«Всегда радуйтесь…»

Иеромонах Иаков (Тупиков)

Чем больше в сердце человека места Богу, тем больше в нем радости. Тогда, даже если человек переживает испытания или устал от жизненных забот, в глубине души он не перестает радоваться.  О пасхальной радости, о ее стяжании,  продлении  рассуждает иеромонах Иаков (Тупиков), благочинный   Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы

Самая главная для нас книга, вмещающая в себя полноту Истины, это Божественное Евангелие – благая весть – возвещающая нам самую большую радость, которую только имело и имеет человечество – радость спасения от смерти, греха, зла и одиночества. Если в два слова заключить смысл и значение этой великой Книги, то мы можем выразить их именно нашим православным пасхальным приветствием: Христос Воскресе!

Это великое и радостное событие и есть суть нашей христианской веры, из которой происходит всё то, что мы совершаем в жизни как верующие люди. Всё то, что нами движет, что вдохновляет, дает силы жить, дает надежду. И в целом, осознанная жизнь по вере, жизнь с Богом, если она честна и цельна, не может не рождать особой радости, которую мы именуем именно пасхальной, потому что связываем ее с самыми важными и окончательными нашими надеждами – на жизнь вечную с нашим Отцом.

Другими словами,  – это радость наследников, тех, у кого отец имеет царство и завещает его со всеми богатствами и возможностями своим детям. Мы еще не унаследовали Царство, еще не царствуем со Христом, но мы уже дети нашего Бога, и можем радоваться радостью очень основательной надежды, надежды на вечную Пасху и вечную совершенную радость, ничем не омрачённую.

Уже сейчас начатки этой полной и безграничной радости даны нам в Празднике праздников, в пасхальном переживании Воскресения Господа и Его победы над злом и смертью.

Всё доброе земное только отчасти имеет место, оно не совершенно и является начатком и залогом Небесного. Именно поэтому здесь, на земле, мы испытываем огорчения, осознаём и свое недостоинство, и греховность, а радость часто омрачают искушения житейские или болезни. Но, если понимать, что Пасха Христова, вне зависимости от наших переживаний, остается вечной и непреходящей победой, что уже никто и никогда не упразднит совершившегося Воскресения Господа и его спасительных последствий для нас, то становится не так важна наша личная субъективная радость, наши чувства и эмоции.

Важна вера и сердечное знание того, что совершилось, а переживание Праздника может быть разным, в разной мере может посещать нас благодать этой духовной реальности.  И не надо унывать и грустить, если это не всегда бывает так, как нам хотелось бы; если вдруг случается в жизни что-то,  не совсем соответствующее пасхальному торжеству.

Бывает, что Бог дает переживать духовно очень глубоко пасхальное празднование Воскресения Господа, а бывает – промыслительно – дает погрустить немного и смириться, чтобы через это стать еще ближе к Нему и к Пасхе Небесной.

Но есть, несомненно, и то, что зависит от нас. То, как мы встречаем и переживаем светлое Воскресение Христово, во многом бывает плодом нашего отношения к посту, к нашим духовным предпочтениям, к нашим близким – в целом к нашей жизни и выбору тех или иных приоритетов.

Есть духовные закономерности, духовные законы, которые мы должны знать и осознавать их действие на себе. Можно ли, например, сказать, что радость, в том числе, и радость праздника, зависит от нас?

У нас есть заповедь: «Всегда радуйтесь...» (1 Фес. 5:16) –  значит, это возможно!  Ведь ничего неисполнимого Священное Писание не предлагает. Но как этому учиться, и что необходимо, какие условия нужны для того, чтобы иметь в сердце своем этом духовный залог и источник радости?

Апостол Павел, который сообщает нам эту заповедь о радости, тут же дает и ответ на этот вопрос. Нужно начинать с благодарения, благодарности: «О всем благодарите...» (1 Фес. 5:18) – будьте благодарны Богу и всем, кто вас окружает. Получается, что если мы за всё благодарны Богу, даже за испытания и скорби, за то, что само по себе радости вызывать не может, но рождает доверие и любовь, – мы открываем свои сердца для этого сверхъестественного дара, мы становимся способными по-настоящему всегда радоваться и особо переживать это состояние в период наших христианских праздников.

Так же и по отношению к окружающим людям. Если человек благодарит своих близких, значит, не считает их ему обязанными. Благодарностью он показывает, что принимает всё как дар, что он сам должник, а не ему должны. И тогда радость о бытии, а особенно, радость о Божией правде и Его победе, не может пройти мимо сердца человека.

Другой духовный закон заключается в том, что радуются Празднику те, кто смиренно не искал этой радости для себя, кто переживает само празднуемое событие как важное и значимое для всех людей, а не для себя только, и не для переживаний чувственных. Другими словами, радость духовная дается тем, кто не ищет своего, по словам того же апостола Павла; не ради себя и своих эмоций посещает богослужения, соблюдает посты, молится, творит добрые дела, а ради того, чтобы Божию волю о себе исполнить, ответить Небесному Отцу взаимностью и любовью.

Отдавая, мы приобретаем то, чего и не ожидали, а присваивая себе что-то эгоистически в своих желаниях и помыслах, – теряем и остаемся ни с чем. То есть еще одним залогом духовной радости Праздника является смирение.

Есть и другие закономерности. Если мы делимся радостью с ближними, то, в отличие от скорби, она не убывает, а увеличивается. Делиться – это, как правило, всегда обогащаться, а приберегать только для себя – терять и оскудевать. Радость, если мы ее дарим, отдаем, преисполняет нас всё более и более. Также невозможно быть причастным пасхальному торжеству, если мы кого-то в чем-то не простили. И, наоборот, если мы причастны этому великому пиру веры, то невозможно не простить.

Зная всё это, Церковь Христова призывает нас в эти святые и праздничные дни возрадоваться и проявить свято и любовно нашу радость: …просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Материалы по теме

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь