совершается».

«Веселенький»

Несмотря на постоянное недомогание и физическую хилость, силами своей богато одаренной души святой узревал в своем положении великое Божие благо и в свойственной ему шутливой форме часто говорил: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я». Традиция доброй шутки и афористичности, к которой в своих наставлениях прибегал преподобный Амвросий, отразила в себе неиссякаемую жизнерадостность старца.

По свидетельствам схиархимандрита отца Агапита (Беловидова), сколько бы ни приходилось старцу испытывать разного рода скорбей, напастей и болезней, он всегда оставался веселым и спокойным, ничто не могло сильно расстроить его. Лежа на одре болезни, он по обычаю своему шутил с окружавшими его монахами; сам пребывая в крайнем изнеможении, утешал малодушных чрез силу проговоренным словом, или отечески-ласковым взглядом, или прикосновением ослабевшей руки.

Когда же старец находился в сильной болезни, почти все скитские братия, в особенности недавно поступившие послушники, были в унынии. Был в скиту один послушник уже пожилых лет, с лысиной на голове. Расстроенный по случаю тяжкой болезни старца, пришел он в его келейную в надежде получить благословение от старца. С тугою сердечною болью он подошел к лежавшему на койке страдальцу. Преподав благословение, старец слегка ударил его по голове, шутливо проговорив едва слышным голосом: «Ну ты, лысый игумен!» «Как гора свалилась с плеч моих, – сказывал после послушник,– так легко стало на душе». Вернувшись в свою келию, он места не находил от радости: «Боже мой! что же это такое? Батюшка-то, батюшка-то сам едва дышит, а все шутит». Множество было подобных примеров. И так как старец часто сильно недуговал, а совершенно здоровым никогда и не был, то между близкими к нему на вопрос «как здоровье батюшки?» сложился всем понятный ответ: «Он веселенький». Душа старца всегда находилась в тихом и мирном расположении.

Духовный писатель Евгений Погожев (Поселянин) в своих воспоминаниях об отце Амвросии уделял особое внимание именно «духовному оптимизму» святого: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом  радости, учить людей жить счастливо».

«Как легко на душе, когда сидишь в этой тесной и душной хибарке, и как светло кажется при ее таинственном полусвете, –вспоминала одна из духовных дочерей батюшки Амвросия. – Сколько людей перебывало здесь! Приходили сюда, обливаясь слезами скорби, а выходили со слезами  радости; отчаявшиеся – утешенными и ободренными; неверующие и сомневающиеся– верными чадами Церкви. Здесь жил батюшка – источник стольких благодеяний и утешений».

С помощью доброго юмора старец находил ключи к самым разным сердцам; одной послушнице преподобный растолковывал: «Есть смешная, но верная пословица: без струмента и вошь не убьешь. Потребен ноготь. Вот я серьезное и заключил смешным, чтобы тебя, серьезную, сколько-нибудь развеселить. Потому что... всех веселящихся по-христиански жилище в Горнем Сионе (Пс. 86)».

Метким словцом, басней, «старческой шуткой» обращал ко Христу отец Амвросий даже сердца неверующих людей. Один раз приехал в Оптину последователь Льва Толстого, хотел познакомиться со старцем. Мужчину пригласили в келию, и он увидел старичка, лежащего на кровати. Когда на вопрос преподобного Амвросия неверующий ответил, что приехал его «посмотреть», святой улыбнулся, встал на койке и сказал: «Смотрите». Такая кротость и ясный взгляд подвижника в ту же минуту покорили сердце неверующего.

Чада старца вспоминали, что батюшку нельзя было представить без участливой улыбки, от которой вдруг становилось как-то весело, тепло и хорошо на душе, без заботливого взора, который говорил, что вот-вот он для вас придумает и скажет что-нибудь очень хорошее, и без того оживления во всем – в движениях, в горящих глазах, – с которым он вас выслушивал и по которому вы хорошо понимали, что в эту минуту он весь вами жил и что вы ему ближе, чем сами себе.

По словам Евгения Поселянина (Погожева), преподобный Амвросий был не только «великим старцем и прославленным подвижником», но еще и «самым близким, самым ласковым, самым трогательным человеком, какого можно себе вообразить».

Батюшкины «анекдоты»

***

Заходя в хибарку или возвращаясь оттуда через коридор, где в это время сидели на скамьях монахи в ожидании приема преподобного и разговаривали между собою о нужном и ненужном, старец мимоходом скажет: «Народ! Не разевай рот», –давая тем разуметь, чтобы не празднословили и не праздномыслили. Наедине же с кем-либо из праздномысливших заметит иногда: «А ты бы, чем так-то сидеть, прошел бы четочку с молитвою Иисусовою».  Если же старец замечал монахов, сидевших в бесполезной задумчивости, то останавливался по недосугу на краткое время и рассказывал какой-либо смешной анекдот, чтобы разогнать мрак уныния, вроде следующего:

Жил какой-то в монастыре иеромонах, который подписывал свое имя так: напишет сначала букву «ъ» (букву «ер» – М.М.), затем добавит «монах», и выходило – «ер-монах».

***

Приехала как-то издалека к старцу одна барыня, у которой дочь жила в монастыре. Это была очень светская особа, ростом большая и очень полная. В первый раз она видела отца  Амвросия. На общем благословении, посмотрев на его слабые, маленькие и худенькие ручки, она сказала: «Ну что может сделать эта ручка?» Старец ответил ей на это следующим рассказом: «У моего отца был старый дом, в котором мы жили. Половицы в нем от ветхости качались. В углу зала стояла этажерка. На самой верхней полке ее стоял тоненький, легкий пустой стеклянный графин, а на нижней – толстый глиняный кувшин. Вот мы, будучи детьми, однажды расшалились и неосторожно ступили на половицу, на которой стояла  этажерка. Она качнулась, и тоненький графин слетел сверху, сам остался невредим, хотя был на полу, а толстому кувшину отшиб ручку. Мы тогда этому очень удивлялись».

***

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу старец передавал такой рассказ:

Одна исповедница говорила духовнику, что она горда.
– Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?
– Нет, – ответила она.
– Ты талантлива?
– Нет.
– Так, стало быть, богата? 
– Нет.   
– Гм! В таком случае можешь гордиться, – сказал напоследок духовник.

***

Переводами и издававшимися в Оптиной пустыни душеполезными книгами занимались языковед монах Климент Задергольм (впоследствии иеромонах) и монах Анатолий Зерцалов (впоследствии скитоначальник и старец). Им посильно помогал еще один молодой скитской послушник. Благословляя их на книжные труды, старец по обычаю своему рассказал им шутливый и между прочим назидательный анекдот:

«Утонул один монах. Дело о сем поступило в суд. Собрались судьи и начали толковать, как озаглавить дело. Один из старинных писак предлагает написать так: "О потонутии монаха". Ему говорят: это неловко. Другой старичок так  предлагает озаглавить: "О потоплении монаха". Ему возражают: но ведь монаха никто не топил. Наконец один из молодых современных научников сказал: "О потонувшем монахе".
И все согласились».

Этим анекдотом старец давал книжным людям разуметь, что старшие в поручаемых им делах не должны пренебрегать мнением и младшего.

***

Когда старцу написали, что тяжело жить на свете, он ответил: «Потому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни плачут, а другие скачут, но последним будет нехорошо».

***

Один раз старец, объясняя слова апостола Иакова «не мнози учители бывайте», сказал: «Учить – это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять – большие камни на колокольню таскать».

***

«Человек как жук, – размышлял старец. – Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: "Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!" А как солнце скроется, дохнет холодом  и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листику и только пищит: "Не спихни!"»

***

Когда батюшке говорил кто-нибудь: «Не могу» (того-то и того-то потерпеть или исполнить), он нередко рассказывал по этому поводу про одного купца, который все говорил: «Не могу, не могу – слаб». А пришлось ему раз ехать по Сибири; он был закутан в двух шубах и ночью задремал; открыл глаза и вдруг видит точно сияние перед собою, все как будто волки мелькают; глядит – волки. Как он вскочит... да, забыв про тяжесть шуб, прямо на дерево...


***

На вопрос, кем-то заданный о том, сколько раз надо есть в день, батюшка ответил примером:

«Спасался в пустыни один старец, и пришла ему в голову мысль: сколько раз надо есть в день? Встретил он однажды мальчика и спрашивает его об этом, как он думает.
Мальчик ответил:
– Ну, захочется есть, поешь.
– А если еще захочется? – спросил старец.
– Ну так еще поешь, – сказал мальчик.
– А если еще захочется? – спросил старец в третий раз.
– Да разве ты осел? – спросил, в свою очередь, старца мальчик.
Стало быть, – добавил о.  Амвросий, – надо есть в день два раза».

***

Часто старец говорил прибаутками:
Благодушно и благодарно
терпящим всё
обещается там покой.
Да ведь какой?
И сказать невозможно;
только требуется для этого
жить осторожно,
и прежде всего жить
смиренно, а не тревожно,
и поступать как следует
и как должно.
В ошибках же каяться
и смиряться,
но не смущаться.

***

N! не будь как докучливая муха,
которая иногда без толку около летает,
а иногда и кусает
и тем и другим надоедает.
А будь как мудрая пчела,
которая весной усердно дело своё начала
и к осени окончила медовые соты,
которые так хороши,
как правильно изложенные ноты.
Одно сладко,
а другое приятно…

***

На слово не верь всякому вздору
без разбору –
что можно родиться
и что люди прежде
обезьянами были.
А вот это правда,
что многие люди стали
обезьянам подражать
и до степени обезьян
себя унижать.

***

Мать!
Давно было сказано,
чтобы не унывать,
а на милость и помощь
Божию уповать!
Что говорят – слушай,
а что подают – кушай.

***

Благожелательно приветствую о Господе
N многовещанную и других сестер,
которые живут, аки рыбы безгласные,
хотя изредка перышки и поднимают.
Но перо не палка,
и воробей не галка,
и сорока не ворона.
Впрочем, у всех есть своя оборона.
Когда найдет уныние,
прочитывай этот набор слов,
как немец русскомуговорил:
«Экой ты дров!»
Хотел назвать дубиной,
да не сумел.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Троицкий женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург