В Новой Третьяковке на Крымском Валу проходит уникальная (даже по меркам Третьяковской галереи) литературно-художественная фотовыставка, названная несколько необычно – «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом». Ее авторы – режиссер театра и кино Эдуард Бояков и фотохудожник Михаил Розанов. Этот художественный проект создан при поддержке Русского Художественного союза и корпорации «Синергия».
Но прежде этой выставки была книга, точнее фотоальбом «Стена и Слово», который еще в прошлом году Эдуард Бояков и Михаил Розанов представили на суд общественности. Фотоальбом (его можно приобрести в книжной лавке Третьяковки), в котором авторы разместили более сотни черно-белых панорамных фотоизображений десяти русских православных монастырей, сопроводив иллюстрации историческими и философскими литературными эссе. Этим альбомом заинтересовалась Третьяковская галерея, – так и возник выставочный проект.
Выставка «Стена и Слово» – очень необычная экспозиция, побуждающая к размышлениям. Монастырские стены в залах Новой Третьяковки словно оживают в кругах света, и память невольно все время возвращается к первым строкам Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1).
…Десять залов, в которых представлены монохромные фотоизображения десяти монастырей. Интересно, что из сотен православных обителей, расположенных на территории России, авторы выбрали именно эти десять. Каждому монастырю, по замыслу авторов, соответствует конкретная миссия, предназначение на земле, которое можно выразить одним словом:
Троице-Сергиева лавра – «Царство».
Серафимо-Дивеевский монастырь – «Праведность».
Кирилло-Белозерский монастырь – «Аскеза».
Верхотурский Николаевский монастырь – «Переход».
Посольский Спасо-Преображенский монастырь – «Политика».
Введенская Оптина пустынь – «Знания».
Успенский Псково-Печерский монастырь – «Рубеж».
Абалакский Знаменский монастырь – «Воинство».
Костомаровский Спасский монастырь – «Тайна».
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – «Подвиг».
Экспозиция выполнена очень продуманно и стильно: полумрак и черные стены, на них – большие черно-белые фотоизображения, подсвечиваемые светодиодными прожекторами.
Название экспозиции – «Стена и Слово» – весьма точно передает ее основной смысл. Стена… Посетители видят монастыри лишь снаружи, только фасады, ни одного изображения интерьера. И еще одна особенность – все обители специально запечатлены без людей, чтобы никто и ничто не отвлекало от погружения в то мистическое состояние, какое возникает, когда смотришь на монастырские стены.
В одном из интервью фотохудожник Михаил Розанов так рассказывал о процессе создания этих фотокартин: «Почти год мы ездили, выбирая для каждого объекта время года. Поэтому какие-то обители запечатлены зимой, какие-то летом. Но это не отражается в цвете. Цвет я не люблю – он отвлекает от главной мысли. Все снимки выполнены в монохроме. Важным принципом было – снимать монастыри без людей. Это специальная концепция. Наша задача была запечатлеть вечность».
Задача, стоявшая перед Михаилом Розановым, была очень и очень непроста. Весьма интересный ход, придуманный фотохудожником, – представить обитель в черно-белых тонах (лишь на некоторых фотокартинах незаметно, в отдельных местах, и то если приглядеться, можно увидеть полоски или пятна голубого неба) – действительно, создает ощущение торжественности, строгости, вечности. Каждый из десяти монастырей смотрится по-своему: у одного белые стены сливаются с окружающим снегом; другой утопает в расцветающих деревьях; третий прячется в каменных расщелинах или напоминает неприступный замок. Мы видим то монастырские крыши с десятком куполов, то грозные стены, нависающие над водой, то маленькую одинокую колокольню…
Не менее трудная задача выпала и на долю Эдуарда Боякова – работа со словом. Вот небольшая цитата из эссе, посвященного Успенскому Псково-Печерскому монастырю: «На западе все емко и плотно, здесь русское православие лицом к лицу встречается с иной цивилизацией и становится неизбежным участником спора “А Европа ли Россия?” Именно Печоры – место цивилизационного рубежа. <…> По сути, Псково-Печерский монастырь – это рубеж, граница во всех отношениях между Западом и Россией, между православием и инославием, между русским этносом и нерусским (рядом викинги, которых можно призвать на княжение, но все равно не подчиниться как колония), между этой жизнью и последующей, загробной».
Весьма подробные эссе о каждом монастыре предшествуют их изображениям. Эдуард Владиславович не только описывает особенности каждой православной обители, но и указывает на конкретную миссию, которую выполняет монастырь. Правда, лично мне отношение некоторых «миссий» к конкретным монастырям показалось, как говорится, несколько притянутым, но, с другой стороны, авторы имеют право предлагать свое видение.
«“Стена и слово” – это наше с Михаилом Розановым личное путешествие вглубь русского православия, – так представляет этот проект Эдуард Бояков. – Русский монастырь – это духовный и антропологический рубеж между горним и бренным, между небом и землей. Отсюда и подзаголовок: “Русский монастырь на границе с небом”. Граница здесь – ключевое слово. Монохромность отражает этот смысл. Слова, определяющие суть обители, – не культурологические свойства, а антропологическая норма, к которой должен стремиться каждый – что монах, что мирянин. Каждый из нас должен стремиться стяжать праведность, ценить знание, находить в своей жизни место для подвига».
Тех, кого заинтересовал мой рассказ о выставке «Стена и Слово» в Новой Третьяковке, хочу предупредить: экспозиция будет открыта только до 20 августа. Поспешите!
Петр Селинов
Фото: Владимир Ходаков