Схиархимандрит Иоанн. «О таинстве монашества»

В.В. Каширина

В 2012 году в Германии вышла книга настоятеля монастыря Св. Троицы схиархимандрита Иоанна «О таинстве монашества». В 2016 году в издательстве «Древлехранилище» вышел русский перевод издания, подготовленный монахиней Паисией (Святоезеровой) (Гриф ИС Р16-604-0157).

Автор книги – схиархимандрит Иоанн – родился в 1955 году в г. Хофгейсмаре, окончил церковно-музыкальное училище в Берлине по классу композиции, а затем берлинскую Высшую школу искусств по специальности фортепиано, одновременно прослушав курс лекций по византинистике и религиоведению в Свободном университете. В 1980 году по окончании высшего учебного заведения уехал на Афон, где в 1982 году в Великой Лавре прп. Афанасия Афонского принял монашество.

Годы, проведенные на Святой Горе, были для него временем, исполненным духовной радости. И сейчас отец Иоанн с великим благоговением и любовью вспоминает тех старцев, которые оставили благодатный след в его жизни. Среди них такие известные, выдающиеся личности, как старцы Симеон, Исаия и Филипп из Великой Лавры, старец Ефрем Катунакский, архимандрит Георгий Григориатский и прежде всего  Иосиф Ватопедский, ставший его духовным отцом; но также и менее известные старцы, такие, как Герасим Карейский, старец Хризостом из Капсалы, отец Прокопий из келлии св. Прокопия, старец Иоасаф из братства иконописцев-иосафеев и старец Афинагор из Нового Скита.

В своих ежевечерних духовных поучениях старец Иосиф Ватопедский (тогда еще в монастыре Кутлумуш) особенно ясно и убедительно излагал основы православной аскетики и антропологии. Такие поучительные вечера были для молодого немецкого монаха бесценным сокровищем. От них веяло совершенно иным духом, чем от всего, чему обучают на Западе на занятиях по богословию и философии.

По благословению афонских старцев в 1985 году отец Иоанн вернулся в Германию с целью создания германского православного монастыря, который был основан в 1990 году в местечке Боденвердер-Буххаген и посвящен Святой Единосущной и Нераздельной Троице.

Полученное профессиональное музыкальное образование послужило основой для создания германского церковного пения со своей нотной системой, которое получило название германский хорал. В основу германского хорала легли древние системы церковного пения, в том числе византийское, григорианское и Знаменное. Пение монахов в Буххагене поражает своим молитвенным настроем и устремленностью к Небу.

В монастыре строгий устав, миряне допускаются лишь с пятницы по воскресенье на богослужения и исповедь. Во все остальные дни монастырь закрыт для внешнего мира. Однако паломников принимают и селят в обители, но только мужчин, и их число не должно превышать число монашествующих братий обители. Так благословили афонские старцы, и это правило исполняется непреложно. Ведь монастырь, по слову схиархимандрита Иоанна, – «святыня: для верующих это свет в мире сем, духовное прибежище и поддержка, оплот веры. Но для монашествующего это место жертвы, брани, преображения и испытания».

Многие святые Отцы считали монашество не простым обрядом, а Таинством Церкви. Григорий Палама, великий богослов, отшельник и исихаст XIV в., в «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» писал: «…Что уж говорить о священной молитве или призвании или крестовидном напечатлении в волосах и о прочих символах монашеского усовершения, без которых мы, послушные законоположениям святых Отцов, не признаем монаха!»

Отец Иоанн, следуя этой святоотеческой традиции, Священному Преданию, также считает монашество Таинством Церкви: «Монашество есть плод Божественной посвященности, в котором человек приносит себя как всецелую жертву Богу, Вечному, Невообразимому и Несказанному, Сверхсущей, Животворящей Прапричине Бытия, Единосущной и Нераздельной Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Во время посвящения пред лицем всех ангелов и святых как свидетелей,ритуально совершается жертва, действуя отныне во всю вечность. Вместе с тем Бог, Святый Дух, сообщает посвящаемому Божественную благодать, что проявляется также и через молитвословия и благословения чинопоследования. Согласно православному Преданию посвящение в монашество – это некое мистическое священнодействие, Церковное Таинство, подобное Крещению, рукоположению, миропомазанию, Евхаристии и прочим Таинствам. Символы всецелой жертвы – совлечение мирской одежды и пострижение волос, а символы сообщения Божественной благодати – запечатление (Versiegelung), вручение ризы и священного знамения».

Отец Иоанн пишет, что часто монашеский постриг сравнивают с Таинством Крещения как рождения в жизнь новую, однако эти Таинства имеют существенные отличия: «В текстах чинопоследования ангельского образа и во многих местах у святых Отцов можно найти определение монашеского посвящения как "второго Крещения". Несомненно, этим затронуто измерение, по инициации аналогичное Крещению, которое, однако, находится на ином, более высоком духовном уровне. В то время как Крещение возводит человека из потерянности отдаления от Бога и благодатно присоединяет его мистическому Телу Христову, монашество, поскольку оно связано со всецелостной жертвой, открывает врата истинного познания и тáинственного совершенства».

Однако, хотя монашество одно, существуют три степени посвящения, которые соответствуют определенным этапам развития на монашеском пути, степеням развития Таинства в человеке. При этом уже рясофор, как пишет отец Иоанн, «представляет собой полноценное посвящение, которое может быть преподано лишь после соответствующего испытательного срока. Этому предшествует поклонение («Metanie»), которым посвящаемый приносит вечные обеты и особо обязуется старцу и священной дружине.

Первая степень посвящения соответствует состоянию ученика, который принял твердое решение и с серьезностью ступает по монашескому пути, но находится все же еще только в его начале. Некоторые монашествующие всю свою жизнь пребывают в сем чине, но благодаря послушанию, смирению и самоотверженному служению становятся святыми. Следующая, более высокая степень посвящения проявляет праобраз более отчетливо и должна быть преподана только тогда, когда человек в состоянии выдержать такую четкость, а также имеет и излучает соответствующую харизму. Монашествующий малого образа (μικρόσχημα) должен быть в состоянии вместе с другими понести бремя монастырской жизни, самостоятельно поддерживать ее важнейшие области и быть утвержденным в святоотеческом предании, как в ремесле толковый подмастерье, который понимает свое дело и может работать самостоятельно. И, наконец, посвящение в великий святой и равноангельский образ (μεγαλόσχημα) знаменует мастерство. От монашествующего великого образа ожидается мастерская компетенция во всех духовных, литургических и практических вопросах, имеющих значение для жизни монастыря, но прежде всего это – непосредственное Богообщение (Gottunmittelbarkeit), духовная опытность и рассуждение, исходя из которых сам он живет, а поэтому и другим может дать совет и наставление».

Монах проводит жизнь в постоянном покаянии и сокрушении о своих грехах. В книге отец Иоанн поясняет понятие покаяния, которое часто «истолковывается совершенно ложно, в том духе, будто он должен постоянно угрызаться совестью или искусственно мучить себя. В истории существовали феномены подобных заблуждений; также и некоторые аскетические творения могут быть неправильно поняты, если читать их без опоры на Священное Предание. <…> В греческой трагедии Эдип, осознав свою вину, выкалывает себе глаза, оставляет престол и царство, находит искупление в чужестранствии и становится, наконец, пророком, чье присутствие приносит благословение. Его можно признать античным прототипом кающихся. Граничащие, казалось бы, с сумасшествием крайности являются выражением того глубокого потрясения, которое охватывает чуткого человека, когда в нем возникает понимание изначальной поврежденности человеческого естества первородным грехом, обрушиваясь на него со всей тяжестью и силой. <…> В поучениях свв. Отцов об этом сказано: "Нас не учили быть убийцами плоти, но убийцами страстей". <…>  В аскетическом смысле в покаянии всегда звучит и духовное пробуждение, а поскольку открываются душевные очи, то приходит познание и созревает духовное восприятие. Этот процесс неоднократно описан в Евангелии, например когда Мария Магдалина после Воскресения принимает Господа за садовника; но когда Он называет ее по имени, то оборачивается и узнает Его. Петр, когда Господь трижды вопрошает, любит ли он Его, сначала приходит в смущение, но затем оборачивается и "видит ученика, которого Господь любит". В этом оборачивании, или обращении, человек пробивает оболочку внешнего, плотского сознания и вступает в Вечность, в Свет Воскресения».

И наконец поистине глубокой верой исполнены слова старца Иоанна о современном монашестве: «Многие православные монастыри по сей день являются носителями и средоточиями сокровенного духовного предания».

Приглашаем вас прочитать книгу схиархимандрита Иоанна «О таинстве монашества» и познакомиться с духовным опытом нашего современника, носителя афонской традиции. В книгу вошло предисловие митрополита Западно- и Среднеевропейского Антония (Болгарской Православной Церкви), предисловие переводчика, жизнеописание старца, а также раздел «Примечания», образовавшийся в результате совместного труда старца и переводчика, в котором объясняются некоторые аскетические термины. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумен Серафим (Симонов)
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Вольский Владимирский женский монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
День памяти преподобноисповедника Рафаила Оптинского
Игумен Серафим (Симонов)
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
К 90-летию со дня кончины преподобноисповедника Никона Оптинского
Вольский Владимирский женский монастырь
Ко дню памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского
День памяти преподобноисповедника Рафаила Оптинского
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь