Владычний монастырь, один из древнейших на Подмосковной земле, был основан в 1360 году святителем Московским Алексием по повелению Пресвятой Богородицы, голос Которой он услышал от Ее иконы. «И в то время, – повествуется в летописи, – паки глас бысть: Алексие, Алексие, постави монастырь во имя Мое в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим».Повинуясь воле Божией и Пресвятой Богородицы, святитель послал своего келейника, инока Варлаама, отыскать место для монастыря и заложить храм. Перед началом строительства Варлааму было видение, о котором он поведал святителю Алексию только перед своим преставлением: «Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и Тоя бысть промыслом. Егда падох, и видех Ангелы держимь монастырь, и Захария в дверех церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим и посади на третией степени».
Более чем 400 лет с момента своего основания Владычний монастырь жил внешне малоприметной, но внутренне сосредоточенной молитвенной жизнью. К концу XVIIIвека обитель пришла в упадок, богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келии и храмы пришли в совершенное запустение. В 1806 году Владычний монастырь был преобразован из мужского в девичий и началось возрождение монастыря, так что к середине столетия число насельниц возросло до 300. Самым замечательным событием тех лет можно назвать явление в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», впоследствии описанное священником обители иереем Иаковом Бриллиантовым со слов одной из сестер – свидетельницы чуда.
После революции, 1919-1920 годах Владычний монастырь был закрыт, сестры выселены. Церковные службы во Введенском соборе монастыря продолжались до 1927 года, затем он был закрыт и последовали долгие годы осквернения. Несколько монахинь монастыря пострадали за Христа и были расстреляны на Бутовском полигоне. К сожалению, не известны их монашеские имена, поскольку в делах указаны только имена мирские. 2 декабря (19 ноября ст.ст.) 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян иерей Иаков Бриллиантов, прослуживший во Владычнем монастыре больше 30 лет до самого закрытия храма. В 2003 году священномученик Иаков был прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. 31 октября (18 октября ст.ст.) 1937 года также в Бутово была расстреляна прихожанка Владычнего монастыря новомученица Елисавета Крымова, после закрытия обители приютившая у себя несколько выселенных монахинь, а также помогавшая другим сестрам, жившим неподалеку.
В советское время на огромной монастырской территории расположилась «школа красных военлетов». Монастырь стал называться Авиагородком. В 1978 году военное училище освободило территорию XVI века, и до 1995 года она оставалась без хозяина. За эти 17 лет монастырь был разрушен, его растаскивали по кирпичикам на гаражи и близлежащие дачи. Рубеж 90-х годов монастырь переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии.
В 1995 году началось возрождение Владычней обители. 5 мая Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычном женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову), возведенную в сан игумении 4 декабря 1998 года. Подробно о возрождении обители можно прочитать на монастырском сайте http://www.inokini.ru/letopis/20/
Сейчас в обители подвизается 24 сестры: 1 схимонахиня, 5 монахинь, 6 инокинь, 2 послушницы и 10 кандидаток в послушницы.
Все вопросы монастырской жизни находятся в ведении матушки игумении, которая распределяет их решение между сестрами. Непосредственный контроль за поведением сестер и исполнением послушаний осуществляет благочинная. Казначея отвечает за бухгалтерию монастыря. Если на одном послушании трудятся несколько сестер, то назначается старшая сестра по послушанию – например, старший трапезник.
День сестер начинается в 6:30 утра с полунощницы. В 7:15 служится Литургия, на которой ежедневно присутствуют все сестры, кроме несущих череду на кухне и в трапезе и читавших ночью неусыпаемую псалтирь. В 10:00 сестры пьют чай и расходятся по послушаниям. В 14:00 бывает обед, в 14:30 – келейное правило.
В 16:00 служится вечерня и утреня, однако в будние дни в это время сестрам могут быть даны послушания. В 19:30 бывает ужин. В 21:00 сестры вновь собираются вместе на повечерие.
В воскресные и праздничные дни полунощница начинается в 7:00, Литургия – в 8:00.
Сестры живут в кельях по одной или по двое. Келейное правило послушницы состоит из 1 кафизмы, 1 главы Апостола, 1 главы Евангелия, поклонов, и 800 Иисусовых молитв. Для инокинь добавляется трехсотница и увеличивается число Иисусовых молитв. Монахини вместо трехсотницы читают пятисотницу, добавляются три канона и акафист. В зависимости от духовного состояния сестры по усмотрению игумении правило может меняться и дополняться. Для углубления в молитву предусмотрен двух-трехдневный затвор с вычитыванием полного круга богослужения.
По всем вопросам, духовным и практическим, сестры обращаются к матушке – лично или через благочинную. Обычно прием сестер по различным вопросам происходит после трапезы. С момента возрождения в монастыре заведено откровение помыслов игумении. Иногда для принятия помыслов у новоначальной назначается одна из старших сестер, но за 20 лет, прошедших с момента возрождения обители, такое было всего 2 раза.
Примерно раз в две недели после вечерней трапезы проходят общие собрания сестер, на которых матушка читает книги святых Отцов о монашестве, разъясняя, как применить прочитанное к конкретным вопросам духовной жизни. Сестры задают вопросы, делятся своими впечатлениями или проблемами. Великим постом на первой неделе в монастыре бывает молчание. Если необходимо задать вопрос, сестры пишут друг другу записки. Каждая неделя великого поста посвящена какой-либо конкретной добродетели. Все насельницы делают упор на одну и ту же добродетель в своей духовной жизни. Также сестры выписывают особенно понравившиеся высказывания святых Отцов и вывешивают их на стенде.
Послушания сестер назначаются с учетом их способностей, образования, здоровья, духовного опыта. Даже хозяйственные послушания должны приносить сестре духовную пользу. Например, послушание трапезника научает сестру заботиться о ближних, ставить проблемы других сестер выше своих.
Послушания сестер связаны с организацией богослужебной и хозяйственной жизни монастыря, а также с приемом паломников. Сестры поют на клиросе, стоят за свечным ящиком, несут послушания алтарницы, звонаря, пекут просфоры, готовят на кухне, несут послушания трапезниц. Летом сестры занимаются озеленением всей территории монастыря и огородными работами. В связи с большим количеством приезжающих паломников, отдельная сестра отвечает за их размещение и контролирует выполнение порученных им послушаний. Сестры сами проводят экскурсии для паломнических групп, преподают в воскресной школе, ведут кружки (церковное пение и английский язык) в открытой в 2001 году при монастыре православной классической гимназия во имя преп. Варлаама Серпуховского. Гимназический хор под управлением сестер поет в монастыре на клиросе в двунадесятые праздники, приходящиеся на будние дни.
Обычно у каждой сестры два или три постоянных послушания, которые чередуются. В основном, храмовые послушания чередуются с хозяйственными. Например, вторым послушанием алтарницы является кухня. Вторым послушанием трапезника является клирос. Вторым послушанием келаря является чтение на клиросе, а третьим - новостное наполнение монастырского сайта и т.п. Для сестер организованы занятия по иконописи, вокалу, сольфеджио и изучению богослужебного устава.
В среднем за год в монастырь приходит две новые сестры. Один год был рекордным, когда сразу поступили восемь человек. Всех Господь приводит разными путями. После собеседования принимаются почти все желающие, если у них нет ограничений по здоровью (психические заболевания). На начальном этапе будущие сестры живут в паломническом корпусе, к ним присматриваются, и лишь потом переводят в сестринский корпус.
В монастыре есть мирские сотрудницы. Ими полностью укомплектован штат иконной лавки, руководителем которой является сестра. Есть два экскурсовода, которые помогают сестрам проводить экскурсии по выходным дням. Часть специализированных хозяйственных работ, которые сестры не могут выполнять сами, поручено сотрудникам. В монастыре наемные электрик, столяр и водители.
Понедельник – выходной день для монастырских сотрудников. Это дает сестрам возможность немного отдохнуть от общения с мирскими людьми.
По словам сестер Владычнего монастыря, главное для них – реальная духовная жизнь, направленная на очищение души от страстей, а все остальное – лишь средства для ведения успешной духовной брани.