О Рождестве Христовом, о вечном и непреходящем рассуждает благочинный Новоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Иаков (Тупиков).
Рождение человека в мир... Для всех нас это событие является обретением самого бытия, жизни как таковой. Мы входим в мир Вселенной, который существовал до нас тысячелетия, и который становится первым нашим домом, а мы его частью. Но мы входим в него из небытия, ведь до этого момента рождения мы существовали только в предвечном Божием замысле любви. Бог нас творит как личностей из ничего, лишь телесный наш состав Он берет от наших земных родителей. Прежде же нас не было нигде, ни в каком виде, и, что удивительно для нашего личного сознания, могло бы никогда и не быть.
Для Бога же Слова рождение Его в наш мир − это воплощение. Он − Присносущный, оставаясь Богом, становится еще и настоящим человеком, воспринимает на Себя нашу природу, становится таким же, как и мы, одним из нас. И значение этого события, которое совершилось в истории, в конкретном месте и при определенных обстоятельствах, несоизмеримо ни с чем из истории всего мироздания, даже с его сотворением. Событие это изменило судьбу человечества и всей вселенной, всего созданного. В полноте понять это невозможно, как невозможно и осознать все значение случившегося, все величие и масштаб Боговоплощения. Мы не можем это вместить и осмыслить по разным причинам, основная из которых − это наша ограниченность и помрачение. Но благодаря откровению, благодаря нашим святым отцам, которые смогли сформулировать истину в словесных догматах и определениях, мы – христиане − через нашу веру и жизнь по вере, можем отчасти, в какой-то малой мере, духовно проникать в эту «великую благочестия тайну», приобщаться к ней и переживать ее в Церкви Христовой.
Рождение Богочеловека в мир... Как говорит апостол Павел, это «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти... показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире...» (1Тим. 3:16). Мы знаем из Благовестия, как и когда это произошло. Святые отцы в доступных для нашего человеческого понимания формулировках определили причины, суть и последствия Рождения Христа, Его прихода в мир как Спасителя. Мы теперь − счастливые обладатели полноты учения Церкви о нашем Господе, можем православно исповедовать истину, знать ее, стараться соответствовать ей своей жизнью, хранить ее и радоваться этому великому дару знания и возможности его реализовать ко спасению. Но так было не всегда. Со времен первых веков христианства Церковь была вынуждена бороться за верное, православное понимание сути Боговоплощения, того, Кто есть Христос, что Он принес Собой в мир, каков путь обожения людей и спасения во Христе. Нужно было время и слово святых Соборов, чтобы люди поняли и вместили великое и потрясающее знание: Кто же на самом деле пришел к нам, какова природа Иисуса, Который родился от Марии, умер на Кресте, воскрес в теле и вознесся от нас в мир иной. Другими словами, Бог − Истина явил Себя рождением в мир смиренно, не объявляя о Себе явно, Кто именно Он есть, явился ради нашего спасения, а мир постепенно открывал для себя Истину, приобщался Христу в Его двух природах как Богу и Человеку, воцерковлялся. Церковь Божия вмещала в себя все больше и больше людей и приобщала их этой спасительной Истине. Проповедь Евангелия охватила вселенную, и вот уже нет на земле уголка, где бы человек не смог узнать о том, что в мир пришел Бог. До этого же история Церкви знает множество сомнений и лжеучений, которые по немощи людей и попыткам врага рода человеческого возникали в том или ином виде, в том или ином месте. И все это могло быть потому, что сама истина Боговоплощения настолько несоизмерима со всем остальным нашим знанием, настолько таинственна и глубока, что самые великие умы человечества замирали перед ее величайшим смыслом в изумлении и молчаливом созерцании.
Предвечный Божий замысел о мире и человеке, предвечный совет Пресвятой Троицы вмещал в себя это великое дело Бога: соединение с миром таким вот наитеснейшим образом, через рождение Христа − Сына Божиего. И этот замысел изначальный был сокрыт даже от ближайших Сил Небесных − служебных духов, которые пребывали в любви Божией с момента творения. Эта тайна открылась самим действием, самим воплощением Бога, Который взял на себя наши ошибки, претыкания, грехи, болезни, соблазны и немощи. Одним человеком в нашу жизнь вошла смерть и разлучение с Раем, когда Адам споткнулся, ушел от Бога, стал смертным, и мы − его дети и наследники всего того, что он собой приобрел, утеряв вечную жизнь и благобытие. Также одним Человеком Христом, Его рождением, мы вновь обретаем Рай Небесный и нечто даже превосходное с этим − родство с Богом, родство реальное и уже неотъемлемое, вечное. Как говорит святитель Афанасий Великий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Богом по благодати, по дару, а не по своей сущности тварной. Бог соединился с человеком, с каждым из нас, со всеми нами. И что получилось? Явилась Церковь, она и есть Царство Небесное: Бог и люди − Его дети. Мы − дети Божии, настоящие дети, а Он − наш Отец, и это благодаря рождению Христа, Его вочеловечению.
Все те, казалось бы, безответные вопросы человечества, которые мучили на протяжении веков даже праведников и людей, любящих Бога, нашли неожиданно, даже для ангелов, свои ответы в Самом Христе. Ответом явился Он Сам, Любовь, Которая воплотилась и приняла всё на себя, все проклятия и последствия греха первого и всех грехов наших последующих. Отныне мы свободны и счастливы вечным наивысшим счастьем свободы и жизни совершенной. Но для этого нужна наша вера и доверие Отцу, наш ответ, пускай и детский, но настоящий, − мы не чужие Богу, и хотим быть Его детьми, хотим быть с Ним уже в этой жизни. По сути это то, о чем говорит Господь, когда заповедует нам быть как дети: «...истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Это означает, что нам нужно так мыслить, стараться так жить, так относиться к Богу, как Его святые, осознавая себя Его детьми, относятся к жизни и к Нему; те, кто уже личным опытом пережили и вместили это реальное сыновство, узнали любовь отеческую Божию на себе и освятились, соединилися с Ним, стали подобны Ему в свою меру. Нам, конечно, если и не получится исполнить их меру, то нужно, хотя бы, стараться не огорчать Бога, быть детьми, которые хоть и склонны к непослушанию, но любят Отца своего, верят Ему, стараются поступать по любви к Нему. А со стороны Бога уже все сделано для того, чтобы мы могли приходить к Нему в святости. Как говорит преподобный Ефрем Сирин: «...для сего-то Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась к всему святому». И даже к временным наказаниям со стороны Бога нам следует относиться, как к вразумлению отеческому, родительскому. Ведь если, по слову Христа, земные родители дают своим детям полезное, а не вредное, пекутся о них, заботятся, даже тогда, когда те непослушны, то тем более Отец Небесный, наказывая, делает это, спасая нас, а не отвергая. В этом Его любовь проявляется, а не гнев, проявляется не меньше, чем в его милостях и дарах, которые Он дает нам ни за что, даром. Поэтому мы − дети своего Отца можем от всего сердца в любой момент нашей жизни повторять за святителем Иоанном Златоустом: «Слава Богу за ВСЁ!». И в великий Праздник Рождества Христова мы заново переживаем эту любовь Божию, заново вместе со всей Церковью радуемся и славословим Бога:
«Небо и земля сегодня соединяются Христовым рождением. Сегодня Бог на землю приходит, и человек на Небо восходит. Сегодня ради человека становится видим плотью Тот, Кто невидим по естеству. И мы ради этого, славословяще, Ему воспеваем: слава в Вышних Богу, и на земле мир даровало Твое пришествие, Спасе наш, слава Тебе!» (стихира на литии, глас1, перевод на русский язык).