Святая затворница Варвара – покровительница нового монастыря

Монастырь в честь блаженной Варвары Скворчихинской

Вдали от городов и оживленных магистралей, у небольшого селения Скворчиха Ишимбайского района Башкортостана, с марта 2012 года по благословению правящего архиерея, епископа Салаватского и Кумертауского Николая идет строительство женского монастыря. С этим чудным – в окружении холмов, лесов и полей – уголком Башкирской земли неразрывно связано имя дивной угодницы Божией святой блаженной Варвары Скворчихинской.  

Родилась блаженная Варвара 20 ноября 1890 года в семье скромного сельского батюшки, потомственного священника Василия Александровича Архангельского. В два года Варенька стала сиротой: матушка Екатерина Евлампиевна умерла, и родную мать детям священника Василия заменила чужая бабушка-просфорница. Спустя пять лет, 9 апреля 1897 года скоропостижно скончался и отец Василий.

Варвара Васильевна окончила епархиальное женское училище в Уфе и стала учительницей. Жила одиноко, от замужества решительно отказалась, избегала увеселений; круг ее интересов составляли школа, храм, молитва и духовное чтение. Была строгой, аккуратной, скромной, но одевалась красиво, по-городскому, за что ее прозвали «куколкой». На селе ее уважали, величали «по батюшке», а праведница говорила:  «Когда меня по отчеству называют, то отца моего поминают». Учеников она любила, и они были к ней очень привязаны. В 1920-е годы, в разгул воинствующего безбожия Варвара Васильевна учила детей не только школьной науке, но и вере, не боялась приглашать на уроки священника. 

Подвиг юродства начался в 1928-1929 годах, после того как директор школы запретил говорить детям о Боге, прибавив: «Товарищ Ленин сказал, что Бога нет». На что Варвара Васильевна ответила:

– А куда же Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра не будет?! Ну ладно, до свиданья, – неожиданно попрощалась она и больше в школу не пришла.

В тот же день она выкинула столы и табуретки из своей комнаты во двор, перевернув их вверх ногами, как бы свидетельствуя, что жизнь поставлена с ног на голову. Раздала всё свое скудное имущество. Обернула голову красным платком, показывая, что красное безумие овладело умами людей.


Около 1930 года блаженная стала подвизаться как затворница. Выкопала родничок недалеко от своего дома и только из него брала воду. Этот родник и поныне почитается святым и целебным.

Все посещавшие в то время блаженную единогласно свидетельствуют о необыкновенной высоте ее подвига. Несомненно, своей жизнью она являла полноту бытия человека в Духе Святом. Одежда затворницы всегда была  простой, темной, но опрятной. Летом чаще ходила босиком, только зимой в сильный мороз обувалась в валенки. Когда блаженную Варвару одевали после смерти, открылось, что годами она носила рубашку, в которую вставляла булавки, остриями к телу.

Подвиг затворничества длился около тридцати шести лет, и с течением времени затвор становился все более строгим. С начала 1950-х блаженная перестала топить печку даже в лютые морозы, жила почти в полной темноте: мрак в ее жилище – полусгнившем сарае на окраине села – лишь немного рассеивали свет свечи или мерцание лампадки.

Дар прозорливости Варвары Васильевны заметили уже в 1930-е годы. Открыто ей было и настоящее, и прошлое, и будущее. Множество людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливаемой просящим по молитвам Варвары-затворницы. Во время Великой Отечественной войны женщины просили Варварушку сказать им, жив ли муж, сын  или брат. Свой дар Варвара Васильевна оберегала, открывала Божию волю только в случае действительной необходимости. Когда же к ней шли с пустыми вопросами, говорила: «Я не гадалка!»

За все годы затвора блаженная ни разу не была в церкви, однако ее посещали священники и причащали Святых Христовых Таин. Верующие привозили ей просфоры, свечи, лампадное масло, церковные книги с крупным шрифтом. До пожара в доме у блаженной были иконы, но в пожаре все сгорело. Она долго ходила по пепелищу, искала иконку – материнское благословение, и радовалась, что нашла. Церковь, церковное пение блаженная очень любила. Иногда просила приходивших девушек петь молитвы, духовные песни. Многим говорила, что любит службу, и особенно вечерню. Людям наказывала ходить в церковь.

Своих духовных чад Варвара Васильевна наставляла читать молитву Святой Троице минимум 12 раз утром и вечером: «Это для вашего спасения», – повторяла подвижница. Любила блаженная святых, почитала святителя Николая Чудотворца и еще не прославленного тогда Иоанна Кронштадтского. По-особому чтила день Ангела – память святой великомученицы Варвары 4/17 декабря. Непременно передавала записочку о своем здравии в храм на Литургию и на молебен с акафистом. Приходивших наставляла: «Чти свой день Ангела как Пасху». Памятовала блаженная об усопших родных, многих просила молиться о них домашней молитвой, а также через близких верующих передавала в храм записки о упокоении и милостыню.

Душа блаженной мирно отошла ко Господу утром в воскресенье 14/27 февраля 1966 года. Как жила в уединении и затворе, так и скончалась она одна, никого рядом не оказалось. Соседи собрали блаженную в последний путь: была  она сухонькая, маленькая и легкая, как девочка. Сообщили в ишимбайскую Троицкую церковь, оттуда приехали певчие; молитва у гроба не прекращалась.

Весть о кончине затворницы распространилась, и отовсюду стали собираться поехали в Скворчиху люди. Ишимбайские хотели было забрать блаженную в город и похоронить там, но местные скворчихинские не дали, даже председатель колхоза сказал: «Я из своей деревни ее никуда не отдам, потому что когда она здесь, у нас все родится…» Простой деревянный гроб до кладбища несли, сменяя друг друга, девять девочек-десятиклассниц, которых прислал председатель, – ведь хоронили подвижницу-девицу. Пели певчие, пел народ. Священника не было, совершать требы вне церкви не разрешалось, и отпели блаженную заочно.


Во время похорон Господь показал многими чудесами, сколь угодила Ему жизнью и подвигами Варвара-затворница. В ее сарае обитало множество голубей, и они сопровождали гроб до самого кладбища, кружили над могилой, пока на ней не водрузили крест, а затем незаметно исчезли. И все это время удивительно играло всеми лучами солнце – как на Пасху!

В 2001 году блаженная Варвара Скворчихинская прославлена в лике святых. После обретения ее честные мощи почивали в мелеузовском храме Казанской иконы Богородицы, затем в храме Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев поселка Приютово Белебеевского района. В мае 2016 года  честные мощи блаженной Варвары Скворчихинской вернулись на место ее подвигов, в Скворчиху, сейчас это главная святыня строящегося монастыря.


В пространном Житии святой Варвары приведено множество случаев исцелений, спасения от неминуемой гибели, помощи в скорбях и нуждах, полученной приходившими к праведнице и при ее жизни, и после кончины. В  обители хранятся письма благодарных паломников, свидетельствующих о чудесах  по молитвам у святых мощей скворчихинской затворницы. Нет такой скорби, в которой просящий не нашел бы утешения у святой; особенным ее покровительством пользуются бездетные супруги, учителя и учащиеся.


Милостью Божией и по молитвам блаженной за сравнительно короткий срок (пять лет) это святое место преобразилось. Возведен скромный, с любовью отделанный храм в честь святой Варвары Скворчихинской, построенный в форме корабля. «Это наш корабль спасения», – говорят насельницы обители. В храме установлен замечательный иконостас ручной резьбы, изготовлена резная же тактильная ростовая икона блаженной.

Над источником, долгое время остававшимся неблагоустроенным, сейчас построена часовня,  сооружена небольшая купель. На месте сгоревшего сарая, в котором подвязалась блаженная, также поставлена небольшая деревянная часовенка.

Постепенно наладилась монашеская жизнь в обители. Сейчас ее возглавляет  старшая сестра монахиня Вера (Ионова). В храме регулярно совершается Божественная литургия. Ежедневно у раки с мощами читается акафист угоднице Божией. Утром и вечером – общее молитвенное правило в храме. После вечерней молитвы сестры обходят монастырь крестным ходом.

Святая подвижница не только пребывает мощами в монастыре, она слышит и благословляет всех, кто молитвенно обращается к ней.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Казанская Амвросиевская женская пустынь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь