Воин Христов и милостивый пастырь

Памяти архимандрита Германа (Чеснокова)

16 августа исполняется 9 дней по преставлении ко Господу насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Германа (Чеснокова). Около сорока лет батюшка нес тяжелейший крест изгнания злых духов, проповедовал покаяние народу, исходящему из безбожного плена. Сергиево-Посадский храм Петра и Павла, Воскресенское подворье лавры, где настоятельствовал отец Герман, стал центром исцеления и просвещения многих. О новопреставленном пастыре рассказывает трудившийся под его началом иеромонах Памфил (Осокин).


Как отец Герман стал монахом

В духовном центре России Свято-Троицкой Сергиевой лавре будущий архимандрит, подвижник наших дней отец Герман оказался так.

Родился он в городе Лабинске, что на Кубани. Семья родителей была многодетная, верующая. Он появился на свет на третий день праздника Успения Пресвятой Богородицы, в период попразднства – 30 августа. А год был 1941-й… Уже началась война. В этом году его и окрестили. Нарекли крещаемого Александром – в честь святого благоверного князя Александра Невского, даровавшего русскому народу многие победы.

В школу Александр пошел в 1948 году, окончил ее в 1959-м. Потом служил в армии, в пограничных войсках. Демобилизовавшись, трудился в родном городе на заводе, заочно обучаясь там же в сельскохозяйственном техникуме.

А после поехал поступать в Московскую духовную семинарию. По окончании обучения в 1973 году сразу же был зачислен послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. 16 августа 1976 года в Троицком соборе, у раки со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского, наместник обители архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг его с наречением имени Герман – в честь преподобного Германа Аляскинского.

Этому предшествовал удивительный случай, о котором батюшка часто рассказывал…

Как и все выпускники семинарии – Александр Чесноков задумался, какой жизненный путь избрать? И вот, вернувшись после молебна преподобному Сергию в келью, по благословению лаврского духовника сказал себе так: «Если кто-нибудь придет сейчас ко мне, буду монахом».

Через короткое время стук в дверь:

– Молитвами святых отец наших…

– Аминь.

На пороге стоит послушник и протягивает соль… Сам Александр ни о чем таком не просил… Так что увидел в этом явное указание Божие – еще и подтверждаемое словами Евангелия: вы – соль земли (Мф. 5:13).

Так и выбрал монашеский путь.

Отец-строитель и ревностный настоятель


В том же 1976-м, буквально через полгода, 5 декабря, от рук епископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы отец Герман принял диаконский сан. Еще через полгода, 2 апреля 1977-го архиепископ Дмитровский Владимир рукоположил его во иеромонаха.

В Лавре отец Герман нес разные послушания. Обладая хорошим слухом, пел и регентовал. Потом три года служил в Преображенском храме Афонского подворья. Это было в начале 1980-х, а к концу этого десятилетия возведенный в сан игумена, он был назначен настоятелем Воскресенского подворья Лавры – Петропавловского храма близ обители, где и прослужил более 30 лет. За эти годы храмовый комплекс был полностью восстановлен и построены новые здания, организованы воскресная школа и просветительские курсы для взрослых.

Отец Герман очень ревностно относился ко всему, что происходило в храме. Всё делалось так, как он говорил, – точно по струнке всё подтягивал: служение требует благоговения, внимания ко всему, мелочей не бывает.

Моет уборщица, например, пол, а он подойдет:

– Здесь помыла, а здесь почему нет? – даже какие-то укромные уголки не скрывались от его взора. Все должно было быть в церкви вычищено, блестеть. А уж тем более в алтаре за всем очень строго следил.

Вникал и во все, что на клиросе происходит: как и что поют, – помнил свое первое послушание. На молебнах, которые служил он после Литургии, всегда сам так и регентовал.

Он, кстати, и в росписи восстановленного им храма Петра и Павла принимал участие. А потом на Рождество часто раздаривал всем праздничные иконки – на них как раз та самая Рождественская фреска его работы. В свое время он учился у выдающегося иконописца XX века монахини Иулиании (Соколовой), трудившейся над реставрацией Лавры по ее возвращении Церкви после войны.

Образ милостивого монаха, пекущегося о спасении всех

У отца Германа на подворье всегда было много семинаристов. Они женятся, рукополагаются, а доходов еще никаких. Батюшка и привлекал их к служению в своем в храме Петра и Павла. А финансовую им помощь «лептой вдовицы» называл. При том, что он раздавал нуждающимся последние средства, каким-то чудесным образом они у него не иссякали – видя его отзывчивость, народ ему тоже что-то постоянно жертвовал. Прямо как у праведного Иоанна Кронштадтского!

Отец Герман являл образ милостивого монаха, который и в материальных нуждах обездоленных принимал участие, чтобы сердца их не ожесточались, но особо и о просвещении мирян заботился – о том, чтобы их духовно насытить, на путь истинный наставить.

Причем преподавание в организованных на подворье воскресных школах и богословских курсах было поставлено так, что там опыта и семинаристы старших курсов, и учащиеся Московской духовной академии набирались. То есть отец Герман умел как-то «многовекторно» задачи решать: все у него были задействованы, все рады, накормлены, пристроены.

Но главное, рядом с ним всегда была школа молитвы. Больше всего сам батюшка, при всех его трудах и попечениях, все-таки молился о всех и за вся. Он и правило свое монашеское всегда неукоснительно соблюдал.

Единство со всей братией

На богослужении отец Герман старался быть каждый день – даже когда сам не служил, поминал-поминал-поминал, а после становился за шторкой, где висят облачения, и потихоньку незаметно молился, – но это если оставалось время после поминовения множества записок. Ему еще и записочки с просьбами о сугубой молитве передавали.

На проскомидии отец Герман поминал очень много имен – от просфоры в его руках незаметно могла остаться только сердцевина, маленький кусочек.

В алтаре Петропавловского храма обязательно прочитывался заздравный и заупокойный синодик с именами всей лаврской братии. Однажды он куда-то запропастился, и отец Герман так алтарникам и сказал:

– Литургию не начнем, пока не найдете.

Он с большим трепетом и благоговением относился к собратьям, жившим в стенах Лавры, чувствовал единство со всеми и старался всегда братию поддерживать, особенно молодых послушников, тем самым и их приобщая – укореняя в братстве. Служа на Воскресенском подворье близ Лавры, батюшка при любой возможности спешил всегда в Троицкий собор поклониться преподобному Сергию, да еще и братию, дежурящую там, заодно всегда поприветствует-подбодрит.

Лаврские традиции

Все у отца Германа на Воскресенском подворье происходило в соответствии с лаврским традициями. Например, как в Лавре после воскресной Литургии Чин о Панагии совершается, так и там – пусть и без Панагиара, но все служащие собирались, выстраивались по двое и таким крестным ходом под пение стихиры «Совет предвечный…» шли в трапезную. Отец Герман эту стихиру Благовещения очень любил.

Пропев вместе со всеми молитву перед трапезой, батюшка благословлял «пищу и питие», а сам внезапно исчезал. Потом прибежит, когда уже все покушали:

– Ну, что, благодарим Бога?

Опять со всеми помолится, и тут уж подзывает чтеца:

– А ты садись на мое место.

Это тоже, кстати, монастырская традиция: на Афоне, например, во всех монастырях так принято – игумен в благодарность за чтение обычно потчует чтеца со своего стола. Так отец Герман сам вообще не поест, а чтецу такую честь окажет… Смиренномудрием, – как сказано у апостола, – друг друга честию болша себе творяще (Фил. 2:3).

Крест общения


Утром батюшка каждый Божий день был на Литургии, потом у него отчитки начинались, а после он уходил в крестильню и вел там свои бесконечные беседы с паломниками. Его служение было вот таким: любвеобильным, пастырским. Он не боялся сказать лишнее слово. Если это кому-то могло помочь, готов был говорить часами.

Известны слова преподобного Серафима Саровского: «Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения». Но батюшка нес этот крест. И ехали же к нему люди зачастую совсем внутренне неустроенные и не понимающие, кто такой вообще священник, а просто где-то ищущие помощь; или скандально настроенные, ропщущие и критикующие всех, – с такими попробуй целыми днями побеседуй… А батюшка забывал о себе и не обращал внимания на усталость.

Он вообще всех людей привечал: и тех, кому действительно помощь нужна была, и тех, кто и сам не знал, зачем пришел да отвлекает старца. Не помню, чтобы кого-то он отверг. Хотя и мог поначалу ответить достаточно жестко, вероятно, обличая какие-то скрытые страсти и нераскаянные грехи.

Исполнение заповедей, как огненная оболочка, оберегает от темной силы

В проповедях отец Герман мог чуть ли не всю Библию пересказать, заповеди Ветхого и Нового завета перечислить, вкратце историю церковную перебрать по важным смысловым вехам, и все это еще переложить так, чтобы соотнести с нынешним временем и реалиями, проблемами жизни каждого из приходящих к нему.

А это все были, как правило, исстрадавшиеся люди – и из простых, и из преуспевающих, – он не делал, по наставлению апостола, различия (см. Иак. 2: 1–6). Всех принимал. Многих обращал к исполнению заповедей. Даже если приходил к нему человек, порабощенный одержимостью, – подсказывал, что, если научиться постепенно применять заповеди в своей жизни, они освободят и, как огненная оболочка, будут оберегать впредь от бесовского вторжения (из слова святителя Иоанна Златоуста «О злых духах»). Нянчился со всеми, учил.

Говорил: «Господь, по выражению святых отцов, употребляет демонскую силу именно как бич для наказания грешников». Сейчас многие переживают: отца Германа не стало, и отчиток нет... Но нам же столько Таинств церковных дано, чтобы очищать душу и делать ее неприступной для бесов.

Верующих призывал быть активнее. Добиваться, например, преподавания детям в школах Закона Божиего, – недоумевал: как же столько людей по незнанию и неразумию погибает. Пропаганда-то греха сильно развита. «Тысячесерийные фильмы на погибель душ, – сокрушался, – постоянно транслируют», а крепких основ нравственности с детства юноши и девушки не получают. От того и семьи разваливаются: аборты, пьянство, прелюбодеяние, – а если дети и рождены в таких браках, то сколько им скорби…

Призывал чаще в храм ходить, пока время благоприятное, – напоминал, – вот, теперь день спасения (2 Кор. 6:2).

Отчитки

О том, что происходит с человеком, отпавшим от Бога, отец Герман говорил особенно впечатляюще в своих проповедях на «Чине изгнания злых духов из человек», которым ему еще в 1982 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена поручил заниматься Духовный собор Лавры. Почти сорок лет батюшка нес это служение. Сначала долгие годы отчитывал бесноватых в надвратном Предтеченском храме Лавры.

Кстати, когда он еще учился в Московских духовных школах, как-то пришел к лаврскому старцу, а тому перед тем явился святой Иоанн Предтеча и предсказал этому должному сейчас прийти чаду и монашество, и служение в посвященном ему храме. Так всё и произошло.

Предтеченский храм примыкает к братскому корпусу, и отцы, бывало, слышали крики, гам бесноватых, когда отец Герман отчитывал. Потом, после 2014-го года, при ухудшении состояния его здоровья, которое во многом, вероятно, и было подорвано на этом многотрудном поприще боев с темной силой, он уже стал отчитывать на своем подворье – в Петропавловском храме.

Именно отец Герман продолжил лаврскую традицию отчитки, установившуюся в Лавре с ее открытия, после кощунств, происходивших при советской власти. Как шутил один из отцов:

– В СССР после всего, что в нем происходило, не бесноватых нет, – отчитывали заодно и тех, кто сопровождал болящих.

До отца Германа в Лавре отчитками занимался архимандрит Адриан (Кирсанов), которого перевели потом подальше от столицы в Псково-Печерский монастырь, потому что однажды в Загорск наведалась какая-то комиссия высокопоставленных особ, и один из них при виде монаха, несущего подвиг изгнания злых духов, сам вдруг начал бесноваться…

В Великие дни бесы особенно неистовствуют

На службах у отца Германа даже неверующие начинали молиться. Тем более если там присутствовали те, кто уже съезжался на отчитку, которая начиналась после Литургии, – то там такого насмотришься, что взмолишься! Как-то на Страстной седмице в Великий Четверг или Пятницу в храме так одержимые начали кричать, что уши закладывало от их рева, а батюшка на них и внимания не обращал. Многие думают, что обычно так называемые «кликуши» на службах отца Германа кричали, чтобы поднять, мол, авторитет батюшки, но с ним это не проходило, отец Герман таких видел и сразу же выгонял из храма.

После совершаемых им отчиток многим одержимым становилось заметно лучше: отец Герман, бывало, окропит святой водой, и недугующие в себя приходили. Или как-то принесли какого-то совсем уж расслабленного человека, а он после отчитки вдруг прямо ожил и стал от радости обниматься со своими близкими.

Господь так же, как когда-то Сам поднимал расслабленных, – опущенного, например, пред Ним сквозь кровлю (см. Мк. 2:2–5), – действует через Своих служителей и поныне. Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14), – отец Герман всегда, напоминая эти слова Христовы, подчеркивал, за что человеку вся эта немощь и хворь попускаются, напоминал о духовной стороне жизни, чтобы не пренебрегали ею. А то известно: вернется изгнанный бес и возьмет с собою семь других духов, злейших себя (см. Мф. 12: 45)…

Стремительная реконструкция


В конце 2010 года архимандрита Германа в дополнение ко всем несомым послушаниям благословили восстанавливать храм Корсунской иконы Божией Матери в селе Глинково на окраине Сергиевого Посада. Это уже когда документы на церковь были получены, а до этого в течение десяти лет он добивался выделения земли, освобождения помещений – там размещался химзавод. Каким батюшка тогда приходил после всех этих тяжб выжатым и обессиленным: как будто вновь ему и там с бесами биться приходилось...

Потом он еще собирал деньги для выкупа этого руинированного храма… А сама реконструкция была прямо стремительной: на Пасху 2011-го – меньше чем через год там уже служилась первая Пасхальная Литургия.

Народ охотно собирался на службы отца Германа. У него такое смирение было. Как-то раз на молебне, кропя народ, он задел одну женщину кропилом и так стал перед ней искренно каяться и просить прощения, прямо как провинившийся ребенок, что она вдруг расплакалась, – возможно, он так привел эту душу в умиление и помог ей самой обрести покаянное чувство.

Воин, молитвенник за павших

В Лавре свято хранится традиция – по заупокойном ударе в колокол вся братия должна приостановить все свои послушания и каждый сделать по двенадцать земных поклонов. А после облачения новопреставленного в монашеские одежды у гроба поочередно читать Евангелие.

Поскольку отец Герман умер от нынешнего смертельного поветрия, по благословению владыки наместника братия читала Священное Писание по новопреставленному келейно – то есть буквально каждый брат, а это сотни насельников, в келье читал по батюшке Евангелие с заупокойными молитвами. Удивительно, какой сонм молитв о упокоении дорогого собрата сплетался в поминальный венок и возносился к Богу в Лавре в эти дни.

Батюшка и сам о помине усопших всегда очень радел, тем более тех, кто в силу разных обстоятельств умер без возможности принять христианское напутствие. Если в самой Лавре Псалтирь не читается, то на подворье он установил ее чтение. Туда все записки тех, кого благословляют поминать только на Псалтири, и несли.

По благословению отца Германа Псалтирь с поминовением усопших читалась на территории храма Петра и Павла в часовне, которая была построена еще в 90-х годах в память о воинах, погибших в Афганистане. Хотя тогда уже и следующая война шла – в Чечне. Не все из убиенных на полях брани в наши дни были людьми церковными, но молитва за них тут не прекращалась.

На стенах часовенки установили плиты с именами сложивших души за други своя бойцов, а внутри, в центре, можно было поклониться большой иконе святого Царя Николая, – многие почитают этот образ за чудотворный. Новомученики – стражи веры православной в нашем народе, позволяющей сохранять души живыми для жизни вечной. Это тоже наш боевой потенциал.

Отец Герман и сам был настоящий воин, причем на очень сложных фронтах церковного служения, – бесноватые со всей страны, а то и из-за рубежа, к нему ехали, да и просто те, кто болен, стекались в течение всего года на Таинство соборования, которое совершалось на возглавляемом им лаврском подворье ежедневно в полдень, кроме разве что воскресных и праздничных дней.

Преставился архимандрит Герман прямо накануне своего тезоименитства. Старшие отцы говорят: такое у молитвенников, подвижников бывает.


Подготовила Ольга Орлова

Фотографии предоставлены пресс-службой Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свято-Казанский женский монастырь в селе Колюпаново
Вятский Преображенский женский монастырь
Смоленская Зосимова пустынь
Светлой памяти игумении Моисеи (Бубновой; † 8 марта 2021 г.)
Свято-Казанский женский монастырь в селе Колюпаново
Вятский Преображенский женский монастырь
Смоленская Зосимова пустынь
Светлой памяти игумении Моисеи (Бубновой; † 8 марта 2021 г.)
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Троицкий женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь